13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зернов Николай
Зернов Н. Девятый Англо-Православный съезд. Журнал "Путь" №49
Современная жизнь с быстротой своих темпов и погоней за новизной не благоприятствуешь сосредоточенной планомерной работе. Поэтому само число — «Девятая Англо-Православная встреча» — представляет собою нечто примечательное, выходящее из рамок обычных религиозных конференций.
Каждый год в течение последних девяти лет, несмотря на все перипетии современной истории и материальные препятствия, православные и англикане, профессора и студенты встречаются в Англии и проводят неделю в общей молитве и в обсуждении вопросов церковной жизни. Рост числа членов и непрерывность созыва самих съездов указывают на жизненность этих встреч и на исключительное значение, которое им придают их участники.
В этом году собрания съезда происходили с 22 по 28 июня, и в них участвовали более 200 человек. Тема съезда была: Бог, человек и общество. И, может быть, ни один из предыдущих съездов не был так показателен для выяснения причин их неизменных успехов, как собрание этого года. Программа съезда распадалась на 3 части: выявление христианского учения о Боге и человеке, изучение причин современного кризиса и нахождение христианского выхода из создавшегося тупика. Введением в обсуждение каждой части программы служили два доклада: русский и английский. Дальнейшая же разработка вопросов происходила в смешанных группах, на которые были разбиты участники съезда. Две черты особенно ярко выявились во всей работе собрания: полное единомыслие англикан и православных в определении сущности христианства и их подлинное согласие по вопросу о месте церкви в жизни современного человечества. Это единомыслие было основано однако ни на компромиссе, ни на желании преуменьшить раз-
82
личия между вероисповеданиями, ни на попытке закрыть глаза на трудности проблем церковной жизни. Наоборот, вся атмосфера съезда была одухотворена исключительно смелым подходом к современности и откровенным признанием отдельных исторических неудач христианства. Но, несмотря на это, все участники съезда были вдохновлены верой в силу церкви и в истинность ее учения.
Первые два доклада были прочитаны проф. Лондонского университета Рельтоном и проф. Фроловским. Первый докладчик в исключительно блестящей речи показал, насколько все христианство зиждется на вере, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек и что все либеральные протестантские теории об Иисусе Христе, как о Боговдохновенном пророке, ведут к пантеизму или деизму, т. е. отрицанию личного Бога, а потому в конечном итоге и к отрицанию ценности человеческой личности. Проф. Фроловский, говоря о Воскресении, показал, насколько неверно обычное противопоставление о душе, как о божественном и светлом начале в нас, телу источнику, греха и страстей. Это Платоновское учение о душе, как птице, заключенной в клетке, стоить в полном противоречии христианскому представлению о личности, согласно которому человеку даны от Бога душа и тело, хотя и разные по своей природе, но равно сотворенные Богом и нужные для полноты нашего развития. Поэтому грех коренится в злой воле человека, а не в которое подвержено болезням, страданиям и смерти в результате искажения духовной сущности человека. Вследствие этого только христианская вера в Воскресение дает правильное учение о значении тела и открывает пути для творческого развития личности.
Проф. Бердяев и Ольдам проделали чрезвычайно интересный и поучительный анализ современного социального строя, пренебрегающего человеческой личностью и приносящего ее в жертву низшим ценностям. Они также показали что одно лишь христианство дает благоприятную почву для роста личности, и потому только оно одно может спасти человека от гибели в тисках современной механической цивилизации и предохранить его от поглощения молохом тоталитарного государства.
Последний день был посвящен докладам проф. Бердяева и известного деятеля социального христианства проф. Деманта, говоривших о путях преодоления современного кризиса через возрождение церковной жизни.
В результате 4-х дневной работы съезд пришел к следующему единодушному заключению: Неустойчивость современной цивилизации является результатом пренебреже-
83
ния ценностью человеческой личности. Современный человек потерял себя и стал игрушкой в руках стихийных сил природы. Он сможет обрести себя и свое подлинное положение в мире, лишь вернувшись к христианскому учению о Боге и человеке. Этот возврат не возможен без восстановления авторитета церкви, который не достижим, однако, на прежних путях ее зависимости от государства. Члены церкви, смогут явить миру силу и истины христианства, только восстановив свое единство и укрепив жизнь церковной общины.
Участники съезда глубоко пережили свое духовное единство, и вопрос об установлении сотрудничества между Англиканской и Православной церквами стал во всей остроте пред их сознанием. Обсуждение путей для осуществления этой чрезвычайно насущной задачи было предметом работы второй части съезда, которая была предназначена уже не для студентов, а для священников и мирян, членов содружества имени Св. Албания и Пр. Сергия Радонежского. В центре внимания этой второй части собрания был вопрос о литургическом общении между православными и англиканами. Участники съезда оказались разделенными по этому вопросу на две части. Одни считали, что необходимо добиваться общения в таинствах между членами обеих церквей, поскольку они уже находятся в единстве веры. Другие же полагали, что взаимное приобщение может быть лишь венцом работы соединения церквей, когда между всеми членами церквей будет достигнуто единогласие по всем вопросам. Но, разойдясь в этом, все они проявили исключительное единодушие в вопросах необходимости самой настойчивой работы для его скорейшего осуществления.
Последний день был посвящен поэтому обсуждению, того, что может быть сделано членами содружества в течение текущего года, и здесь проявился в ярких чертах тот дух подлинного христианского реализма, которым характеризуется вся деятельность Англо-Православных съездов. Сознание единства между православными и англиканами не ограничивается только молитвами и богословскими беседами, оно находить свое воплощение в той большой и самоотверженной помощи гонимой Русской церкви, в которой принимают участие члены содружества. Каждая епархия Англии теперь имеет представителей содружества, которые стараются заинтересовать в Православии других англичан и заручиться их духовной и материальной помощью Русской церкви. Собрание наметило план обширной работы для наступающей зимы, который включил в себя: издание необходимой литературы, устройство лекций и съездов, а также приглашение
84
Русского церковного хора для духовных концертов в Англии. Большое внимание тоже было обращено на устройство Православных студентов в английские богословские колледжи.
В заключение хочется поставить вопрос, каким образом Англо-Православное содружество смогло найти почву для столь плодотворного сотрудничества между своими членами. Его участники, принадлежа к двум различным верой исповеданиям, вместо споров и взаимных обвинений ныне оказывают значительную помощь друг другу. Опыт содружества дает следующий ответ на этот существенный вопрос: его члены нашли свое единство чрез взаимное участие в богослужениях другой церкви. Не в залах собраний, не в горячих обсуждениях больных вопросов современной жизни, а в храме во время Святой Евхаристии англикане и православные осознали свое братство во Христе, которое не было разрушено, несмотря на столетия отдельного существования. Участники Англо-Православных съездов проникли в таинственные глубины жизни церкви и нашли там тот неиссякаемый источник воды живой, который дал возможность понять друг друга и обрести то единство ума и сердца, в котором так нуждаются сейчас как западные, так и восточные христиане, стоящие пред общей грозной опасностью возрождавшегося язычества.
Д- р Н. 3 е р н о в .
Лондон. 1 июнь 1935 года.
85
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.