13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ильницкий С.
Ильницкий С. У истоков веры. Из дагомейских впечатлений. Журнал "Путь" №46
«Свет Христов просвещает всех»
Литургия Преждеосв. Даров.
Европейского наблюдателя, попадающего в глубину Дагомеи, с первых же шагов по этой, еще относительно девственной земле, поражает ощущение наличия какой-то первичной религиозной материи. Почти перед каждой негрской хижиной вкопан, больших или меньших размеров, деревянный идол, порою не лишенный художественности, а чаще весьма грубой работы. Во многих местах — во дворах, на улицах, в лесах — поставлены камни или род железных треножников, на которых приносятся жертвы: остатки пищи, пальмовое масло и т. д. Целый ряд деревьев считаются священными (охотнее других — баобабы и фромажье), они обвязаны лентами или просто веревками.
Очень часто происходят массовые процессии, сопровождающиеся пением, под звуки барабанов («там-там») и особыми, весьма несложными постоянно повторяющимися телодвижениями, которые принято называть танцами, но они скорее носят чисто ритуальный, священнодейственный характер. На взрослых и на детях надеты амулеты.
Вся жизнь негра подчинена контролю «денон» (колдунов), к которым он обращается за советом, за лекарством, за посредничеством перед фетишами. Колдуны призываются, когда рождается ребенок, когда празднуется свадьба, либо происходят похороны. Все это создает представление о полной пронизанности всех моментов жизни негра определенным ощущением зависимости от чего-то выше его стоящего. Но всякая попытка определить сущность религиозных воззрений дагомейца натыкается на весьма смутное понятие самих негров об этом предмете.
60
Прежние исследователи вопроса, в лучшем случае при помощи переводчика, незаметно для себя направляя ответы, давали определения либо слишком туманный, либо не в меру стилизованные, иногда, впрочем, угадывая и сущность дела. Громадная работа католических миссионеров создала среди негрской молодежи целые кадры неофитов, которые, сохраняя связь с местным, зная его языки и наречия — число их колоссально, — направляемые опытными руководителями, собрали богатейший материал для некоторого освещения интересующей нас темы.
Оказалось, что у дагомейцев есть очень смутное, но все же есть представление о центральном божестве, которое они называют «Вэкэном» («Владыка мира»). На вопросы о роли этого божества никаких более или менее ясных указаний они дать не могут. Весь мир для них наполнен духами или вернее силами, которых скорее надо бояться, чем любить, а, главное, всячески умилостивлять.
Дух может обитать в дереве, змее, камне, в пантере, и какими-то неведомыми путями влиять на судьбу человека. При первом взгляде кажется, что фетишисты почитают все эти предметы, на самом же деле они адресуются к духам, обитающим в этих предметах. Статуи из дерева, фигуры животных и прочее, как бы дают лишь общую идею о самых духах.
«Мы обожаем не эти вещи, потому что мы часто делаем их собственными руками», — объяснял один из фетишистов в споре с негром-христианином, — «а фетишам («водун», по негрски), которые эти изображения представляют духам в них живущим». На вопрос же, почему он не поклоняется Богу, который сотворил фетишей, фетишисты ответил, что «действительно, Вэкэнон — творец всего, но людям он дал разные способы служения. Мусульманам он дал одну религию, белым другую. Нам же черным Вэкэнон сотворил фетишей и позволил им служить. Обожая фетишей, мы обожаем Бога в его творениях. И это к Богу восходят почести, которые мы воздаем фетишам. Все мы служим одному Богу». В этих словах сказывается желание отстоять во что бы то ни стало веру в фетишей, а ссылка на общего Бога не казалась искренней *).
Фетиши являются посредниками между Вэкэном и людьми: для них они получают милости, здоровье, богатство, успех в торговле, исцеление от болезней, благополучные
*) Белых дагомейцы считают неграми, осквернившими себя чем-нибудь, потерявшими всякий человеческий образ, и в наказание побелевшими.
61
роды, обнаруживают^ злонамеренных субъектов, в особенности воров. Они же исполнители божественной мести, иногда страшной по своим последствиям, но их можно умилостивить жертвоприношениями.
Добро исходить только от мертвых родственников, почитание которых стоить у негров очень высоко. На севере Дагомеи (например, в Джугу) мертвых хоронят непосредственно около той хижины, в которой он жил, и вся деревня является в сущности своеобразным сочетанием жилья с кладбищем (как тут ни вспомнить Федорова).
В западной части страны обряд погребения распадается на два момента. Покойника сначала зарывают в могилу, а затем в ближайшее полнолуние труп откапывают, отделяют голову, очищают от остатков ткани и череп прикрепляют около входа в хижину, воздавая ему всяческие почести, устраивая общие трапезы. Через месяц, опять-таки в полнолуние, череп кладут обратно в могилу, и только после этого считается, что мертвый навсегда покинул землю, и теперь будет всячески покровительствовать своим живым родственникам.
В Джугу я видал торжественные похороны брата одного из главных негрских вождей. Под хохот и веселые крики толпы, совершенно голый негр, приплясывая и вертясь во все стороны, нес на голове завернутый в цыновку труп. Такое, по европейским навыкам, кощунственное отношение к мертвецу, объясняется темь что, по мнению негров, существование на земле полно опасностей, лишено радостей, а потому смерть близкого человека встречает у живых двойное одобрение: одним страдальцем стало меньше и одним покровителем больше.
* * *
Глядя на серьезные лица фетишистов во время процессий, массовых танцев, обрядов, жертвоприношений, поражаешься их своеобразной торжественностью, элементарной, но несомненной одухотворенностью. Однажды я попал в глухую деревню и забрел во двор некоего подобия молельни, где колдун, с конским хвостом в руках (символ его могущества) и две женщины экстатически, с полузакрытыми глазами тянули на высоких нотах весьма несложную мелодию. Появление незнакомого белого в таком месте должно было бы вызвать сенсацию, но все трое не обратили на меня никакого внимания и ни на минуту не прервали свое пение.
Такую же сосредоточенность приносят негры с собой в католические церкви. Чинный вид молящихся, наполняв-
62
шых довольно большую, человек на двести, временную часовню в Порто-Ново (столица Дагомеи) мог бы быть образцом для многих европейцев-христиан. Кстати отметить, что из 300 белых, живущих в Порто-Ново, по-видимому, редко кто появляется в часовне, переполненной неграми. Может быть, в этом сказывается, между прочим, также нежелание сидеть рядом с черными. Сколько бы ни говорили о мягкости французской колониальной политики, но отчужденность между двумя расами, конечно, существует.
У фетишистов практикуется очень сложный обряд посвящения в верховные колдуны, отдаленно несколько напоминающий, как свидетельствуют миссионеры, чин христианского рукоположения. В присутствии большого количества фетишистов, коленопреклоненных и поющих слова: «Вот мы создадим «дэнон» (колдуна), пусть он не умирает, пусть он не болеет», — посвящаемый подходить к фетишу, становится на колени и бросает на землю четыре доли растения кола. По характеру расположения этих долей решают можно ли рассчитывать вновь посвящаемому на покровительство со стороны фетиша.
В случае благоприятных ауспиций он оставляет себе одну долю, а три остальные отдает присутствующим, которые разделяют их между собою на мельчайшие кусочки. Только теперь начинается главная часть церемонии посвящения. При радостных восклицаниях простертых к земле молящихся, будущему «дэнон» покрывают голову белой тканью, ниспадающей на шею и облекают в белую одежду, символ чистоты фетишизма. В руки ему дают «алакпо» — длинную палку, род жезла, украшенную человеческими фигурами и раздвоенную на конце. На ноги надевают сандалии и сажают на высокое сидение, покрытое скульптурой.
С обнаженными торсами, босые, с непокрытыми головами все присутствующие падают ниц перед своим новым первосвященником. Сначала это проделывают «косис», простые язычники, непосвященные определенному фетишу (своего рода «оглашенные»), а затем приближаются «водунзис», то есть посвященные фетишу, принимавшему участие в церемонии, которая на этом и заканчивается.
Авторитет «дэнона» стоить очень высоко и непочтительное к нему отношение карается особым судьей «дангбеклунон» или «аплоган»). Он же наказывает за «кощунство», как, например, за отказ заботиться о священной змее, за непочтительный отзыв о фетишах и т. д. Наказания налагаются
63
очень строгие, часты приговоры к смерти, но от всего этого можно откупиться хорошим жертвоприношением и деньгами. Среди колдунов существует строгая иерархия.
Очень неожиданным было открытие своеобразных «мистических» сект, совершенно недоступных для посторонних. В одной из таких сект практикуется особый обряд братания, заключающийся в том, что двое негров, сделав предварительно надрезы на коже плеч, высасывают друг у друга несколько капель крови. Некоторые из миссионеров склонны видеть в этом зачаточную форму евхаристии.
* * *
Все до сих пор нами изложенное и есть сущность того, что, после самых длительных и тщательных исследований и расспросов, удалось выяснить среди негров об их, как это очевидно, примитивном, эмбриональном, если можно так выразиться, пред-религиозным миросозерцании. Но зародыш чего-то подлинного в этом несомненен. Это ощущение, сначала смутное, растет все больше, по мере того, как контакт с дагомейцами становится непосредственнее. Кажется, самый воздух здешний пропитан детски-наивной верой.
Природа в этих местах не благостна: горячая, влажная духота, губительное действие солнца, страшные тропические болезни, громадное количество ядовитых змей. Все это заставляет негра чувствовать свою зависимость, подчиненность чему-то непонятному, но высшему, и он, как умеет, во все моменты своего бытия, тревожно, нервно, всем своим существом ищет помощи и заступничества.
Католические миссионеры не скрывают, что они находят среди дагомейцев-язычников подготовленную, разрыхленную почву, которая жадно поглощает семена Христова учения. Негры-христиане отличаются добродушием, приветливостью, мягкостью в обращении с детьми, точностью выполнения всех предписаний своих духовных пастырей, они навсегда отказываются от многоженства. Самым обидным среди них словом считается — «дикарь».
Конечно, среди новообращенных есть и исключения. Я знал одного переводчика-негра, католика, который ежегодно в день поминовения своих умерших родителей, устраивал традиционную языческую трапезу с закланением белого петуха с танцами и музыкой. Когда другие его укоряли, он отвечал, что родители его были фетишистами и ничего общего с католичеством не имели. В другом месте я наб-
64
людал негра, который ходил каждое воскресенье в маленькую часовенку петь «вэпр», но креститься он не хотел, потому что не хотел расстаться со своими тремя женами.
* * *
Заканчивая эти, поневоле, беглые заметки, ибо детали завели бы нас очень далеко и придали бы изложению оттенок этнографичности, — я хотел бы указать еще на одну весьма любопытную черту характера дагомейцев. Не редки случаи, когда негр, получив от врача лекарство, после того, как оно облегчило его боль, восхищенный, а главное не скрывая своего крайнего изумления, как это случилось, что маленькая таблетка аспирина успокоила страдания его, такого большого мужчины, — приходит благодарить своего благодетеля, которого он причисляет к некоторой категории колдунов. Увы, европеец давно уже потерял, среди других и это прекрасное качество — способность удивляться чему бы то ни было. А может быть оно именно больше всего и облегчает существу, стоящему на самой низкой ступени культуры, искать выхода из полутьмы в ту сторону, где сияет «Невечерний Свет».
С. Ильницкий.
65
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.