13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зернов Николай
Зернов Н. Единство Англиканской Церкви. Журнал "Путь" №47
Самой отличительной чертой современного Англиканства, более всего поражающей постороннего наблюдателя, является напряженная борьба богословских течений и партий внутри этой Церкви.
Противники Англиканства видят в этих столкновениях верный признак его обреченности. В особенности на страницах римско-католической богословской литературы можно часто найти красочные описания отсутствия единства у англикан и предсказания его неминуемой гибели. Вместе с тем всякое объективное исследование Англиканства с несомненностью свидетельствует об исключительной жизненности и духовной силе этой Церкви. За четыре столетия своего независимого от Рима существования Англикане создали двенадцать автокефальных и пятнадцать миссионерских Церквей, тогда как в XVI веке они имели всего два митрополичьих округа. Подобное противоречие между предсказаниями Римо-католических богословов и исторической действительностью ставить перед каждым исследователем Англиканства вопрос о причинах духовного процветания этой Церкви, которая может расти и развиваться, несмотря на очевидные разногласия среди ее членов.
Этот вопрос подводит нас вплотную к проблемам единства Церкви вообще и потому его значение и интерес выходить за границы тем, связанных преимущественно с изучением Англиканства.
Англиканская Церковь обычно подразделяется на три основных группировки — высокой, широкой и низкой церкви, которые соответствуют католическому, протестантски-либеральному и консервативному направлению богословия других церквей. Всякий, кто знает, в какой непримиримой борьбе находятся эти три вида церковной мысли и жизни вне англиканства, может себе легко представить, насколько безнадежной должна казаться задача объединения этих трех
51
взаимоисключающих течений в лоне единой Англиканской Церкви. Вместе с тем не только все эти партии остаются внутри ее, но в действительности их число значительно превышает вышеупомянутая три направления.
Современные богословские течения Церкви Англии можно подразделить на восемь основных группировок, но и они, однако, не исчерпывают всего разнообразия и богатства англиканской богословской мысли. Четыре из них называют себя Англо-католическими и они связывают себя с вселенской традицией церкви, четыре других Евангелических находят свое духовное отечество в Реформации XVI века.
Первое из англокатолических течений называется обычно романизирующим, так как его члены видят в Римском Католицизме самого авторитетного представителя Вселенской Церкви и стремятся воспроизводить в своем богословии и богослужении современный Римский Католицизм со всеми его особенностями, вплоть до употребления латинского языка во время Евхаристии. Это течение, немногочисленное количественно, объединяет своих членов в общество Св. Петра, издающее небольшой журнал и серии брошюр. Оно также связано с Англиканским Бенедиктинским монастырем «Nashdom», который издает журнал «Laudate».
Второе из англо-католических течений можно назвать «трактарьянским», так как его члены являются непосредственными преемниками и верными хранителями заветов основоположников Оксфордского Движения *), возродившего вселенскую традицию в Англиканской Церкви. Ранние деятели Оксфордского Движения начали свою борьбу против тогда господствовавшего протестантизма, изданием небольших брошюр, называвшихся «трактатами», и отсюда родилось и то название «трактарьянцы», под которым вошли в историю его участники.
Для трактарьянцев конечный авторитет в церковной жизни принадлежит Церкви до ее разделения на Восточную и Западную в 1054 г. В своей напряженной борьбе как против Рима, так и Протестантизма, они апеллировали к решениям Вселенских соборов и к писаниям учителей Церкви первых одиннадцати веков рассчитывая найти у них твердое обоснование для решений всех спорных вопросов. Более всестороннее изучение церковной истории, а также новые открытия в области исследования Библии поколебали фундамент, избранный «трактарьянцами» и в настоящее время это течение постепенно уступает место другим направлениям
*) Начало Оксфордского Движения относится к 1833 г.
52
Англо-Католичества. Его представителей можно найти теперь преимущественно среди тех стариков священников, которые еще помнят те годы, когда тонеры Англо-Католичества с опасностью для жизни вводили католические: облачение и обряды в богослужение своих приходов.
Третье течение можно назвать Восточным Православным. Его участники считают, что современное православие является наиболее подлинным носителем Вселенской истины и что в соединении с ним Англиканство может найти наиболее благоприятную почву для своего духовного роста и процветания. Больше того, они видят, что с самого начала своего отделения от Рима Англикане стремились осуществить в своей жизни те принципы соборности, которые являются характерной особенностью Восточного Православия. Это течение, бывшее немногочисленным до сих пор, начинает сейчас все более привлекать внимание молодого поколения Англиканских богословов. Внастоящеевремяоноимеетужедважурнала «The Christian East» и «The Journal of the Fellowship of St. Alban and of St. Sergius. В скором времени предстоит издание сборника статей его участников, в котором наравне с англиканскими авторами будут помещены статьи русских богословов из Парижа.
Последним и наиболее крупным Англо-Католическим течением является так называемый либеральный католицизм, начатый Еп. Гором и его друзьями в 1899 г. изданием сборника «Lux Mundi». В нем утверждалась органическая связь Англиканства с Вселенской традицией Церкви, но вместе с тем признавалась необходимость свободы научного исследования в богословии и законность применения к нему обычного критического метода.
Этот сборник открыл новую эпоху в истории Англо-Католичества и все его наиболее видные современные представители принадлежать в той или иной степени к этому течению. Theology, The Church Quarterly Review, The ChurchTimes и другие наиболее распространенные и авторитетные церковные журналы являются выразителями разных струй современного либеральная католицизма. Лучшие богословские колледжи Англии связаны также с этим течением и им же вдохновлялись две самые крупные организации Англиканской церкви — Англо-католический конгресс (Anglo-Catholic Congress и Объединение Английской Церкви (English Church Union), которые только что слились в единое общество. Либеральный католицизм признает авторитет Вселенской Церкви, не связывая, однако, его с какой-либо определенной эпохой истории или особым церковным институтом, подоб-
53
ным Папству или Вселенскому Собору. Вся история Церкви представляется ему сферойдействия и вдохновения Святого Духа.
Этими четырьмя основными направлениями исчерпываются англо-католические течения внутри Англиканства. Они разделяются друг от друга преимущественно различным определением церковного авторитета. Первое из них находить его в Риме, второе в церкви до ее разделения на Западную и Восточную, третье в Восточном Православии, а четвертое в опыте всей Христовой церкви. Но, несмотря на эти разногласия, они все признают авторитет Церкви и настаивают на том, что соборный опыт христианского человечества является наиболее верным критерием истины.
Четыре последних течения внутри Англиканства связывают себя с реформацией. Они склоняются поэтому к индивидуализму, и считают пророческие прозрения отдельных боговдохновенных личностей за более верный путеводитель в деле спасения, чем коллективный опыт Церкви.
Первое место среди них по своему богословскому весу занимает либеральный евангелизм. В своих практических выводах он очень близко приближается к либеральному католичеству, но приходит он к ним, исходя из иных положений. Либеральный евангелизм, подобно либеральному католицизму, настаивает на необходимости свободы богословского исследования; он отказался от традиционного протестантизма с его верой в непогрешимость Библии и в безусловной авторитет пророков Реформации. Но в то же время либеральный евангелизм чуждается признания авторитета традиций и стремится быть строго экспериментальным во всех своих утверждениях. Он ищет тех форм церковной жизни, которые оправдали бы себя на практике и удовлетворяли бы духовный потребности современных членов Церкви. Все, что оказывается жизненным и духовно-возрождающим, приемлется им и поэтому в его богословии и богослужебной практике встречается все больше и больше элементов заимствованных из опыта Вселенской церкви. Но их включение обосновывается не на признании авторитета церковной традиции, а на их практической целесообразности. На этом основании либеральный евангелизм все больше склоняется к литургическому типу богослужения, подчеркивая сакраментальные принципы христианства, хотя и воздерживается от католического учения о таинствах, которое является духовной основой либерального католичества, как и всех других Англо-католических течений. Либеральный евангелизм будучи одним из новых явления Англиканской
54
церковной жизни пока еще не многочислен. Его члены объединены в общество называемое: Anglican Evangelical Group Movement, их печатным органом служить: The Church of England Newspaper. Но наиболее ярким выражением их деятельности служат ежегодные съезды в Кромере, которые отличаются либеральным духом своих Богословских докладов и торжественностью своих богослужений. Таким образом либеральный евангелизм открыто показывает свой разрыв с консервативным Евангелизмом Англии, который до сих пор остается скованным пуританским неприятием католических форм Богослужения. Два лучших евангелических богословских колледжа Англии WycliffeHallвОксфорде и RidleyHallв Кембридже находятся также в настоящее время в духовной орбите либерального евангелизма.
К нему справа примыкает консервативный евангелизм, а слева Англиканский модернизм. Последний считается самым радикальным течением внутри Церкви Англии. Будучи совсем немногочисленным количественно, он хорошо организован, имеет свой орган «The modern Churchman», богословский колледж в Оксфорде «Ripon Hall» и устраивает ежегодно конгрессы. Англиканские модернисты ставят своей основной задачей примирение традиционных учений Церкви с современным научным мышлением. Поэтому он настаивает на создании нового Символа веры и чинов Таинств, которые могли бы употребляться параллельно с ныне существующими. Они считают, что человек XX века не обязан пользоваться символами веры и формами богослужения, созданными или в V или в XVI веке и должен искать такие выражения для своей молитвы, которые соответствовали бы его новому мироощущению. Модернистические увлечения за последние годы, начинают, однако, идти на убыль. Свое вдохновение они черпали в вере в незыблемость нового научного мировоззрения, которое оказалось ныне само лишенным прочного фундамента, благодаря последним открытиям в области физики и химии. Поэтому, как это ни странно, модернизм в Англии является религией людей скорее почтенного возраста, и он с трудом находить своих адептов среди более молодого поколения англиканских богословов.
Самым многочисленным из Евангелических течений Англиканства является консервативный евангелизм. Это направление характеризуется глубоким личным благочестием его членов, склонных к пиетизму и недоверчиво относящихся ко всякому богословию, которое представляется им недолжной рационализацией христианства. Английские кон-
55
сервативные евангелики, несмотря на свою многочисленность и значительное влияние, переживают однако в данное время глубокий духовный кризис. Вся их религиозная мистика строилась на признании буквального Боговдохновения Библии и в этой вере они находили духовную опору для своей борьбы против авторитета Вселенской традиции Церкви. Подрыв веры в буквальную непогрешимость Библии сделал невозможной защиту их позиции на прежнем основании, и теперь евангелизм в его чистом виде все реже встречается среди богословов, хотя он все еще продолжает господствовать среди благочестивых мирян, в особенности принадлежащих к более состоятельным кругам общества. Органами евангелистов служат The Record и The English Churchman. У них имеется несколько больших богословских колледжей, так например: Sr. John's Highbury, но ни один из них не достигает высокого уровня колледжей, принадлежащих к англо-католическому направлению.
Последней группой среди Евангелических течений Англии являются фундаменталисты, т. е. лица, продолжающие настаивать на буквальном Боговдохновении Библии. Сторонники этого учения остаются лишь пережитком прошлого, и они не имеют ни одного известного богослова в своей среде. Несмотря на это, на их средства все же содержится небольшой богословский колледж в Бристоле. Значение этого течения столь невелико, что его едва ли приходится учитывать как реальную силу при изучении современного англиканства.
Только что сделанное описание Церкви Англии должно еще раз подтвердить отсутствие единства среди ее членов, которые принадлежат ко всем течениям христианской традиции, начиная с Католичества и кончая фундаментализмом и модернизмом. Возникает, естественно, вопрос, каким же образом Англиканская Церковь смогла расслоиться настоль ко несоединимых элементов и все же сохранить свое видимое единство. Обычно, подобное недоумение разрешается ссылками на историю англиканской реформации, в результате которой Церковь Англии будто бы исключительно благодаря давлению государственной власти искусственно включила в себя католические и протестантские течения. Не связанные органически друг с другом, они пребывают в мнимом единстве, благодаря продолжающемуся государственному контролю над Церковью. Но как только произойдет отделение Церкви от государства в Англии и прекратится материальная помощь, которою пользуется в настоящее время все ее партии, так тотчас Англиканство распадется на свои составные части. Лица, держащаяся этого мнения таким образом
56
стремятся объяснить парадоксальность положения современного Англиканства на основании догматической беспринципности его членов и их склонности к компромиссу ради практических и даже чисто материальных выгод.
Однако есть много оснований считать, что подобное отношение к Англиканству зиждется на глубоком непонимании его истории, и противоречить ряду бесспорных фактов из современной жизни.
Прежде всего следует отметить, что борьба внутри англиканства началась задолго до реформации. Учение Уйклифа (1320— 1384) и его последователей Лоллардов является почти тождественным с основными положениями современного Англиканского евангелизма. Также можно проследить нити, связующие и другие течения внутри Англиканства с движениями, относящимся к эпохе норманского нашествия или даже к предшествующими столетиям (*).
Таким образом, наличие разнообразных течений внутри Англиканства не связано с событиями Реформации, хотя их взаимная борьба и обострилась в результате революций XVI и XVII столетий. В такой же степени неверно и утверждение, что единство Церкви в Англии держится теперь лишь благодаря контролю и давлению государства. В действительности, из всех 12 автокефальных церквей, принадлежащих к Англиканству, только два митрополичьих округа: кентерберийский и йоркский, не отделены еще от государства. Вместе с тем все другие Церкви, которые давно совершенно независимы в своей внутренней и внешней жизни, продолжают включать в себя лиц, принадлежащих к различным направлениям англиканского богословия. Больше того, несколько епархий в самой Англии, а именно провинции Уэльса, были в 1920 г. отделены от государства, и это событие не вызвало раскола внутри них, а лишь наоборот, послужило к укреплению их внутреннего единства. В настоящее время в действительности никакие внешние преграды или преимущества не удерживают англикан в лоне их Матери Церкви ите из них, которые остаются в ней,делаютэто на основании религиозных убеждений. Об этом же в особенности свидетельствует богословская литература современного Англиканства, утверждающая возможность и же-
*) Так например архитектура знаменитых Норманских Соборов Англии указывает на любовь населения к пышным процессиям, столь распространенным и ныне среди англо-католиков. Наоборот, многие черты Англо-Саксонского христианства Англии удивительным образом совпадают с духом и традициями Восточного Православия.
57
лательность разнообразия богословских течений в своей среде и приветствующая наличие у себя католического, православного и протестантского направлений.
Поэтому, несомненно, следует искать более глубокое духовное основание, на котором построено необычайное здание современного Англиканства, и им является своеобразное сочетание в Англиканстве верности Церковному Преданию с недоверием к формальным и локализированным органам церковной непогрешимости.
Эти два признака проходят красной чертой через церковное сознание всех партий Церкви Англии и они связуют их в единое нераздельное целое.
Так, например, Англо-Католик даже романизирующего направления, вся религиозная жизнь которого строится на незыблемом фундаменте авторитета священного предания, отличается от Римо-Католика именно тем, что он не может признать непогрешимости решений любого Римского Паны; непогрешимости, не зависящей ни от личных качеств последнего, ни от исторических обстоятельств его времени.
То же соединение традиционализма с неприятием формальной непогрешимости характеризуете и основную струю англиканского евангелизма, который, несмотря на свою склонность к индивидуалистическому типу благочестия, глубоко чтит литургические формы богослужения, освященная преданием Церкви. Преклоняясь перед Библией, евангелизм отрицаете ее буквальную непогрешимость. Признавая авторитете пророков реформации, он свободно критикует их фанатизм и отказывается следовать крайностям их учения. Даже модернисты не составляют в действительности исключения из общего правила. Несмотря на весь свой радикализм, и смелое требование широкого обновления церковной жизни, они исходят из признания ценности церкви и органичности ее развития, и только в этом свете могут быть правильно поняты их действия. Модернисты Церкви Англии стремятся не уничтожать традиционные формы богослужения и СимволВеры,на чем настаивают либеральные богословы протестантских Церквей. Они хотят лишь придать церковной литургике новый смысл и новую действенность, введя в них элементы, созвучные миросозерцанию современного человека. Новые чины таинств и богослужений, предлагаемые модернистами, не должны, по мнению их, заменитьныне существующие, а должны употребляться наравне с последними в случае желания, отдельных приходов. В этом признании необходимости постепенной эволюции церковной жизни, англиканские мо-
58
дернисты сближают себя с либеральными Англо-Католиками и Евангелистами и вводят себя в основную струю Англиканских традиций.
Конечно, среди членов Церкви Англии встречаются как отдельный личности, так и небольшие группы верующих, который или отрицают ценность традиций вообще (крайние модернисты) или признают возможность внешней формальной непогрешимости (крайние романизирующие течения среди англо-католиков и фундаменталисты среди Евангелистов), но в этих случаях эти лица уже не являются действительными представителями Англиканства и они неизбежно переходят в Римо-Католицизм или в Протестантизм.
Наконец, наиболее конкретным и ярким выражением подлинно англиканского отношения к Церкви, в котором сочетается верность традиции и свобода ее истолкования, может служить история англиканского священства. Церковь Англии в отличие от других церквей, прошедших через огонь реформации, сохранила непрерывность своих епископских посвящений и, таким образом, соблюла апостольское преемство своей иерархии. В этой верности церковному преданию выразилась глубокаявера Англикан, как в единство Церкви, так и в непрерывность благодатной струи ее жизни, которую не в силах пресечь ни бури ее истории, ни отпадения и грехи ее членов. Англо-Католики, евангелисты и модернисты по-разному истолковывают отличие священства, имеющего Епископское рукоположение от протестантского пасторства, новсе они проходят через посвящение Епископами и не мыслят без него своего пастырского служения. Признание необходимости иерархии для нормальной жизни Церкви, разделяемое всеми без исключения Англиканскими течениями богословской мысли, делает Церковь Англии единым организмом. Насколько принятие сана из рук Епископа остается ненужным и даже предосудительным актом для правоверного протестанта, настолько же оно является духовно необходимым для любого Англиканина без различия его партийной принадлежности. Эта верность традиции проводит основную черту отличия между Англиканством и Протестантизмом. Непризнание же формальной непогрешимости выделяет его из среды Римского Католичества.
Возникает вопрос, каким образом англикане смогли найти ту среднюю линию между отрицанием видимой Церкви и отождествлением ее авторитета с личностью преемника апостола Петра, чего не удалось достичь другим западным христианам. Нелегко дать исчерпывающий ответ
59
на этот вопрос. Однако, изучение англиканского богословия, в особенности же непосредственное соприкосновение с церковной жизнью англикан, указывает на особенности их веры в полноту и действенность Боговоплощения, как на ту силу, которая помогла им удержать в лоне единой Церкви различные течения богословской мысли. Хотя без веры в Боговоплощение не возможно христианство вообще, и на ней построено богословие всех христианских вероисповеданий, но есть элементы в англиканском восприятии Боговоплощения, которые выделяют его из среды других западных конфессий. Для Англикан Боговоплощение означает не только духовное искупление человечества и снятие с него проклятия, наложенного на него за первородный грех, но оно связано для них также и с освящением всей жизни, с преображением всего сущего на земле. Это понимание христианства, столь сродное Восточному Православию, в особенности в его русском выражении, делает Церковь для англикан живым и творческим организмом, проникающим во все сферы жизни и повсюду несущим благодатную силу спасения. Церковь потому является для них продолжательницей дела искупления, начатого Воплотившимся Богом Словом, ей дана власть исцелять физические и нравственные недуги человечества, просвещать его разум и чувства, в ее задачу входить борьба со всеми социальными и личными грехами людей. Это учение о Церкви, которое связует в единоецелое дело искупления человечества, совершенное Спасителем, с историей земной Церкви, придает Англиканству ту жизненность и то органическое единство, которые отсутствуют в протестантских общинах, склонных подчеркивать преимущественно духовную сторону искупления и потому не чувствующих видимой сакраментальной природы Церкви. Однако, Англиканство отличается не только от Протестантизма, но и от Римо-Католичества своим восприятием Боговоплощения, и это делает его столь неприемлемым для римского Богословия. Для Англикан Боговоплощение было действительным актом самоуничижения Божества, принявшего тварную человеческую природу со всеми ее ограничениями.Исходя из этого положения Англикане воспринимают и земную Церковь, как пребывающую в состоянии уничижения и страждующую от грехов, маловерия и неправоверия своих членов. Церковь, уподобленная Евангельскому полю,где до часа жатвы растутвместе пшеница и плевелы, есть наиболее любимый образ англиканского богословия. И поэтому Англикане менее других христиан смущаются наличием разногласий среди своих членов, считая, что полнота Бого-
60
ведения и высоты святости откроются в Церкви лишь по окончании ее земной истории.
Таким образом, Англикане, признавая неизбежность внутри-церковных столкновений, объясняемых ими в свете того пути Воплощения, которое избрало Второе Лицо Св. Троицы, выделяют себя из среды римских католиков, склонных придавать Церкви ту власть и ту силу, от которой отказался Иисус Христос во время своей земной жизни.
Именно эта особенность англиканской веры в Боговоплощение со всеми вытекающими из нее практическими последствиями и делает эту Церковь столь непонятной для Рима, который продолжает обвинять ее членов или в догматической незрелости или в беспринципности.
Отсюда же рождаются постоянные его предсказания о неминуемом разложении Англиканства, которое однако, продолжает процветать и приносить плоды благодатной церковной жизни.
Итак, Англиканство остается чуждым и одиноким среди западных христиан, но не только среди католиков, но и среди протестантов, несмотря на то, что оно одно не ведет прозелитизма среди других христиан. Вопрос о различных причинах подобного отношения представляет большой интерес и, разобравшись в нем, легче будет определить и отношение Православия к современному Англиканству.
Обычный подход протестантских богословов к Церкви Англии можно определить скорее как недоумение, смешанное с подозрительностью. Для ортодоксального протестанта остается непонятным как Англиканская Церковь, «очищенная» реформацией, строящая свое вероучение на Библии, продолжает все же благоговейно чтить традиции всей Вселенской Церкви и отказывается считать Кальвина и Лютера единственными авторитетными истолкователями христианства. Такое положение протестантам кажется страдающим от отсутствия последовательности. Они приписывают его, однако, не качеству англиканского восприятия смысла Боговоплощения, а особенности английского национального характера, забывая, что среди англикан есть последовательные протестанты, но они принадлежать не к англиканству, а к свободным протестантским Церквам Англии.
Отношение Римо-Католиков к Англиканам гораздо более определенно и оно открыто враждебно. Можно без преувеличения сказать, что ни одна другая Церковь не вызывает столь нетерпимого отношения к себе со стороны Рима, как Англиканство и никогда ни Православие, ни Протестантизм не испытали столь систематической и непримиримой
61
борьбы, в которую втянута Римом Церковь Англии. Поэтому далеко не случайно, что апостольское преемство англиканского священства с такойверой и любовью перенесенное англиканами черезвсе бури их церковной истории не признается Римом. Каждый священник англиканской Церкви, переходящий в Римо-Католицизм, перерукополагается и даже условно перекрещивается Римо-Католиками, так как они рассматривают его как обычного мирянина. Подобное нетерпимое отношение к Англиканству имеет глубокие психологические основания. Современный римский католицизм вырос на утверждении, что отказ от свободы богословской мысли и церковного действия есть та тяжкая, но необходимая ценз, которую члены Церкви должны платить за сохранение ее вселенскости. Всякая независимость в мысли или вдействии неизбежно, по его убеждению, влечет христиан или в ересь или в схизму и потому они должны покорно нести бремя своего безусловного подчинения суровому Риму и безропотно переносить удары его грозного жезла.
Вражда Римо-Католиков к Церкви Англии объясняется тем, что ее существование опровергает это утверждение. Англикане свободны в своих церковных действиях и в своем богословии, и вместе с тем каждая из автокефальных Церквей пребывает в единении с другими, сестрами Церквами, делая это по своей доброй воле, не связанная никакими дисциплинарными обязательствами. Больше того, несмотря на эту свободу и независимость Англикане хранят верность вселенской традиции Церкви и не потеряли своего правоверия, исповедуя Никейский Символ веры. Это положение настолько вопиюще опровергает всю систему церковной дисциплины, которой подчиняется в настоящее время Римский католицизм, что естественно его защитникам приходится все время доказывать неизбежность разложения Англиканства и подчеркивать все случаи разногласия и борьбы среди их членов.
Таким образом, Англиканская Церковь не имеет друзей и единомышленников назападе за исключением небольшой группы Старо-Католиков, с которыми они вступили в общение в Таинствах в 1931 году.
Каково же должно быть православное отношение к Церкви Англии. До сих пор оно страдало неясностью и двусмысленностью. С одной стороны, Православная Церковь всегда проявляла дружеское расположение к Англиканству, но с другой стороны, она до сих пор тщательно оберегала себя от общения с Англиканами и никогда не желала оказать им какую-либо существенную поддержку. Можно сказать,
62
что наибольшей популярностью среди Православных богословов пользовалось предложение присоединить к Православию ту часть Англикан, которая уже находится с нами в полном духовном единстве, предоставив остальным членам Церкви Англии разбиться наряд независимых групп, которые, в свою очередь, впоследствии присоединятся или к Риму или к Протестантизму.
Не входя в рассмотрение, насколько такое расчленение Англикан возможно и желательно, следует поставить перед Православным сознанием более основной вопрос, а именно: отличаемся ли мы вообще от Римо-Католиков в оценке Англиканства или же мы, как и Рим, считаем Англикан ненормальным явлением в жизни Церкви, подлежащим возможно скорому уничтожению. Этот вопрос имеет большое практическое и принципиальное значение, так как с одной стороны, от того или иного его решения будет зависеть успех соединения Англикан с Православием, а, с другой стороны, он может способствовать определению православного учения об единстве Церкви, которое до сих пор находится в периоде формирования. Современное Православное богословие расколото по поводу этого вопроса на два лагеря — тех, кто держится Римо-Католического учения о Церкви, заменяя лишь авторитет единого непогрешимого папы авторитетом семи Вселенских Соборов и тех, кто исповедует учение о соборности Церкви. Совершенно очевидно, что для первой группы Православных богословов Англиканство также неприемлемо, как и для Римо-Католиков и его сторонники ведут упорную борьбу против признания апостольского преемства Англиканской иерархии. Наоборот, с точки зрения второй группы Англиканство представляется тем западным вероисповеданием, которое лучше других осуществило в своей жизни идеал соборного строя Церкви, и потому и оказалось наиболее близким к Православию.
Сочетание свободы и верности Преданию, которое окрашивает все стороны жизни Англиканской Церкви раскрывается поэтому в свете Православного учения о Церкви не как ущерб Англиканства, а как источник его силы и действенности.
Даже борьба богословских партий и течений не должна вызывать в Православном исследователе Англиканства, разделяющем учение о соборности церковного авторитета тех чувств смущения или сурового осуждения, которые она рождает у Римо-Католиков.
Православие знает, что история Церкви с самого начала
63
была ареной столкновений между прозрениями отдельных личностей и властью общины с присущим ей консерватизмом. Их подлинное примирение возможно лишь в полноте соборности жизни Церкви, в которой община и личность вступают в органическую связь между собою, не подавляя и не исключая друг друга. Но этот синтез не осуществим без борьбы, ошибок и неудач. Англиканские богословские партии, спорящие друг с другом, являются лишь одной из фаз вековой коллизии между личностью и коллективом, между авторитетом традиции и пророческим вдохновением индивидуума. Англиканская Церковь безбоязненно вступила на арену этих столкновений, с которыми связан рост земной Церкви. Много тяжких поражений пришлось ей испытать на этом пути в течение последних столетий, но, несмотря на все свои неудачи, Англиканская Церковь мужественно продолжает вести свою борьбу за соборный строй Церкви, от которого уклонились другие западные вероисповедания, и она ближе к его осуществлению, чем Рим или Протестантизм.
Православные богословы поэтому способны лучше их понять и оценить Англиканство, но они не могут не жалеть, что споры между различными течениями внутри Церкви Англии омрачаются иногда сектантской узостью и нетерпимостью и потому ведут к умалению любви и к потере ощущения церковного единства.
Этисрывы обусловлены недостаточным усвоением Англиканством учения о Св. Духе, как хранителе единства Церкви и ее правоверия. В этой именно области Православный Восток со своей традицией может оказать ему воистину братскую помощь, смягчив остроту столкновения между крайностями его романизирующих и протестантствующих течений.
В заключение хочется отметить, что единство и духовное здоровье Англиканской Церкви лучше всего открывается в мистической встрече с ней во время присутствия на ее Евхаристии. В этойпростой и вместе с тем подлинной церковной службе объединяются Англикане всех направлений и все они с трепетом и с глубокой верой в реальность своей встречи со Христом, подходят к святой чаше.
Англиканская Литургия православна по духу. Это сознание невольно рождается у подавляющего большинства членов Православной Церкви, имевших возможность познакомиться с нею. В этом Православии Литургии раскрывается благодатная сущность англиканства, становится осязаемым его единство. Отсюда же возникает и стихийное стремление Англикан к соединению с Востоком.
64
Только прикоснувшись к сакраментальной жизни Англиканства и ощутив подлинность его единства, существующего несмотря на борьбу его богословских течений Православие сможет понять тайну Англиканства, сделать правильную оценку этой Церкви и, таким образом, приступить к осуществлению великой задачи объединения западных и восточных христиан на лоне Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.
Д - р Н. 3 е р но в
Париж, 12 мая 1934.
Приложение к статье:
ЕДИНСТВО АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
В АНГЛИИ.
Англиканская Церковь: |
Римско-Католическая Церковь |
Свободные церкви |
возглавляемая Архиепископами Кентерберийским и Йоркским. Англиканская церковь включает в себе два основных течения: Англо-Католическое и Евангелическое |
в Англии, возглав- ляемая Архиепископом Вестминстерским. К Римско-Католической Церкви принадлежать в Англии главным образом выходцы из Ирландии и их потомки.
|
Англии, (не сохра- нившие Апостольского преемства своей иерархии). Свободные церкви распадаются на ряд независимых веро- исповеданий, из которых наиболее значительными являются Методисты, Пресвитерьянцы, Конгрегационисты и Баптисты. |
65
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.