13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. Come Hermann de Keyserling. Meditations sud-americains. Журнал "Путь" №36
Comte Hermann de Keyserling. Meditations sud-americains. 1932. Librairie Stock.
Блестящая книга, вероятно, лучшая из книг гр. Кейзерлинга. Она читается с захватывающим интересом, как философский роман. По характеру своему она отличается от книги Кейзерлинга «Das Spectrum Europas». Это — целая космогония, видение приморидиального мира, истоков человечества. Видение это Кейзерлинг имел в Южной Америке. И во всяком случае книга эта — ценный вклад в эмоциональную психологию. Для Кейзерлинга миры зависят от воображения. Все создается образами. Познание не есть познание через понятия, ему чужда диалектика. Познание его художественно-интуитивное. Он справедливо видит в эмоции способ познания. Источник интуиций и знаний Кейзерлинга, совсем не книжный. Его нельзя причислить ни к какому направлению или школе. Он очень свободный человек, свободный от всякого догматизма, религиозного, философского, научного, морального, социального. Быть может от социального догматизма менее свободен, так как в нем очень чувствуется связь с аристократией. Кейзерлинг принадлежит к людям, испытавшим отвращение к современной цивилизации Европы и Северной Америки, он хочет убежать из современного мира и ищет другого мира. Он убежден, что Россия и Азия идут по тому же пути американизации, рационализации и технизации. Это бегство из современного мира может происходить во времени и в пространстве. Романтики убегали в средневековье, Ницше в древнюю, досократовскую Грецию. Кейзерлинг двигается в пространстве, он бежит в Южную Америку и там открывает первобытный мир и его своеобразную красоту. У Кейзерлинга есть большее внимание к космической жизни и к миру животному в его философском значении. И, конечно, есть огромный дар наблюдательности над народами и цивилизациями,
89
в этом он сейчас не имеет себе равного. Он раскрывает множественность человеческих типов в противоположность единству и универсальности человеческой природы, которыми так дорожит европейский гуманизм. Основная установка Кейзерлинга натуралистическая, но в утонченном смысле слова. И это несмотря на то, что он постоянно говорит о духе. Наиболее силен он, как психолог, а не как метафизик. Основа философии Кейзерлинга есть противоположение духа и земли. Дух по существу отличается от природы, но он прорывается в жизнь природы и спиритуализует ее. Остается вечный конфликт природы и духа. Последняя метафизическая проблема основы и смысла мира не решается и даже не ставится. У Кейзерлинга нельзя искать онтологии. Сила его в другом. Кейзерлинг даже сомневается в абсолютной ценности искания истины. Он думает, что те. которые ищут истины, не любят красоты. Культ истины — от грубости, культ красоты — от лжи. Но он все же принужден считать истиной то, что ему открылось, свою космогонию, свое понимание начала истории. Южная Америка лишь повод для раскрытия истоков человека, начала истории. Южная Америка — Magna Mater. Южно-американский мир называется третьим днем творения. Так и называется самая блестящая глава. Книга Кейзерлинга очень интимная, его философия совершенно субъективная, личная. Поразительно его отношение к Южной Америке и южноамериканцам. И многое производит впечатление разительного противоречия. С одной стороны он пленен Южной Америкой, как прекрасной женщиной, и ищет в ней спасения от европейско-американской рационализации и технизации жизни, уповает на южно-американский ренессанс. И вместе с тем открытия, которые он делает на южно-американской почве, страшны и мрачны. Он проводит нас через дантовские круги ада. Для Кейзерлинга в начале был ад, а не рай, и он убедился в этом, наблюдая над природой Южной Америки и над ее людьми, аргентинцами, бразильцами и др. Первоначально была женщина, а не мужчина. Но женщина эта змия, кровь ее холодна, она лжива. Женщина — комедиантка. Первобытная почва холодна, первобытные существа принадлежат к породе хладнокровных. Первична sencibilité и она связана с холодностью. Нижняя бездна, из которой все возникло, инфернальна. Первобытный человек не дитя, а инфернальное существо. Зло и уродство — корни жизни, добро и красота лишь цветы. В начале был страх и голод, страх перед природой и страх перед духом. Зло есть порождение страха. Кейзерлинг открывает темные bas-fond и они остаются для него господствующими. Основным своим открытием в почве Южной Америке Кейзерлинг считает откры-
90
тие земли, только там она ему открылась. Кровь и земля определяют историю. Исторической судьбой управляют не духовные, a теллурические люди. Глубина души не в духе, а в земле. Кейзерлинг создает основные психологические категории Gana и Delicadeza, взятые из языка южноамериканцев. Gana и есть первичный душевной слой, противоположный духу. Кейзерлинг ездил в Азию, знает индуса и китайца. Но и индус, и китаец представляются ему таким же человеком, как и он сам, они живут духом. В южноамериканце он впервые встретил человека противоположного себе, человека теллурического, определяющегося исключительно землей, а не духом. Земля есть особая категория мышления Кейзерлинга в этой книге и она, конечно, имеет иную глубину чем та, которая открывается геологом и естествоиспытателем. Тут его можно сопоставлять с Бахофеном. Интересно сравнить чувство земли, которое открывается Кейзерлингу в Южной Америке, с тем, которое свойственно России и русскому народу. Русскому народу всегда была свойственна теллурическая мистика, мистическая связь с землей. Но земля в сознании русского народа совсем не есть эти темные и жуткие basfonds, не есть царство змей и пресмыкающихся, не есть тот ужас, который открывается в девственных лесах Аргентины и Бразилии. Земля пронизана духом, она есть мать заступница и кормилица, она незаметно сливается с образом Божьей Матери. Но русская земля не есть истоки мира и человека, не есть примордиальная земля. То, что Кейзерлинг видит в Южной Америке, более первично и изначально. Натурализм Кейзерлинга сказывается в переоценке значения крови. Такое преувеличение значения крови насчет духа может дать оправдание идеологии расизма и аристократизма. Но очень хорошо говорит Кейзерлинг об инфернальности всякой политики. Если всякая политика есть зло, то самое большее зло есть духовное оправдание политики. Человек превращается в демона, когда духовное сознание оправдывает то, что не есть дух. Кейзерлинг по-видимому очень дорожит этим дуализмом духа и земли, духа и политики, этой несоединимостью духа и плоти. Он утверждает противоположность права и справедливости. Он оправдывает материализм масс нашей эпохи, видя в нем искание обеспечения. Революция есть восстание против рока, против судьбы. Но Кейзерлинг забывает прибавить, что она сама есть рок для тех, против кого она направлена. Как и всегда у Кейзерлинга, повсюду рассыпаны очень тонкие замечания по психологии политики. Но эта сторона книги мне не представляется самой существенной и самой сильной.
Кейзерлинг отталкивается от уродства, которое он
91
видит в современной жизни, он видит его в Североамериканских Соединенных Штатах и в советской России, оно побеждает и в современной Европе. Это уродство технической эпохи, оно связано, прежде всего, с рационализацией и технизацией, с разрушением эмоциональной жизни. Только восстановление эмоциональной жизни может возродить красоту. Эмоциональная культура для него существует только в Испании и Южной Америке. И он пророчет великую миссию Южной Америке, от нее должен пойти ренессанс. Тут мы встречаемся с указанным уже основным противоречием в книге Кейзерлинга. Bas-fonds раскрывающиеся в Южной Америке — темные и злые, чуждые духу. И новый эмоциональный порядок, который спасет от уродства рационализации и технизации, пойдет от этих bas-fonds. Смысл жизни Кейзерлинг видит в спиритуализации. А ренессанс должен прийти от мира не только не спиритуализованного, но по-видимому и неспособного к спиритуализации. Недостаточно ясно, почему эмоциональная сфера сама по себе способна создать новое общение людей. Вся космогония Кейзерлинга основана на том, что свет рождается из тьмы. Это мысль родственная Шеллингу. И, конечно, это верно. Но bas-fond, раскрывающиеся в Южной Америке, не есть только тьма, они инфернальные, злые, это мир падший. Наименее выясненным остается, что такое дух, который должен всему дать смысл. (1) Книга написана о земле, а не о духе, и самое интересное в ней о земле. Очень остроумна мысль Кейзерлинга, что духовное появляется в образе актера. Первоначальные проявления духовности связаны с игрой, с переодеванием, с секретом. С точки зрения земли человеческий дух не серьезен. Ответ, который дает дух на печаль и несчастье земли, как будто не импонирует. Кейзерлинг совсем не хочет этим унизить дух, скорее наоборот. Но так получается потому, что в книге не раскрывается тайна креста, как пересечения духа и земли. Дух, нисходящий в землю распинается и это крестное страдание серьезно уже и с точки зрения земли. Кейзерлинг думает, что смерть не есть проблема духа, что для духа смерти не существует, смерть существует лишь для земли. Но так можно думать, совершенно разделяя дух и землю. Дух, вошедший в землю, воплотившийся переживает трагедию смерти, для него существует трагедия смерти. В стремлении Кейзерлинга восстановить эмоциональную жизнь есть большая правда. Сейчас происходит разрушение центрального органа
________________
1) В прежних книгах Кейзерлинга чувствовалось влияние понимания духа в индусской религиозной философии. В этой книге он как будто отходит от индусской духовности, но не вполне.
92
человека — сердца. Это явственно видно в современном романе. Остается интеллектуальная жизнь и жизнь чувственная, sensation, но нет жизни эмоционально-сердечной. Ее нет у Пруста, у А. Жида. Это огромное различие с XIX в. Но как понять отношение эмоциональной жизни и духа? Это основной вопрос. Для Кейзерлинга эмоциональная жизнь вкоренена в bas-fond, а не в духе, она от земли, от ее темных недр. Что-то тут остается неясным и нерешенным, может быть для Кейзерлинга и неразрешимым. Это связано с тем, что проблема Бога совсем не ставится и остается неизвестным, имеет ли мир смысл. Кейзерлинг признает феномен веры. Но для него важна сама вера, вера без гарантий, а не объект веры. Книга, очень мрачная и пессимистическая в начале, кончается мажорными тонами, она хочет привести к радости. В ней есть что-то освобождающее. Но откуда познание Кейзерлинга, возвышающее его над инфернальным мраком и ужасом? Откуда вера в возможность радости? Тут мы переходим за пределы этой блестящей книги.
Николай Бердяев
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.