13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зернов Николай
Зернов Н. Русская Церковь и Вселенское Православие. Журнал "Путь" №34
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ВСЕЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
(Проф. Стратонов. «Русская Церковная Смута» 1921-31; проф. Троицкий «Резмежевание или Раскол», 1931, YMCA Press; проф. Карташев «На путях к Вселенскому Собору», 1932, YMCA Press).
Зарубежная церковная литература первой половины 1932 года обогатилась тремя книгами, посвященными вопросу канонической жизни Русской Церкви.
Проф. Троицкий, Карташев и Стратонов с разных сторон подошли к этой особенно важной и трудной проблеме, но каждый из них, в стремлении к творческому разрешению сложных канонических вопросов, с особой силой вскрыл исключительный смысл и значение их в современной церковной жизни.
Книга Проф. Стратонова — «Русская Церковная Смута
73
1921—1931» (Берлин. 1932. Парабола, стр. 204) является преимущественно историей пореволюционных церковных разделений как в России, так и за рубежом. Проф. Стратонов начинает свое изложение с указания на полную неподготовленность Русской Церкви к самостоятельному существованию. Петровская реформа исказила до неузнаваемости канонический строй Русской Церкви. Епископы были лишены своей независимости, белое священство обращено в некую специальную касту, миряне оттеснены от всякого ответственного участия в церковной жизни, моральный авторитет Церкви был заменен принудительной властью Синода. Революция однако доказала исключительную жизненную силу Русской Церкви, которая сохранила свое единство, несмотря на внешние гонения и на полное отсутствие навыка в широких кругах ее клира и мирян к ответственному отношению к ее управлению. Проф. Стратонов, лично будучи горячим сторонником Митр. Сергия, находит, что подчинение ему является единственной правильной церковной позицией для каждого клирика и мирянина, и на этих путях видит он прекращение всех современных разделений.
Проф. Троицкий («Размежевание или Раскол» Париж 1932 YMCA Press, стр. 148) ставит в своей книге вопрос о существе Церковного управления. Он приходит к выводу, что Епархия, т.е. часть церковного народа, управляемая своим Епископом, является основной клеткой церковного организма. Объединение нескольких таких епархий под властью Митрополита является в свою очередь достаточным минимумом для нормальной жизни любой части церковного тела. Согласно этому своему основному положению, Проф. Троицкий и намечает прекращение Русского Зарубежного раскола. Он предлагает создание 4 митрополичьих округов, составленных из небольших епархий в Америке, на Дальнем Востоке, в Западной Европе и на Балканах. Проф. Троицкий равно отрицает целесообразность и законность попыток Митр. Сергия, Митрополита Антония и Патриарха Константинопольского управлять всей совокупностью русских зарубежных приходов.
Последняя книга Проф. Карташева: «На путях к Вселенскому Собору» (YMCA Press 1932 стр. 140) касается преимущественно отношения Русской Церкви к Восточным Православным Церквам, в особенности в связи с проектом созыва Вселенского Собора в ближайшем будущем. Проф. Карташев, приветствуя оживление церковного самосознания на Востоке, указывает однако, что Вселенский Собор есть только выражение Соборной жизни Церкви. В настоящее время сознание соборности только начинает просыпаться в отдельных
74
Православных Церквах и, пока оно не является подлинной реальностью, рассчитывать на осуществление Вселенского Собора было бы — претендовать на чудо. В особенности же при отсутствии подлинных представителей Русской Церкви трудно ожидать, что Собор окажется выразителем голоса всего Православия.
Таково в самых кратких чертах содержание этих трех книг. Авторы их нечасто согласны между собой в своих выводах; но эти расхождения не мешают основному единству их подхода к задачам современного Православия, и он заслуживает глубокого внимания со стороны членов Русской Церкви.
Вопрос о канонической стороне жизни Церкви остается до сих пор наименее понятным для русского церковного общества. Зарубежные расколы хотя и показали практическую возможность урегулирования канонического строя Церкви, но они также обнаружили и полную неподготовленность русской эмиграции для правильного решения этого вопроса. До сих пор широко распространено мнение даже среди глубоко церковных людей, что все то, что относится к канонам и управлению Церкви, должно исключительно касаться иерархии, и она одна повинна во всех современных нестроениях. В действительности же перед членами Русской Церкви поставлено самой жизнью огромное новое задание —увидеть Церковь как вселенское объединение человечества, несравненно более значительное и мощное, чем все временные государственные образования. Конечно, при таком отношении к Церкви вопрос об ее управлении и о взаимоотношениях между ее членами приобретает первостепенное значение. Церковь может оказывать мощное влияние на жизнь человечества и духовно и материально защищать своих членов только при условии правильного канонического строя всей жизни. И на это единогласно указывают все три вышеупомянутые автора. Будущее Церкви и России во многом зависит от способности русских людей вновь осознать себя живыми и ответственными членами Вселенской Православной Церкви.
Всякий, кто задумывался над этими вопросами, не может пройти мимо мыслей и чувств, высказанных в вышеупомянутых книгах, и хочется верить, что они послужат введением к дальнейшему обсуждению и изучению вопроса о строительстве Православной Церковной жизни вообще и русской в частности.
Н. 3ернов.
9. VI. 32.
Oxford.
75
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.