13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Проневич Григорий
Проневич Гр. Экуменический семинар в Женеве. Журнал "Путь" №46
(29-VII — 18-VIII. 1934).
Трехнедельный экуменический семинар, состоявшийся истекшим летом в Женеве под покровительством местного богословского факультета, заслуживает быть отмеченным в истории экуменического движения: это был первый вполне удачный опыт новой формы экуменической работы. Главная заслуга его организации и руководства принадлежит проф. Келлеру, как генеральному секретарю «Экуменического совета практического христианства», учрежденного Стокгольмской конференцией 1925 года, и, таким образом, этот семинар генетически связан со стокгольмским движением (социальный вопрос и др.), а не с Лозаннской конференцией 1927 года по вопросам веры и церковного строя. Мысль об учреждении такого семинара возникла уже давно, но разные обстоятельства мешали его открытию, каковое стало возможным только в этом году в форме так называемых каникуляных курсов (Ferienkurs). За сравнительно небольшое время работы экуменических организаций их деятелям стало ясным, что и для общей практической работы отдельных христианских церквей необходимо богословское понимание и взаимная осведомленность о религиозной жизни. Из сознания этой необходимости и возник план учреждения экуменического семинара для сравнительного изучения христианских церквей в их характерных особенностях (так наз. Kirchenkunde). Устроителям семинара хотелось прежде всего познакомить богословскую молодежь с проблематикой экуменического движения и с современными богословскими проблемами разных вероисповеданий.
Лекции читали следующее профессора: Бруннер (реформат, Цюрих), Гомриггаузен (Homrighausen, реформат,
51
Индианаполис, С. А. С. Ш.), Дибелиус (лютеранин, Гейдельберг), иеромонах Кассиан (Безобразов, Прав. Богосл. институт в Париже), Келлер (реформат, Женева), Кросс (англо-католик, Pusey House, (Оксфорд), Либ (реформат, Бонн), Рунестам (лютеранин, Упсала), Туфт (Visser t'Hooft, член Голландской реформатской церкви, Генер. Секретарь Всемирной Студенческой Христианской Федерации, Женева), Шенфзльд (лютеранин, директор исследовательского отдела международного института Стокгольмского движения, Женева), Шуази (реформат, Женева).
Аудиторию семинара составляли пасторы и студенты (всего около 30 человек), в большинстве с законченным высшим богословским образованием. Были представители из Германии, Швейцарии, Америки, Венгрии, Польши, Голландии, Чехословакии и два воспитанника Православного Богословского института в Париже: болгарин К. Наумов и пишущий эти строки. Неправославные участники семинара, за исключением одного молодого старо-католического священника из окрестностей Женевы, принадлежали к разным протестантским исповеданиям. Была официальная делегация Германской государственной церкви.
Семинар начался общей молитвой за богослужением в старой часовне Маккавеев при женевском соборе св. Петра, причем молитвы были читаны поочередно пасторами Шуази Келлером и иеромонахом Кассианом. За богослужением были исполнены некоторый православные церковные песнопения русским хором под управлением дочери настоятеля женевской церкви протопресвитера С. Орлова, посещавшего отдельные лекции семинара. Три недели семинара прошли в большой напряженной работе: утром были лекции, днем — семинарии, вечером — дискуссионные собрания. Наряду с этой академической программой дня имели место приемы в частных домах, осмотр исторических достопримечательностей Города, знакомство с международными организациями и экскурсии.
«О сущности и проблематике экуменического движения» читал специальный курс проф. Келлер. Он указывал, что экуменическое движение имеет корни в первохристианской вере в единство Церкви и не должно быть понимаемо, как чисто человеческая попытка уврачевать церковные разделения. Эта первохристианская вера оживает в наше время, которое особенно чувствует грех разделения Церкви, мешающего выполнению задач ее в мире. Проблема единения получила полную актуальность благодаря тем действительным фактам единения, которые имели место в разных церковных общинах. Процесс дифференциации, начавший-
52
ся очень рано в первохристианскую эпоху, продолжался и в реформации, но и она не оставила веры в единство Церкви Иисуса Христа, а Кальвин и Буцер дали богословскую формулировку экуменизма. В экуменическом движении наших дней Келлер различает три формы: 1. Свободный союз церквей, где основание единства осуществляется в свободе. Это есть по преимуществу протестантская форма экуменического движения. 2. Союз, преследующий определенные цели (миссия, работа среди молодежи), в котором на первый план выступает практическая проблема, и который получает разное обоснование. 3. Органическую унию, являющуюся общехристианской задачей Лозаннского движения. Перед лицом богословской критики, которой подвергается с разных сторон экуменическое движение, его необходимо рассматривать, как проблему богословскую. Богословские исследования, обосновывая правду экуменизма, должны выяснить то значение, которое в контроверзах между разными церквами имеют психологические и национальные типы и сила исторической инерции в жизни отдельных церквей. Этому должна предшествовать Kirchenkunde, что и является ближайшей задачей экуменической работы. Но вместе с тем экуменическое движение не должно закрывать перед собою и эсхатологической перспективы.
Выяснению значения в экуменическом движении не-римского католицизма (старо-католичества, англиканства, православия) были посвящены лекции др. Туфта. Им было показано также то объединяющее значение, какое имеют экуменические конференции и съезды и для внутренней жизни отдельных церквей. В конце семинара Туфт читал о протестантской миссии и говорил, между прочим, о тех трудностях, которые вызывает в индийском мире принятие Ветхого Завета.
В двух лекциях проф. Шуази на тему: «Кальвин и наше время» была дана четкая характеристика Кальвина, как библейского теолога, и показано его отношение к вопросу о единстве Церкви. По убеждению Шуази, реформатская церковь нашего времени не может принять во всех частях систему Кальвина, несмотря на то, что она представляет синтез лучших элементов учения Лютера и Цвингли. В отличие от Кальвина в настоящее время больше подчеркивается и любовь Божия (универсализм благодати) и любовь христианская, предоставляющая другим людям свободу в выражении их религиозных убеждений. У Кальвина не было и чувства истории (что, впрочем, характерно для его эпохи) и поэтому он не делает ясного различия между последовательными ступенями божественного откровения, а этот
53
именно пробель и облегчил построение его системы. Но в Кальвине Шуази видит предшественника того порыва к взаимному пониманию, сближению и единению, который находить себе выражение в движении Faith and Order. Кальвину нужно быть благодарным и за его борьбу в пользу свободы Церкви в духовной области. Для нас он может быть примером в вопросе о взаимоотношении Церкви и государства: его принцип — сотрудничество обеих сил в обоюдной независимости. Если политическая власть нарушает свободу Церкви, Церковь должна не только словом, но и делом защищать свою свободу.
В курсе об англиканстве, читанном др. Кроссом, было уделено главное внимание Ньюману, Весткоту, Гору и Рашдалю, как характерым представителям англо-католического движения в его историческом развитии.
Др. Гомриггаузен знакомил слушателей с историческим фоном, социальной средой и современными течениями в богословии и церковной жизни в С. А. С. Ш. Он говорил о социальном богословии, научном, либеральном, консервативном, психологически ориентированному указывая, что для понимания особенностей американского христианства нужно всегда иметь в виду то обстоятельство, что оно выросло из своеобразных отношений колонизации страны и борьбы против европейской традиции. Частичный провал американского «эксперимента» дал место новому критицизму, который оказывает существенное влияние на миссию, христианский социализм, конфессиональную школу и принципы религиозного воспитания. Незначительное влияние бартианства (сам Гомриггаузен — умеренный бартианец) тоже имеет причину в особенностях американского духа.
Двухчасовая лекция проф. Бруннера была посвящена теме «Богословие откровения». В протестантском богословии после 1914 года происходит перелом. Его подготовило критическое исследование Нового Завета и открытие новозаветной эсхатологии (А. Швейцер, И. Вейс), параллельное Neuentdeckung Лютера Карлом Холлем. Толчок был дан диалектическим богословием (К. Барт), которое тоже не было ἀπὰτως ἀμήτως, но определяющее значение имело фактическое прекращение в 1914 году просветительно-прогрессивного оптимизма. Богословие откровения предполагает радикальное понимание откровения. Всякое богословие (даже у Барта) есть антропология. Историческое явление Христа, как примирение Бога и человека, которое могло совершиться только раз или никогда, есть исполнение и прекращение истории. Воплощенное слово и есть прямое слово откровения. Богословие — не более, как теория о возвещенном Слове. В таком понимании
54
новое протестантское богословие стало церковным, и призвание богословов — быть привратниками (Tuerhueter) в доме Божием.
В курсе проф. Дибелиуса «О Царстве Божием» было прежде всего подчеркнуто экуменическое значение этой темы. Понятие Царства Божия определяется по разному в зависимости от того или иного учения о Церкви, и поэтому в экуменической задаче найти исходная точки, общие для всего христианства, естественно ориентироваться в первую очередь на благовестие Нового Завета: чем больше мы приближаемся к Евангелию, тем ближе подходим мы и друг к другу. Царство Божие нужно понимать прежде всего не в порядке противоположения земному государству, а из положения: «Бог есть царь», в котором отразились особенности израильско-иудейской веры и надежды. В иудейской апокалиптике, испытавшей влияние иранской религии, Царство Божие, как грядущее с неба, противопоставляется царству мира и сатаны. Мессия тоже ожидается с неба. Благовестие Иисуса вводит не новое понятие о Царстве Божием, но новую актуальность и, тем самым, новое ударение: Царство Божие наступает. Понятие Царства Божия имеет в Евангелии эсхатологическое значение, но последние времена (эсхатон) стоят у дверей. Поэтому и слова Христа о Царстве и Мессии кажутся не относящимися в полной мере ни к будущему, ни к настоящему, и делались из них разные выводы (активисты, квиетисты, христианский номизм). Воскресение Христа придает понятию Царства новый характер настоящего. Христос уже не претендент на мессианское достоинство, но явленный Мессия, пришедший с небес Сын Человеческий, и на земле Его Царство основано в Церкви. Тем не менее, место христиан — между зонами: что то произошло (Пасха), но Бог еще не царь (эсхатология). Эта полярность между Пасхой и «эсхатон» определяет колебания в понимании Царства Божия на протяжении истории Церкви. Статика заступает место динамики, когда Царство Божие отожествляется с Церковью, или Церковь настолько заменяет собою Царство Божие, что эсхатология теряет свое значение. Динамика получает преувеличенное значение, когда «эсхатон» переносится на землю (активизм, эволюционизм) или внутрь человека (пиетизм). Этим крайностям проф. Дибелиус противополагает норму христианского отношения к миру в эпоху между двумя зонами, выводимую из Н. Завета (Ин. XVII, 15; 2 Кор. VI, 9-10): в мире быть, но к миру не принадлежать.
Проф. Рунестам в своих лекциях «О психологии и этике брака» отправлялся от понятия счастья, как положительной религиозно-моральной ценности, содействующей выяв-
55
лению добра. Бесспорный критерий оценки счастья он видел, как лютеранин, в сознании прощения, даруемого христианину по вере. Не отрицая значения любви, как основы брака, Рунестам подчеркивал значение засвидетельствования супружеского союза перед Церковью. Он касался и острого вопроса о предупреждении зачатия (Geburtskontrol), допуская его не иначе, как в случаях действительной, морально-оправданной необходимости.
Д-р. Шенфельд в курсе на тему «О Церкви и современной государственной мысли» знакомил с работой весенней конференции в Париже, посвященной проблеме Церкви и государства, и неоднократно отмечал тот вклад, который внесли в нее православные участники.
Иером. Кассиан построил свой курс об «Учении и благочестии Православной Церкви», исходя из характерного для Православия ударения на обожении. Он говорил о предпосылках обожения, его пути и сущности. Он отмечал способность к богопознанию и добру — хотя бы и ограниченную — даже в дохристианском человечестве и с особым вниманием останавливался на действовании Св. Духа в Церкви. Учению о Церкви, раскрытому со стороны его космического аспекта, были посвящены главные части курса (предание, таинства и культ, в связи с почитанием Богоматери и святых; вопрос о святости в Церкви; два пути: аскетический и мирской; отношение к государству и к социальному вопросу). О. Кассиан старался показать, что Церковь есть путь к эсхатологической полноте, когда и осуществляется обожение. Таким образом, было отмечено особое значение эсхатологии в православном мировоззрений. Заключение курса было посвящено отношению Православной Церкви к экуменическому движению. По мысли о. Кассиана единение между православными и инославными (в частности, протестантами), оправданное для православных убеждением в христианстве инославных, достигло бы своего исполнения в общении таинств на Иоанновской вершине Православия, сокрытой, как некая возможность, и в недрах протестантизма.
Проф. Либ, известный знаток православного богословия и религиозной философии, говорил о русских мыслителях 19 века. Он остановился на Чаадаеве, ив. Киреевском, Хомякове и К. Леонтьеве. Схематическое введение давало концепцию русской истории, может быть, не во всех частях свободную от возражений. Но ясные характеристики религиозно-философских систем, составлявшие главную часть курса, раскрывали в изложении протестантского лектора существенные черты в лике Православия. В этой части
56
курсы проф. Либа и иером. Кассиана взаимно дополняли друг друга.
Отдельные вопросы обсуждались в семинариях. В семинарии проф. Робинзона (Нью-Йорк) была речь о новой хозяйственной политике Рузвельта и ее христианских основах. Современные течения среди молодежи в разных странах обсуждались в семинарии д-ра Туфта, который видит в студенческой молодежи понижение культурного уровня, как результат чрезмерных занятий политикой. По наблюдению Туфта, всякая живая группировка молодежи — будь она левой или правой — неизбежно направлена против буржуазного духа. Много внимания было уделено в этом семинаре и в дискуссионных собраниях немецкой молодежи. Суровой критике подверглась немецкая действительность со стороны проф. Либа. Семинарий проф. Дибелиуса был посвящен теме «Церковь и церкви». Отвлекаясь от критических проблем, Дибелиус отправлялся от Н. Завета в целом. В церквах, отколовшихся от единства предания, он видел церкви не иерархические, а «мирские» (Laienkirchen), и тем оправдывал их бытие перед лицом православного мира.
Дискуссионные собрания начались и окончились обсуждением православных тем: о Церкви в ее космическом аспекте и об обожении. На первом собрании главный спор был между иером. Кассианом и проф. Либом, упрекавшим его в модернизации Православия. Для Либа и других протестантов предложенное о. Кассианом определение Церкви, полагавшее ударение на признаке космической полноты, представлялось неприемлемым. В последнем собрании были осознаны точки соприкосновения. И однако, даже принимая обожение, Либ соглашался его мыслить не иначе, как в теснейшей связи с оправданием (Rechtfertigung), чем существенно умаляется его объективная реальность. По вопросу о Царстве Божием спор был вокруг метода, и конфессиональные различия не выступали на первый план. Проф. Дибелиус является признанным вождем так наз. FormgeschichtlicheSchule в изучении Н. Завета. Выводы этой школы, при всем их исключительном значении, не свободны и от возражений, в которых оказались между собой согласны иером. Кассиан и некоторые протестантские участники семинара. Выяснение точки зрения англиканской церкви на евхаристию было главной темой бесед с д-ром Кроссом. Дискуссии по вопросу о Церкви и государстве вращались, по преимуществу, вокруг настоящего положения протестантской церкви в Германии. При обсуждении лекций проф. Бруннера иером. Кассиан настаивал на естественном открове-
57
нии в «языческой церкви», хотя бы и «неплодящей», отмечал влияние древней философии на выработку христианской догмы и защищал права богословия, как толкования Писания и свидетельства о божественной истине.
Экуменический семинар был временем братского христианского общения представителей разных исповеданий. Главным делом этого общения было знакомство с религиозной жизнью разных церквей, стремление понять своеобразие религиозного опыта другой церкви. Лекции иером. Кассиана о православии вызывали большой интерес у протестантских, слушателей, а заключительные слова его курса о взаимоотношении Православия и протестантизма были очень тепло приняты всеми участниками семинара. Практическим комментарием к курсу православного лектора был осмотр русской церкви с объяснениями протопресвитера С. Орлова и иером. Кассиана. Присутствовавшие получили наглядное представление о внешнем лике Православия. Прикоснулись участники семинара и к страданиям Русской Церкви. О «мученической Церкви» не раз говорил проф. Келлер. Он же на приеме в семье проф. Готье просил о. Кассиана рассказать о гонениях на Церковь в России. О. Кассиан поделился личными воспоминаниями о процессе митрополита Вениамина (1922). Отношение собравшихся к рассказу получает свой полный смысл в связи с той позицией, которую месяц спустя заняли швейцарские делегаты в Лиге Наций.
Общим религиозным переживанием семинара было чувство единения всех в вере во Христа, как Сына Божия. Чувствовалось всеми, что разделенный и враждующий в истории христианский мир пребывает единым в промыслительном плане Божием, в благодати крещения, в действовании Св. Духа, что и подчеркивал иером. Кассиан в своем слове, сказанном за богослужением при открытии семинара. Догматические различия не устранялись в обсуждениях, а наоборот, задачей семинара было их осознание. Уже не раз участниками экуменических конференций отмечалось то значение, какое имеют личные встречи представителей разных церквей для уразумения друг друга (*). Взаимное понимание достигается легче в живой беседе, чем путем печатного слова. И на этот раз члены экуменического семинара оценили все значение личного общения для установления
*) См. напр., статью прот. С. Булгакова: «К вопросу о Лозаннской конференции», Путь», № 13.
58
точек различия и согласия между отдельными исповеданиями в спорных богословских вопросах (*). Было время, когда христиане стремились больше обличать друг друга в неправоверии, чем любовно обсуждать спорные вопросы. Слава Богу, теперь христиане начинают искать взаимного понимания. Начавшееся стремление к единению всего христианского (не-римского) мира знаменует собою новую эпоху в истории христианства. Не видеть всей правды экуменического движения, значить не чувствовать голоса исторического момента, взывающего о единении всех христианских сил для общей борьбы за выявление правды Христовой в мире.
Гр. Проневич.
*) Ср. уже появившейся отчет о женевском семинаре: U. Luetscher, Oecumenisches Echo в Kirchenblatt für die reformierte Schweiz, 1934, № 19.
59
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.