Поиск авторов по алфавиту

Автор:Зернов Николай

Зернов Н. Девятый Англо-Православный съезд. Журнал "Путь" №49

 

Современная жизнь с быстротой своих темпов и по­гоней за новизной не благоприятствуешь сосредоточенной пла­номерной работе. Поэтому само число — «Девятая Англо-Пра­вославная встреча» — представляет собою нечто приме­чательное, выходящее из рамок обычных религиозных конференций.

Каждый год в течение последних девяти лет, несмо­тря на все перипетии современной истории и материальные пре­пятствия, православные и англикане, профессора и студенты встречаются в Англии и проводят неделю в общей молитве и в обсуждении вопросов церковной жизни. Рост чис­ла членов и непрерывность созыва самих съездов указывают на жизненность этих встреч и на исключительное значение, которое им придают их участники.

В этом году собрания съезда происходили с 22 по 28 июня, и в них участвовали более 200 человек. Тема съезда была: Бог, человек и общество. И, может быть, ни один из предыдущих съездов не был так показателен для выяснения причин их неизменных успехов, как собрание этого года. Программа съезда распадалась на 3 части: выявление христианского учения о Боге и человеке, изуче­ние причин современного кризиса и нахождение христианского выхода из создавшегося тупика. Введением в обсужде­ние каждой части программы служили два доклада: русский и английский. Дальнейшая же разработка вопросов проис­ходила в смешанных группах, на которые были разби­ты участники съезда. Две черты особенно ярко выявились во всей работе собрания: полное единомыслие англикан и православных в определении сущности христианства и их подлинное согласие по вопросу о месте церкви в жизни со­временного человечества. Это единомыслие было основано однако ни на компромиссе, ни на желании преуменьшить раз­-

82

 

 

личия между вероисповеданиями, ни на попытке закрыть гла­за на трудности проблем церковной жизни. Наоборот, вся атмосфера съезда была одухотворена исключительно смелым подходом к современности и откровенным признанием отдельных исторических неудач христианства. Но, несмо­тря на это, все участники съезда были вдохновлены верой в силу церкви и в истинность ее учения.

Первые два доклада были прочитаны проф. Лондонского университета Рельтоном и проф. Фроловским. Первый докладчик в исключительно блестящей речи показал, на­сколько все христианство зиждется на вере, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек и что все либеральные протестантские теории об Иисусе Христе, как о Боговдохновенном пророке, ведут к пантеизму или деиз­му, т. е. отрицанию личного Бога, а потому в конечном ито­ге и к отрицанию ценности человеческой личности. Проф. Фроловский, говоря о Воскресении, показал, насколько не­верно обычное противопоставление о душе, как о божественном и светлом начале в нас, телу источнику, греха и страстей. Это Платоновское учение о душе, как птице, заключенной в клетке, стоить в полном противоречии христианскому представлению о личности, согласно которому человеку даны от Бога душа и тело, хотя и разные по своей природе, но равно сотворенные Богом и нужные для пол­ноты нашего развития. Поэтому грех коренится в злой воле человека, а не в которое подвержено болезням, страданиям и смерти в результате искажения духовной сущ­ности человека. Вследствие этого только христианская вера в Воскресение дает правильное учение о значении тела и открывает пути для творческого развития личности.

Проф. Бердяев и Ольдам проделали чрезвычайно ин­тересный и поучительный анализ современного социального строя, пренебрегающего человеческой личностью и приносящего ее в жертву низшим ценностям. Они также показали что одно лишь христианство дает благоприятную почву для роста личности, и потому только оно одно может спасти че­ловека от гибели в тисках современной механической ци­вилизации и предохранить его от поглощения молохом тоталитарного государства.

Последний день был посвящен докладам проф. Бер­дяева и известного деятеля социального христианства проф. Деманта, говоривших о путях преодоления современного кризиса через возрождение церковной жизни.

В результате 4-х дневной работы съезд пришел к следующему единодушному заключению: Неустойчивость со­временной цивилизации является результатом пренебреже­-

83

 

 

ния ценностью человеческой личности. Современный человек потерял себя и стал игрушкой в руках стихийных сил природы. Он сможет обрести себя и свое подлинное поло­жение в мире, лишь вернувшись к христианскому учению о Боге и человеке. Этот возврат не возможен без восстановления авторитета церкви, который не достижим, однако, на прежних путях ее зависимости от государства. Члены цер­кви, смогут явить миру силу и истины христианства, только восстановив свое единство и укрепив жизнь церковной об­щины.

Участники съезда глубоко пережили свое духовное един­ство, и вопрос об установлении сотрудничества между Ан­гликанской и Православной церквами стал во всей остро­те пред их сознанием. Обсуждение путей для осуществле­ния этой чрезвычайно насущной задачи было предметом ра­боты второй части съезда, которая была предназначена уже не для студентов, а для священников и мирян, членов содружества имени Св. Албания и Пр. Сергия Радонежского. В центре внимания этой второй части собрания был вопрос о литургическом общении между православными и англиканами. Участники съезда оказались разделенными по этому вопросу на две части. Одни считали, что необходимо доби­ваться общения в таинствах между членами обеих церквей, поскольку они уже находятся в единстве веры. Другие же по­лагали, что взаимное приобщение может быть лишь венцом работы соединения церквей, когда между всеми членами цер­квей будет достигнуто единогласие по всем вопросам. Но, разойдясь в этом, все они проявили исключительное едино­душие в вопросах необходимости самой настойчивой работы для его скорейшего осуществления.

Последний день был посвящен поэтому обсуждению, того, что может быть сделано членами содружества в тече­ние текущего года, и здесь проявился в ярких чертах тот дух подлинного христианского реализма, которым харак­теризуется вся деятельность Англо-Православных съездов. Сознание единства между православными и англиканами не ограничивается только молитвами и богословскими беседами, оно находить свое воплощение в той большой и самоотвержен­ной помощи гонимой Русской церкви, в которой принимают участие члены содружества. Каждая епархия Англии теперь имеет представителей содружества, которые стараются заин­тересовать в Православии других англичан и заручиться их духовной и материальной помощью Русской церкви. Со­брание наметило план обширной работы для наступающей зимы, который включил в себя: издание необходимой лите­ратуры, устройство лекций и съездов, а также приглашение

84

 

 

Русского церковного хора для духовных концертов в Ан­глии. Большое внимание тоже было обращено на устройство Православных студентов в английские богословские кол­леджи.

В заключение хочется поставить вопрос, каким образом Англо-Православное содружество смогло найти почву для столь плодотворного сотрудничества между своими чле­нами. Его участники, принадлежа к двум различным ве­рой исповеданиям, вместо споров и взаимных обвинений ны­не оказывают значительную помощь друг другу. Опыт содружества дает следующий ответ на этот существен­ный вопрос: его члены нашли свое единство чрез взаимное участие в богослужениях другой церкви. Не в залах собра­ний, не в горячих обсуждениях больных вопросов со­временной жизни, а в храме во время Святой Евхаристии англикане и православные осознали свое братство во Христе, которое не было разрушено, несмотря на столетия отдельного существования. Участники Англо-Православных съездов про­никли в таинственные глубины жизни церкви и нашли там тот неиссякаемый источник воды живой, который дал возможность понять друг друга и обрести то единство ума и сердца, в котором так нуждаются сейчас как западные, так и восточные христиане, стоящие пред общей грозной опасностью возрождавшегося язычества.

Д- р  Н. 3 е р н о в .

Лондон. 1 июнь 1935 года.

85


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.