13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ишевский Д.
Ишевский Д. «Божие» и «Кесарево». Беседа с Высокопреосвященным митрополитом Елевферием. Журнал "Путь" №46
Почти с дословной точностью нижеприводимая замечательнейшая беседа, какою милостиво почтил меня Архипастырь мой, Высокопреосвященнейший Митрополит Елевферий, должна привлечь к себе сугубое внимание каждого зарубежного русского человека. По милости Божией, только этому, одному из самых выдающихся русских иерархов за границей, оказалось под силу так глубоко вникнуть, разобраться и понять истинный духовный смысл происходящих на нашей Родине величайших церковно-исторических событий, осознать их благое значение дляРоссийской Православной Церкви и, наконец, так исчерпывающе-убедительно и ярко изложить их в этой беседе.
И мне кажется, что для подавляющего большинства из нас, «разучившихся жить и мыслить истинно церковно», слова Владыки Митрополита должны прозвучать как бы подлинным откровением и, хочется верить, заставят многих и многих из нас вновь призадуматься над судьбами нашей России и сделать давно благовременную переоценку наших эмигрантских взглядов на существо происходящих там великих потрясений...
— «Для всякого любящего Россию понятна острая боль сердца, — так начал Владыка свою глубоко-назидательную беседу, — что большевики расчленили Россию и ослабили ее. Не то же ли сделали, так называемые, деятели церковные с Материю-Церковью своими расколами? Ведь и они
*) Печатая в порядке информации интересную беседу с митрополитом Елевферием, журнал «Путь» остается нейтральным в существующих за рубежом церковных разделениях и дает место разным точкам зрения. Редакция.
37
взорвали Ее по частям, обессилили Ее и теперь, не переставая, поносят Ее в лице ее достойнейших, стоящих во главе управления, иерархов, в то время как последние всемерно стремились и стремятся возвратить примиренными с Матерью-Церковью впавших с Нею в раскол и восстановить ее великое каноническое единство, которое должно быть основою будущей Великой России. Ведь только доселе длящиеся, нанесенные большевиками, политические и бытовые раны заглушают голос первоиерархов нашей Русской Церкви и мешают понять их огромно-полезную церковную и, отсюда, — национальную деятельность.
— «Если Церковь, как установление, в котором совершается вечное спасение, есть первейшее дело Божие, и если всякая власть от Бога, то по Божественной воле нормальное соотношение между ними должно быть таковое, каковое определяется сравнительным достоинством вечного и временного, земного. Божие — вечное, хотя и начинается на земле; кесарево — временное, оно существует и заканчивается на земле. Но как то, так и другое — Божие дело, то ясно, что Церковь Христова с ее спасительною целью должна иметь абсолютное значение («ищите прежде Царствия Божия и Правды Его»), а государственная жизнь, направляемая всякою властью от Бога, слугою Божиим, должна содействовать главной Божественной цели и тогда она будет преуспевать в благоденствии («все приложится вам»). Господствование же кесарева над Божиим есть извращение Божественного миропорядка, которое заканчивается крушением государственной власти и освобождением для нормальной жизни Церкви. Это и произошло с Византийским государством.
— «Византийский церковно-государственный порядок перешел в Россию и со времени Петра Великого, подчинившего Божие кесареву, в ней так закрепился, что иерархам до 1905 года нельзя было и говорить о восстановлении соборного начала в Церкви, без которого жизнь ее замирала, и замирание «главного», «первейшего», естественно, должно было гибелью своей неизменной постепенности отражаться на «кесаревом». И только с этого года стали свободнее говорить о необходимости созвания Церковного Собора, благодатно-живого и оживляющего органа, и восстановления Патриаршества. Государственную Думу созвали, а просьбу о созыве Собора отклонили. Церковь — опора всего земного, была придавлена. За время более 200 лет настолько разучились жить и мыслить истинно церковно, что миряне почти не знали, что существуют св. каноны, а иерархи, если и знали о них, то в большинстве утратили живое постижение сущности, цели их, и пользовались ими ad hoc, при отдель-
38
ных случаях, едва ли правильно постигая их дух. А ведь св. каноны — не человеческое измышление, не мирское творчество, а веление Христа Духом Святым чрез св. отцов Вселенских Соборов, данное св. Церкви для охраны единства ее и устроения в Ней внутреннего благодатного распорядка жизни. Св. каноны — не внешнее, так сказать, принудительное дарование Христом Церкви закона, а гармоническое сочетание свободной воли Церкви и любви небесного Пастыреначальника к Ней, ибо они создавались в бурное, мятежное время Церкви, время ересей и расколов, когда св. отцы, великие деятели в Церкви, переживая мятежное время Церкви, боялись за самое существование Церкви и обращались с молитвою о мире к Тому, Кто обещал,что и «врата ада не одолеют Ее». И вот на Вселенских Соборах в свободном и желанном, выстраданном в церковнойбуре единомыслии, исполненные Духа Святого, о Котором Спаситель сказал, что Он пребудет «с вами во веки», т. е. в Церкви, изъявляли в канонах то, что нужно и спасительно для Церкви. Св. каноны — живая воля Духа Святого, что тоже — Христа и верующих Церкви; это — благодатная ограда Церкви Христовой от ее расхищения злыми силами, спасительная сила, благоустрояющая и укрепляющая внешнюю жизнь внутри Церкви. Благодатное разностороннее действие их со спасительными дальнейшими проявлениями выявляется в Соборном начале, в благодатном живом дыхании Церкви на ее Соборах. Без Соборов, как всякая способность без упражнения ослабевает, церковная жизнь постепенно замирает; св. каноны, как живая сила, обращаются в полуживую, если только не в мертвую букву и жизнь Церкви вне их теряеть свою подлинную церковность. Этои было с Русскою Церковью. Опекаемая со всех сторон государственною властью, регулируемая ею во всех отношениях, Церковь наша без соборного свыше двухсотлетнего дыхания, в смысле самодеятельности дошла до истощания, до паралича, по меткому выражению Достоевского. Но есть предел терпению Христа, Которому «дана всякая власть на небеси и на земли», есть предел времени, за которым ненормальность им исправляется. Государи, первые сыны Церкви, но ставшие властителями ее, к великому прискорбию, не возвратили Ей отнятой у нее соборности. Она возвращена Ей в великом трагизме: государство рухнуло, власти не стало. Кто же восстановляет Соборность? Временное Правительство, в частности, — Керенский, при котором был созван Собор. А Патриаршество воссоздано при явном безбожнике Ленине. Кто бы мог подумать о том когда-либо прежде? именно, пути Божии неис-
39
поведимы: «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои», говорить Господь (Ис. 55, 8).
— «Воссиял канонический глава Церкви, но воссиял во мраке государственного развала, не для того ли, чтобы попираемое кесаревым Божие, ослабленное земным благополучием, вновь восстало в крушении той власти, возрастало в грозе и буре житейской, земно отовсюду теснимое, но в своем каноническом бытии несокрушимое, чтобы таким тяжким, страдным путем воссоздалось и исправилось то, что разрушено. Дабы в русском народе так воссияло Православие, «чтобы прочие человеки и все народы взыскали» его (Деян. 15, 16-17) и оно легло бы в основу и возглавление государства, служа внутреннею, живою всепроникающею его силою. Это — воля Христова. С этой точки зрения на происходящее в России нужно расценивать безбожную, жестокую большевицкую власть, как все же от Христа пришедшую. Кесарево настолько властвовало над Божиим, что Церковь в лице своих представителей — иерархов не только в своем земном существовании, но и в своей, в некотором смысле, надмирности всецело опираясь на государственную власть, настолько сжилась, срослась с этим ненормальным порядком, что постепенно разучилась мыслить о каноническом управлении, постепенно оземлялась. Это было неспасительно, греховно. Пришел предел, когда «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Единый Содетель», Христос усмотрел нужду и конечно, благовременность (неблаговременность бывает только у людей, а не у Творца и Промыслителя всяческих) разрушенное воссоздать и исправить. Потребовалась глубокая и решительная операция. Я говорю так только теперь, в некоторой исторической перспективе, осмысливая происшедшее с высоты «Божьего» вечного, спасительного.
— «Явилась безбожная власть. Государственная власть мирного времени, господствуя над «Божьим», сама искала поддержки в Церкви: таким образом создавался взаимный модус вивенди. Безбожная власть, заявив себя вне всякой религии, даже больше того, став во враждебное отношение сперва к Православной Церкви, резко отмежевалась от нее, порвав даже ту тончайшую связь с Нею, которая существует на Западе, там, где официально объявлено отделение церкви от государства. Для безбожной власти нет никакой Церкви, а есть только разные общественные и политические организации.
— «Церковь, по человеческим соображениям, оказалась в трагическом положении. Власти, под которою «Божьему» земно жилось спокойно, не стало. Безбожная власть.
40
возложив на Церковь тяжелый крест, повлекла Ее на Голгофу. Для Христа Голгофа — отрешение от грешного земного мира, восхождение на небо, чтоб и Церковь, созданная им, живя на земле, устремлялась к Нему, к Царству Божию путем правды Его. Голгофский удар безбожной власти по Церкви был призывом к Ней Христа — отрешиться от искания утверждаться в своем бытии на «кесаревом», а искать эту нужную и соответствующую своему назначению опору во Христе, «Которому дана всякая власть на небеси и на земли», и туда устремлять и паству свою. Это не было понято. Да и трудно, почти сверхсильно было уразуметь глубокий, внутренний смысл происходящего. От паралича не сразу излечишься, если не будет явного Божьего чуда и если Божиим усмотрением требуются для того человеческие искусства и усилия. Даже Святейший ПатриархТихон, осиянный Божиим избранием, не сразу уяснил себе путь церковной деятельности. Растерявшийся под жестокими репрессиями на Церковь от безбожной власти и терзаемый внутренними политическими нестроениями народ, естественно, искал себе хотя бы моральной поддержки в лице Патриарха. И Патриарх, потрясаемый всеми ужасами гонений и междоусобицы насколько возможно шел навстречу народу, сам надеясь найти защиту Церкви у него. Этим внутренним характером были проникнуты его первые первосвятительские послания. В этом объединенном чувстве искалось больше земного, чем заключается в словах Христа: «все приложится вам», но еще не было поставлено первейшею целью: «ищите прежде Царствия Божия и Правды Его». Гонения усиливались. Более слабые иерархи (живоцерковники и обновленцы), привыкшие в жизни быть под опекою государственной власти, не выдержали бытовой отрешенности от нее, земной безопорности и не только признали безбожную власть от Бога данною, но и хотели найти в ней хотя несколько похожие к себе отношения мирного времени. Весьма вероятно, что богооткровенная истина: «несть власть, аще не от Бога» для этих иерархов была лицемерным прикрытием искания земного покоя, так как вскоре же они примрачили чистоту Православия и попрали св. каноны; да и вожди то их были несоответствующего званию церковного настроения. Этим уже начавшимся церковным развалом Свят. Патриарху, как бы свыше, предуказывалось повернуть направление Церковной жизни в отрешенность от надежды на защиту народом Церкви, поставить ее на положение гонимой первых веков христианства, когда Она, согласно Богооткровенному учению, признавая гонительскую власть данною от
41
Бога и делая попытки получить от нее право на законное свое существование, ни на йоту не отступала от Христова вероучения, устремляя свой взор в потусторонний вечный мир, — поставить «Божие» на подобающее ему первейшее место. Нужно было и грозное, сурово-жесткое «Кесарево» признать от Бога данным для особых высоких спасительных целей. Но в том хаосе нелегко было взойти на эту головокружительную высоту духа, признать не лицемерно, а искренно все то, как волю Божию. Здесь требовался от Патриарха высокий духовный подвиг. Он был взят в заключение, где пробыл год. Только там, святительски, в благодати обдумывая все происшедшее и не имея возможности отрицать, что все произошло не без воли Божией, не случайно, что и гонительская власть, следовательно, от Бога, отсюда непререкаемость богооткровенного принципа: «несть власть, аще не от Бога», — он уразумел, что дотоле он ошибочнодействовал, что воля Христова — укреплять и возвышать «Божие» — первейшая цель его святительства и что выявлению этой цели нисколько не препятствует, если возможно, получение от власти права на законное существование Православной Церкви, нимало не изменяя ни вероучению, ни св. канонам Ее. Господь судил ему, как чтимому всею Церковью Первоиерарху только провозгласить этот высокий принцип, волю Христову и начать осуществление его. Воспринять его пришлось Местоблюстителюм. Петру, а раскрыть его в возможной действительности — заместителю последнего м.Сергию, выдающемуся иерарху, огромного ума, изрядной учености, сильной воли, мало говорящему, но определенно и обдуманно действующему. Эти, никем неоспариваемые качества, отпечатлены во всех актах Патриархии в отношении эмигрантской Церкви, а также вделах и распоряжениях в отношении Церкви в России, в части своей опубликованных в «Журнале Московской Патриархии». В признании гонительской власти, данною от Бога, он следовал Свят. Патриарху, Местоблюстителю Петру,главным образом, ясному велению Божию, со всею непререкаемостью выраженному в Божественном Откровении. Можно ли его винить в этом? Не могут ли обвинители его явиться сами богопротивниками (Деян. 5, 39) и тем в своих ошибках замедлять должный рост нашей Матери-Церкви и чрез то восстановление Русского государства? Иное дело, если бы м. Сергий, помилуй Бог, отступил от веры, от догматов, нарушая св. каноны. Но здесь он тверд, непоколебим и, говоря по истине, доселе нельзя было упрекнуть его ни в чем подобном. Верю, что он останется таким до конца своей деятельности, указанного ему Богом
42
для восстановления и укрепления в существенных основах нашей Матери-Церкви.
— «Мне Бог судил (не потому, что ялитовский гражданин — большевики могли не пустить в Россию и литовского гражданина, а потому что на то была воля Божия, ибо я, по милости Спасителя, и в мыслях до того времени не отделялся от Матери и веровал, что она Христом чрез избранных им церковных вождей, облекается в приличествующую ей, как Великой Православной Церкви, одежду — воля: «прииди и виждь») быть в конце 1928 г. в Патриархии всего неделю, духовно войти в благодатную, созидающую Церковь силу, в нужную меру приобщиться ее и возвратиться оттуда с твердым убеждением, что и на ней начертано Божественное обещание: «и врата адовы не одолеют Ея». За неделю жизни в Патриархии я не слышал ни одного слова о политике, а ведь я часто разговаривал один на один с м. Сергием и другими иерархами. Говорили все о Церкви и я чувствовал всегда некоторую неловкость спросить о чем либо из области политической. Там утверждается отрешенность «Божьего» от «кесарева», там «возложивши руку на плуг», не озираются назад, чтобы хотя душою отдохнуть в воспоминаемом старом взаимоотношении «Божьего» и «кесарева», а желая быть управлениями, благонадежными для Царствия Божия, предавшись воле Христа, Небесного Кормчего Церкви, создают и утверждают ту линию взаимного соприкосновения «Божьего» и «кесарева», которая должна существовать между ними, как Божественная норма.
— «Вы скажете, — продолжал Владыка, — что там и опасно им говорить о политике, они терроризованы, — пусть так. А разве легко восстановить эту Божественную норму, на которую свыше 200 лет ложились наслоения ненормального отношения Церкви и Государства? Нужен хороший острый плуг, чтобы перевернуть верхний пласт вниз, а нижний — наверх. Ведь и евреи оставили навсегда идолопоклонство не в обычных житейских условиях, а в тяжком 70-летнем плену. Истина всегда почти рождается в страданиях. Потому то она и бывает дорога и господствует над выстрадавшими ее.
— «Было бы совершенно ошибочным думать, что для иерархов, молчащих о политике и возвращающих Церковь к ее нормальному положению, Россия, как Родина, как Отечество, потеряла свою цену, что они разлюбили ее со всем ее бытом, горем и радостями, что они как бы в надмирном своем делании не видят ничего, мало этим живут. Наоборот, они живут более глубокой любовью
43
к ней, чем кто либо непостигающий «Божьего» в его существе. Что может быть надмирнее Христова служения на земле? А между тем, идя на страдания, в глубочайшей любви к Иерусалиму, Он проливал слезы, предвидя, когда от него не останется камня на камне. Истинная, глубочайшая любовь к родине тогда только и появляется, когда устанавливается Богом указанное соотношение «Божьего» и «кесарева», т. е. всего земного. Тогда прежде всего ищется «Царствие Божие и Правда Его», и все остальное прилагается Богом. Тогда уже и самая любовь к отечеству, и всему другому, связанному с ним, является «Божиим приложением», даром Божиим, который, как таковой, не может быть иным, как только глубоко охватывающим человека.
— «Естественно то, что, кто не проникается Божественным соотношением «Божьего» и «кесарева», даже в принципене понимает и даже отрицает его, тот не может любить как должно и родину. Он любит ее своекорыстно, эгоистично, в жажде пожить в плотских удовольствиях (в каких видах и степенях — это неважно). Ценность такой жизни определяется Богом (Рим. 8, 5-8). А это настроение только отдаляет возрождение и возвращение к нормальной жизни нашей родины, ибо для Христа, власть Которого на небеси и на земли, нужно первее всего наше спасение, а потом земное благополучие.
— «Пусть там, в России еще не все прониклись таким идейным строительством церковно-государственного взаимоотношения. Но важно то, что иерархия и лучшие миряне, — верх церковный идет твердо по этому пути. Это уже не ядро церковное только, а определенное, устойчивое каноническое руководительство Церковным Кораблем, руль направления Которого повернул всеми чтимый приснопамятный Святейший Патриарх Тихон. Благодатная сила этого шествия уже сказалась в том, что церковные бесчинники — живоцерковники, обновленцы и т. п., искавшие опоры и покровительства для себя Советской власти, теперь уже почти все возвратились к Матери Церкви Патриаршей, утверждающейся в строительстве «Божьего» во Христе при угнетении «кесаревым».
— «Если признать в принципе правильным положение, что «Божие» выше «кесарева», как вечное, спасающее, ценнее временного, мирского, то с высоты этого принципа, когда вспомнишь все газетныя горделивая превозношения эмиграции, что у нас-де истинная Русская Православная Церковь, что мы носители Православия, мы — свободная Церковь, а не в России, плененная большевиками и чуть не потерявшая все, — то, посудите сами, что в этой греховной гордели-
44
вости истинного? Ведь неизменный факт — гонение утверждает веру вообще, а истинную в потребное для Церкви время особенно. Там Церковь осиянная исповедничеством и увенчанная мученичеством. А здесь? Там Христос, Небесный Церковный Кормчий, незримо, а быть может и ощутительно воодушевляя исповедничество и вдохновляя мученичество, освободил «Божие» из под ненужного и вредного гнета «кесарева». А здесь? Здесь продолжает действовать соотношение этих двух Божественных установлений мирного времени, с тем разве различием, что то «кесарево» заменено теперь политическими партиями, политиканствующею прессою и окружением иерарха. Там внешне Церковь угнетена, гонима, но в истине — свободна. А здесь? Здесь внешне она свободна — говорят и делают что хотят, а духовно в плену, ибо отступили от истины и впали в раскол. И теперь, когда наша эмиграция в значительной своей части негодует на нашего возглавителя Патриаршей Церкви м. Сергия и живет готовностью верить всякой клевете в него, вроде той, которою насыщена книга некоего «священника Михаила», в невольном огорчении в душе встает вопрос: доколе, Господи, будет лежать на сердце ее густое, покрывало, заслоняющее духовный взор ее правильно взглянуть на совершающееся великое Христово дело в Матери-Церкви, чтобыи на ней исполнилось то, что Ты сказал о праотце Аврааме: «и виде и возрадовася» (Иоан. 8, 56)?
— Не легко одиночество, но что же делать? Воля Божия. Что же удивительного в том, что Заместитель м. Сергий вручил мне духовное руководительство теми из нашей эмиграции в Западной Европе, которых церковная совесть удержала в верности истине, Матери Церкви? Разве лучше было бы, если бы заграницей никого не осталось в истине и все отпали бы в раскол? Впрочем, большинство эмиграции этого и желало... Но это греховная человеческая воля, а воля Божия иная: она сохранила в Париже и Берлине церковную, благостную закваску, которая постепенно, хотя и медленно, заквашивает среду тех, которые больше сохранили в себе чуткости к спасительной истине. Мое положение в Церкви, по существу, не изменилось, оно лишь расширилось внешне и только. Для меня, думаю, и для всех членов Патриаршей Церкви дорога и мила наша родина святая, но дороже Церковь, духовная Мать, пристанище вечной жизни, дороже даже с точки зрения житейской, несовершенной, так сказать, утилитарной, ибо от ее восстановления и прочного в спасительном смысле бытия зависит близкое или отдаленное возрождение Матери — земной. Поэтому мы стараемся укреплять в со-
45
знании мирян преимущественное значение Церкви. Для меня, как и для всякого русского человека, ценнее во всем этом то, что так или иначе содействует благополучию родины. Вот здесь то, не закрывая глаз на бедствия ее и утеснения Церкви, я неизменно указываю на те непорядки церковной жизни и то ослабление религиозно-моральной жизни нашего народа, которые и вызвали эти тяжелые, внешне сокрушительные меры от Христа, имеющего всякую власть на небеси и на земли, что эти меры, нужно верить, не к смерти русского православного народа, а к новой Богу угодной жизни. Я всегда утверждаю, что безбожная грозная власть, но и она от Христа и делает великое спасительное дело, сама, конечно, не сознавая того. Во всей широте и глубине, разумеется, не охватить и не постигнуть духовного значения всего там совершающегося. Это будет понятно только впоследствии. Но уже по некоторым действиям безбожной власти можно видеть и теперь, что она ударяет по тем сторонам церковной и бытовой христианской жизни, которые были крайне ослаблены в мирное время и под ударами должны обновиться и из греховных сделаться спасительными. Если от Христа и эта власть, то я и во внешнем многоразличном мраке хочу видеть свет Его спасительных действий от деревни, Москвы и до Соловков.
— «Для верхов эмиграции, дающих ей направление, в России — один мрак, разгул, царство сатаны в лице безбожной власти, осквернение ее святынь, родины, разрушение культуры. И если говорят о Церкви, то постольку, поскольку это полезно в цели поднятия и заострения израненного национального чувства. Благодатного огня среди развалин они не видят и не могут увидеть, ибо на первом месте в сознании стоит все временное, земное, хотя бы в таком высоком достоинстве, как родина, отечество. Вечное — под ним, духовное — под душевным, выражаясь общепринятым языком, — политика господствует над церковным. Отсюда и взгляд на все чисто мирской, политический: хочется возврата родины и, если возможно, со всеми бывшими благами и удобствами земной чисто плотской жизни. Церковь нужна, но для перемены бытового течения в праздничные дни, в отдельных явлениях общественной и семейной жизни. Мысли, настроения, чтобы Церковь с ее вечным спасительным делом захватила верующих не только в указанные моменты, но и проникала всегда и будничную жизнь, чтобы она была на первом месте, — этого, кажется, нет. По крайней мере в печати, в некоторой мере создающей и отражающей внутреннее настроение людей, я этого не наблюдаю. «Кесарево», преимущественно устрояющее зем-
46
ную жизнь, главенствует над «Божиим», созидающим вечное спасение. При таком соотношении этих двух главнейших принципов жизни, вполне становится понятным то ошибочное представление, что если «кесарева» нет, то нет и «Божьего». Если государство разрушено, то разрушена и Церковь. Но достаточно стать с убеждением на надлежащую высоту понимания взаимоотношений «Божьего», как вечного, и «Кесарева», как временного, как меняется взгляд на происходящее в России. Тогда уже и в развалинах, в которые обратила Советская власть русское государство, слышится больше того, что было сказано Богом диаволу, получившему от него власть над многострадальным Иовом: все отдаю в твою власть, только души его не касайся.
— «Там, во взгляде политико-церковном на происходящее — одна пока тьма. Здесь же при взгляде церковно-политическом уже зримо светится благодатный свет и тьма его не угасить. Там — один развал; здесь уже строение, происходящее не ночью, кое-как, наугад, а при утреннем, благодатном свете. Строится или лучше воссозидается Православная Русская Церковь, знающая одну Христову власть, в отрешенности от «Кесаревой», как внешней опоры для себя. Небесный Архипастырь, Христос поставил к этому великому делу таких строителей, которые, благодаря Бога за «днесь» и не зная, будут ли они стоять у строения «завтра», во смирении, и надо верить не без благодатного утешения, совершают свое служение, веруя, что они — только приставленные работники, главное достоинство труда которых в том, чтобы класть духовные камни в Божье строение, исполненные веры в святость дела и твердой надежды, что никто и ничто не помещает выполняться строительному плану, данному Архипастырем Христом.
— «Там тюрьма, ссылка, ужасные Соловки — одно беспросветное зло; здесь и тюрьма и всякая ссылка до Соловков, конечно, — ужасная действительность — но здесь есть и праведники, которые даже одним своим присутствием, темь более настроением, словом возвещают о Христе, вечной жизни и, конечно, не без успеха, подобно св. ап. Павлу, узы которого, вопреки прямым человеческим расчетам прервать ими благовестие Христово, послужили только к большему распространению его, — они несут свой великий труд в духовное строительство Великой Русской Церкви, в надежде, если не приобщиться славе ее здесь на земле, то получать сугубую награду там, на небеси. Живущие в единстве Патриаршей Церкви входят в благодатный подвиг наших исповедников. Молясь о сущих в тюрьмах и изгнаниях, о гонимых, гонителях, озлобленных, сиротах, вдовцах
47
и вдовицах они разделяют с ними узы и страдания. Для молитвы нет преград. Если она проникает небеса, то тем более человеческие тюремные затворы и достигает в какие бы то ни было отдаленные места. В этой молитве нет, конечно, и тени политической, хотя не все те, за которых молятся, страдают за веру, но многие и за политические убеждения. Служат панихиды по убеленном Царе, Царице со чады и о всех убиенных за веру и отечество. Молимся и мы здесь, но никому из молящихся и в голову не придет, что эта панихида — протест против безбожной власти, ибо ей не предшествует и не последствует злобная речь в сторону гонителей, а только совершается умилительный церковный чин.
— «Там человеческий страх, быть может даже не серьезный, только повторяемый с чужого голоса, за молодое поколение, воспитывающееся при всевозможных мерах безбожия; здесь же вера, что для Христа, Спасителя молодежь, как и вообще люди, безмерно дороже, чем даже лучшему из нас, ибо она искуплена Его Святою Кровью для вечной жизни. В потребное для спасения время Он найдет горячих проповедников о Себе и вечной жизни, которые направят в добрую сторону возбуждения безбожной властью духовные силы для строительства безбожного государства, — в строительство Церкви и православного государства. Да и теперь, по доходящим оттуда вестям, не вся молодежь отравлена безбожием и моральным развалом. Там уже немало есть из нее горячих подвижников, готовых за Христа в тюрьму и на смерть. Молчат ли они о Христе? Есть даже совсем дети, проповедующие о Христе и обращающие к Нему, казалось, пропавших для спасения ярых безбожных коммунистов. Там разрушение св. храмов есть варварское истребление исторических памятников Русского народа, национальной культуры и проч. В протестах нашей заграничной интеллигенции против этих выступлений безбожной власти я редко слышал упоминание о Св. храмах, как молитвенных местах, а если и говорилось, то так и в таком месте протеста, чтобы не бросалось в глаза тем, к кому обращаются, между прочим, как бы стесняясь, уступая еще не культурной православной народной массе, которая кстати сказать, едва ли их и читает. Не вскрывалось ли здесь внутреннее отношение протестующих и единомысленных им к св. храмам? Если для них они первее всего — культурные памятники, а не места спасительной жизни, то, значит, для них они потеряли свое исключительно ценное назначение, утеряна в сознании первейшая их цель. А в таком случае зачем же нужны храмы? Для
48
простого народа, как я слышал неоднократно от так называемых интеллигентов? Но ведь духовная болезнь от верхов народных быстро идет в народную толщу и заражает ее. Не плоды ли такого духовно-церковного опустошения мы наблюдаем в тех циничных улыбках и полных простодушия лицах тех из простого народа, которые без всякого духовного смущения разрушали св. храмы? Какой смысл протестовать в защиту св. храмов, если они не только уже давно покинуты протестующими, но и теперь не восприняты ими как места преимущественного присутствия Божия, где приносится Голгофская бескровная Жертва за весь мир, но в присутствии хладных к этому величайшему делу и едва ли понимающих сущность его? Протест направлен к «культурному миру» и ответом на него, верую, по воле Христа, было красноречивое молчание. Это — там.
— «А здесь — разрушение храмов — прискорбное явление. Но здесь и вера. Христос рукою безбожников оживляет души миллионов, для которых они было утратили свое существенное значение. Для веры ясно, что храмы вещественные нужны для душ, храмов духовных, ищущих спасения, вечной жизни. Раз таких мало, то нужно их оживить, найти духовно. Как и зачем? Отнятием храма вещественного. Храмы вещественные будут, но первее нужно создать в сердцах духовные храмы. Безмерно труднее создать последнее, чем первое. Если души оживут, то они быстро построят себе храмы, но уже не памятники народной славы, а места духовного отдыха, духовного сидения у ног Христа, общения с Богоматерью и святыми, места духовного роста и восхождения в вечную жизнь. Христос имеет власть на небеси и на земли. Для веры ясно, что безбожная власть не посмеет разрушить всех храмов, хотя бы она того и пожелала, ибо ведь не исполнены же сердца всего народа бездушием и хладностью к ним. Сделает она столько, сколько будет допущено Христом, а больше не посмеет, как не посмели бесы без позволения Христа войти в стадо свиное.
— «Там, в политическо-церковном взгляде, поминовение в храмах за Богослужениями безбожной власти в России не только соблазняет, но совершенно отталкивает до душевного возмущения. Здесь, в церковно-политическом сознании молитва и за безбожную власть воспринимается как воля Божия. Еще св. пророк Иеремия в письме своем к отведенным в Вавилонский плен евреям убеждал их молиться за царя и за властей (языческих), чтобы им жилось хорошо. И св. ап. Павел говорит: «прежде всего
49
прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодаренья за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (а они были гонители христиан), дабы проводить нам жизнь тихую и безмолвную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» и т. д. (I Тим. 2. 1-7). Скажите пожалуйста, кто прав пред Христом: молящиеся ли о властях или протестующие против этого? Великое дело молиться за них и не по страху, а по убеждению в том, что это воля Божия. И я верю, что в Патриархии так и молятся. И безбожная власть уже как будто не так гонит Церковь, как раньше, когда не молились о ней, как заповедано Христом.
— «Обо всем этом, — закончил Владыка Митрополит нашу беседу, — приходится говорить потому, что просвещенная часть нашего народа совершенно не знакома с Божественным Откровением и, кажется, не живет желанием поучиться в нем. А ведь оно дано для устроения жизни не только вечной, но и земной».
Д. Ишевский.
50
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.