13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бицилли Пётр Михайлович
Бицилли П.М. К. Мочульский. Духовный путь Гоголя. Журнал "Путь" №45
К. Мочульский. Духовный путь Гоголя. YMCA-press,1934.
Человек познается не в том, что он есть, а в том, чем он хочет быть, или вернее: человек, в своей внутренней сущности, есть то, чем он хочет быть. С этим пониманием человека и, соответственно, задачи биографа подошел к Гоголю К. Мочульский. Чем значительнее человек, чем в большей степени он сам для себя задание, а не данное — и, кстати сказать, никто не выразил этого понимания с такою силою и наглядностью как сам Гоголь, в своих портретах пошлого человека, «нечеловека», чистого данного, никогда не «задания». Смысл жизни каждого великого человека, источник его творчества — в этом его стремлении осуществить некое задание, победить, вытравить в себе то, что этому препятствует. Различия между ними — в степени препятствий, в трудностях, какими сопровождается эта борьба с самим собою. С этой точки зрения Гоголь — предельный случай. Лютер, Микель-Анджело, Паскаль, Достоевский — по сравнению с ним «нормальные», вполне уравновешенные люди. Ни одному из них не приходилось убивать в себе «нечеловека» — как Гоголю. И «нечеловек», — и «святой»; это масштаб души Гоголя, — заключает свою книгу К. Мочульский, резюмируя С. Т. Аксакова, как никто другой понявшего Гоголя. Но что значит «святой» применительно к нему? Мочульский говорит о моментах духовного просветления, пережитых Гоголем, особенно о последнем, предсмертном, но эти моменты — были ли они моментами подлинной «святости»? Дело в том, что ничего подобного знаменитому «памятному листку» Паскаля, ни последним сонетам М.-Анджело, ни предсмертной беседе старца Зосимы у Гоголя нет. Есть другое — его одержимость проблемами этики, его постоянные терзания совести, его ужас перед образом пошлого человека, увиденном им в самом себе, искренность его стремления стать «святым» — более того: его убеждение, что человек должен быть святым, чем направляется и вся его писательская деятельность, — как это великолепно выяснено Мочульским. Наконец, еще одно: Гоголь не изнемог от давившего его ужаса. Его успокоение перед смертью не было следствием отупения, помрачения сознания, ни проявлением психопатологической, лишенной духовной ценности, «эйфории». Это доказано автором. Если-же так,
77
если, сохранив ясность сознания, Гоголь мог успокоиться, то это заставляет предполагать значительность его духовного опыта, не взирая на отсутствие прямых свидетельств. Таков, насколько я понимаю, ход мысли автора.
Восстановить духовный путь всякого человека — задача страшно трудная. Тем более такого, — остающегося и посей час загадочным, — я думаю, для того, кто прочел книгу К. Мочульского и согласился с нею, ставшего еще более загадочным, — каков был Гоголь. Автор выдвигает ряд предположений (напр. о том, как и почему была сожжена последняя редакция 2-ой части «Мертвых Душ»), причем, при обосновании их, ему приходится отправляться от уже заранее созданного им себе общего понимания гоголевской души, — метод, который науковеры сочтут хождением в заколдованном кругу, но отказаться от которого значило бы отказаться от истории вообще и вернуться к летописанию. Здесь все зависит от качества интуиции историка. Насколько он сжился с изображаемым им предметом, насколько пристально вгляделся в него? Для судящего со стороны есть, мне кажется, один, самый надежный, критерий для проверки этого: чем ценнее интуиция биографа, чем более она является подлинной интуицией, чем искреннее, чище (на русском языке нет слова, вполне соответствующего замечательному франц. sincère во всей полноте его значения) его речь, т. е. чем более она согласуется с положением Бергсона: lart de l'écrivain consiste à nous faire oublier qu'il emploie des mots. Я мало знаю книг, которые удовлетворили бы этому требование в такой же мере, как книга Мочульского. *)
Воссоздавая духовный облик Гоголя, автор вместе с тем дает и определение места Гоголя в истории русской литературы. То, что он говорить об этом, может подать повод к недоразумениям, во всяком случае формулировка, данная им, требует, на мой взгляд, ограничений и оговорок. Гоголь, говорить автор, сдвинул русскую литературу «с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие великую русскую литературу, ставшую мировой, были накачены Гоголем... С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху в эпизод, к которому возврата нет и быть не может... Без Гоголя, быть может, было бы равновесие, антология, благополучие, бесконечно длящейся Майков, а за ним бесплодие...» (стр. 86 сл.). Поскольку дело идет об историческом развитии русской литературы — это в общем верно. Но одно — историческое значение того или другого явления, другое — абсолютное. С точки зрения истории — пушкинский период, конечно, «эпизод». Но сам Пушкин? Если поставить вопрос так, сразу видна его сложность. С Гоголя начинается широкая дорога, игровые просторы...» Хочет ли автор сказать, что Пушкин — это
*) Для проверки тезисов автора можно также прибегнуть к одному сопоставление. Незадолго до выхода его книги, появилась другая, тоже превосходная, работа о Гоголе, М. Горлина, N. V. Gogol und Е. Th. Hoffmann, задающаяся совсем другими целями. Но и М. Горлин говорить о религиозной подоснове творений Гоголя, вскрывая ее путем сравнительно литературного анализа.
78
«провинция», областная литература? Что его творчество лишено игрового значения? Я этого не думаю, но боюсь, что это может быть так понято. Главное, впрочем, не это. Кто то верно сказал, что история литературных репутаций ни что иное как сплошная цепь недоразумений. «Майков» — символ полнейшего непонимания Пушкина. Но можно было бы привести немало примеров такого же непонимания и Гоголя. Однако, уж если сопоставлять величайшие имена, то следовало бы вспомнить, что Достоевский-то во всяком случае не по «майковски» понял Пушкина. «От Гоголя, говорить автор (там же) все «ночное сознание» нашей словесности, нигилизм Толстого, бездны Достоевского, бунт Розанова». Только ли от Гоголя? У Достоевского ощущение русского «неблагополучия», «призрачности» Петербурга, а равно и тот «мистический реализм», о котором говорит автор, т. е. непосредственное переживание сверхличной злой силы, владеющей миром — столько же от Пушкина, сколько от Гоголя. Новейшими исследователями это доказано, неопровержимо. Автор мог бы ответить, что понять Пушкина Достоевскому помог Гоголь. Это очень вероятно. Но это не меняет дела: факт тот, что перелом в истории русской литературы не был столь решителен, как это представлено у него.
П. Бицилли.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.