13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. Heiler. Im Ringer um die Kirche. Журнал "Путь" №31
Friedrich Heiler. Im Ringen um die Kirche. Gesammelte Aufsätze und Vorträge В. II. Munchen 1931.
Новая книга Heiler᾽a представляет сборник статей, напечатанных им за последние четыре года в различных журналах. Несмотря на это, книга отличается чрезвычайным единством основной мысли — и то заглавие, которое Heiler дал своей книге («В борьбе за Церковь») совершенно точно выражает эту основную ее идею. Об исключительном богатстве книги можно судить по заглавиям ее отделов: 1) «Всецелый Христос и всецелая Церковь», 2) Католическая церковь, — где даны замечательные очерки о Франциске Ассизском, о католическом модернизме, о современных течениях в католицизме, 3) Протестантское христианство. 4) Экуменическое движение. 5) Католическое движение в протестантизме — где особенно хорош очерк, посвященный англиканству. Ученость автора, исключительная осведомленность его соперничают с живым и пламенным воодушевлением, с подлинной и глубокой любовью к Церкви, с тонкостью его анализов. Самая тема — борьба за церковное христианство — трактуется в темах того Hochkirchliche — Bewegung, наиболее ярким представителем которого является наш автор.
Он во многом близок к Православию, относится к нему с чрезвычайной любовью, часто с большим пониманием — но при изумительной осведомленности автора в догматических и исторических особенностях католицизма, англиканства и протестантизма его знания о Православии поражают скудостью. Для православных читателей, хорошо знающих свой религиозный мир, книга Heiler᾽a совершенно не сравнима ни с какой другой по богатству и свежести материала, по точности и глубине анализа; для православных читателей она есть лучшее и незаменимое введение в экуменическую проблему — и обойтись без нее совершенно невозможно для тех, кто интересуется этой важнейшей проблемой нашего времени. Но для неправославных читателей все чрезвычайные достоинства книги Heiler᾽a не могут уравновесить его незнания Православия. Достаточно сказать, что дальше небольшой немецкой брошюры Арсеньева да двухтомного издания Ehrenberg᾽a ему ничего неизвестно. Правда, он немного знает святоотеческое богословие, знаком отчасти с православной литургией, но так досадно, что огромный мир православного богословия остается чужд этому замечательному писателю! Не говоря уже о том, что он совершенно не понимает почитания Божьей Матери, для него самый дух Православия и его понимание Церкви оста-
110
ются доступны очень поверхностно. Увы — непреодолимым пока препятствием является русский язык — и хотя Heiler знает почти все европейские языки (включая итальянский, шведский), но недоступность русского языка лишает его возможности войти в мир Православия. — Книга Heiler᾽a читается с неослабевающим интересом, написана исключительно ясно и доступно и, несмотря на свой огромный размер (556 стр.), не утомляет читателя. Хотелось бы еще отметить, что известные «Маленькие беседы», происходившие между католиками и англиканами, изложены у Heiler᾽a с исчерпывающей полнотой, в свете всех новейших данных об этих беседах. Горячо рекомендуем книгу Heiler᾽a всем, кто интересуется проблемами современного экуменического движения и духовными исканиями западного христианства.
В.В. Зеньковский.
111
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.