Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мочульский Константин Васильевич

Мочульский К.В. Kobilinski — Elles. Das goldene Zeitalter der russischen Poesie. W. Joukowski. Журнал "Путь" №45

Dr. Z. Kobilinski — Ellis. Das goldene Zeit­alter der russischen Poesie. W. A. Joukowski. Seine Persönlichkeit, sein Leben und sein Werk. Verlag F. Schöningh. Paderborn. 1933.

(Л. Кобылинсшй — Эллис. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. Его личность, жизнь и творчество. издание Шенинг. Падерборн. 1933).

 

Автор задумал обширный труд под заглавием «Золо­той век русской поэзии»; работа о Жуковском составляет первый том; второй будет посвящен Пушкину и его плеяде, а третий и последний Лермонтову и истории критики «Золотого века». Вышедшая книга о Жуковском представляет собой законченное целое; в ней дается вступление к истории великой русской литературы, выясняются ее истоки, определяются пред­посылки. Автор имеет в виду читателя иностранца, которо­му известны только отдельные вершины русской художественной культуры — Толстой, Достоевский, Тургенев. Показать ему весь горный кряж, соединяющий эти вершины, набросать общую картину развития русского духа и русского гения — такова за­дача г. Эллиса. Без «Золотого века» — непонятна позднейшая «великая литература». Нужно вернуться к родоначальнику рус­ской поэзии Жуковскому, чтобы почувствовать закономерность и самобытность русского искусства. Самая значительная осо­бенность духовной России — единство культуры и религии — дана уже в Жуковском.

Кобылинский-Эллис посвящает свою книгу Владимиру Соловьеву, полагая, что и в этом литературном труде, как и в богословских своих работах, он остается верен духу своего великого учителя.

Метод автора — биографический и историко-литературный: жизнь Жуковского разделена на четыре периода: соответствен-

79

 

 

­но этому и книга распадается на четыре отдела, построение которого единообразно: сначала, излагается биографическая часть (автор пользуется любопытнейшим материалом так назы­ваемого Уткинского сборника, содержащего много интимных писем Жуковского и к Жуковскому. Этот богатый источник, почти неиспользованный биографами позже, был издан А. Грузинским в 1904 году); после биографических данных дает­ся литературный анализ произведений разбираемого периода. Это — слабый пункт книги. Г. Эллис слишком много и под­робно пересказывает (а пересказ стихов своими словами — вещь никому не интересная) и очень мало анализирует. Худо­жественные достоинства произведений Жуковского остаются не­ясными и для русского читателя, а для иностранца и подавно. Может быть синтетический обзор целых групп стихотворений и большее число хороших немецких переводов сделали бы образ поэта более понятным для немцев.

Но эти недостатки искупаются новым и вполне личным подходом к Жуковскому. и здесь влияние Вл. Соловьева ока­залось благотворным. Впервые в литературе о Жуковском поставлен и разрешен вопрос о религиозном значении его творчества, о мистическом характере его романтизма и о хри­стианской философии его статей. Г. Эллис говорить об авторе «Светланы», как о поэте «вечно-душевного», как о певце ми­стической любви, и христианском подвижнике. Жуковский, — у дверей которого вечно толпятся нищие, Жуковский неуто­мимый защитник русских писателей и опекун русской лите­ратуры, рыцарь Гроба Господня, борец за Церковь и православие, поэт, через отречение и самопожертвование пришедший к просветлению и жизни во Христе, ослепший старик диктующий свою вдохновенную мистическую поэму «Агасфер» — таков тихо-сияющий, смиренный и кроткий образ, нарисованный г. Эллисом. Жалко, что религиозный путь Жуковского им толь­ко намечен; это, впрочем, вполне понятно, так кат книга написана по-немецки и для немцев: углубление и расширение этой темы были-бы неуместны. Но как хотелось бы, чтобы по этой дороге пошли и другие биографы Жуковского. Ведь его религиозно-философская работа (статьи и письма) до сих пор еще не оценены по достоинству. Столь-же мало освещен вопрос о его духовном влиянии на дальнейший ход русской литера­туры (например, громадное влияние на Гоголя).

Кобылинский-Эллис справедливо считает, что наше вре­мя — время трагического мирового перелома — особенно при­звано к тому, чтобы понять и оценить религиозное «учение» Жуковского. Поэма «Агасфер» — «бессмертная лебединая песнь умирающего поэта» — проникнута той «тоской по Христу» — которая питает собой всю великую русскую литературу.

Пора пересмотреть религиозные ценности нашей литературы: позитивная критика пыталась убить их заговором молчания. Теперь они снова воскресают.

К. Мочульский.

80


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.