Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бердяев Николай Александрович

Бердяев Н.А. Heering Dieu et César. Журнал "Путь" №40

 

G. I. Hering, Dieu et César. La carance des églises devant le problème de la Guerre.

В христианском мире Запада сейчас происходит очень интересное явление, которое можно было бы назвать пробуждением христианской совести. Это пробуждение и очищение совести происходит пока в христианском меньшинстве, у большей массы, заполняющей христианские церкви всех вероисповеданий, совесть в отношении к вопросам социальным все еще находится в дремотном состоянии. Но всякое новое движение духа начинается с меньшинства. После дела, совершенного Константином Великим, после соединения христианской церкви с царством кесаря христианская совесть в отношении к жизни социальной подверглась внушениям и давлениям государства, она не была свободна, и ее оценки и суждения стали иными, чем в первые века христианства. Сейчас христианство выходит из Константиновской эпохи и по-новому ставятся вопросы, связанные с отношением христианства к велениям царства кесаря. Все монистические системы слияния церкви и государства, царства Божьего и царства кесаря рухнули и привели к конфликтам, перед которыми сейчас поставлена христианская совесть. Конфликты эти достигли трагической остроты. Христиане принуждены сейчас вспомнить об евангельских заветах, к которым в течение долгого времени отношение было главным образом риторическое. И нет более острого конфликта для христианской совести, чем конфликты, связанные с отношением к войне. В этой точке происходит абсолютное столкновение

70

 

 

между велениями царства кесаря и призывами царства Божьего, которое заповедано искать прежде всего. Но это не единственный конфликт, такой же конфликт существует и в отношении к национализму вообще, к социальному вопросу, вопросу о капитале и труде, к требованиям государства, чтобы ему воздавалось не кесарево, а Божье. Все чаще повторяются случаи objections de conscience», отказ от воинской повинности по религиозным мотивам. Протест против войны и милитаризма со стороны современных христиан, протест пробудившейся совести есть протест не гуманистический, а христианский. Книга голландского протестантского теолога Гееринга очень интересна, в нем проснулось сознание невозможности дальше христиански оправдывать войну. Книга эта по преимуществу историческая и моральная, в ней нет больших религиозных и метафизических углублений. Но автор дает большой материал. Он проследил отношение христиан к войне, начиная с Нового Завета и первохристианства до нашего времени. Ясно видно, как меняется отношение христиан к войне со времени Константина, как побеждает не христианство, а государство. Гееринг — радикальный христианский пацифист, требующий, чтобы христианские церкви решительно осудили войну и чтобы христиане по голосу христианской совести решительно отказывались от всякого участия в войне. Его точка зрения очень близка таким швейцарским христианам социалистам, как Рагац. Недостаточно быть может ясно в книге Гееринга подчеркнуто различие между тем, чем была война в прошлом и чем она является в наше время. Война, конечно, есть страшное зло, но в прошлом она иногда бывала не только чистым злом, она была меньшим злом, относительным добром. Но в нашу эпоху, она стала абсолютным злом, грозящим истреблением человечеству, и с ней нельзя уже связывать никаких доблестей человеческих. А. Филип, профессор политической экономии в Лионе, протестант бартианского направления и видный деятель социалистической партии, решительно говорит в предисловии к книге Гееринга, что война не может уже быть «меньшим злом», она стала высшим и ни с чем не сравнимым злом, проявлением сатанических сил. И все-таки остается мучительный вопрос, может ли напр. Франция разоружиться, когда гитлеровская Германия вооружается, предотвратит ли это разоружение возможность войны? Преодоление страшного сатанического зла войны предполагает глубокий духовный и социальный переворот в человеческих обществах. Война и вооружение связаны с современным социальным и государственным строем. Преодоле-

71

 

 

ние милитаризма эмоционально есть также прежде всего преодоление национализма, который в последние годы очень усилился. Чтение книги Гееринга особенно следует рекомендовать тем русским православным, которые все еще не могут освободиться от идеи «христолюбивого воинства» и «христианского государства», чья христианская совесть не очищена от государственных, национальных и социальных интересов и внушений. Между тем как в XIX в. у лучших представителей русской религиозной мысли христианская совесть восставала против социального зла и неправды в царстве кесаря.

Николай  Бердяев.


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.