13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Prеss 1931. Журнал "Путь" №30
Н. О. Лосский. Ценность и бытие. YMCA Prеss 1931.
Вопрос, которому посвящена новая книга Н.О. Лосского, несомненно принадлежит к числу важнейших вопросов философии. В наивном мироотношении понятия бытия и ценности неотделимы одно от другого, но в философском сознании понятие ценности очень рано субъективируется, существенно отделяется от понятия бытия. Через всю историю проходит это раздвижение метафизики и этики, но своего наиболее закон-
89
ченного и утонченного выражения оно достигает в трансцендентализме, в учении о том, что познание и оценка суть разные категории духа. Хотя эти категории каждая признается априорной, но это формальная их «равночестность» не может ослабить факта полного отсутствия внутренней связи познания и оценок; та же внешняя и по существу остающаяся необъяснимой их связь, которая заключена в единстве субъекта, познающего и оценивающего мир, признается просто последним фактом в жизни духа. Во второй половине XIX века появилось интересное учение, которое стремилось сохранить за всеми не-познавательными формами мироотношения (т.е. за этикой, эстетикой, религией) их значительность и глубину — путем разграничения аксиологических утверждений (Wеrthurthеilе) от обычных суждений. (В богословии проводниками этого учения были Ричли Герман, в философии — Мейнонг, Майер, — не упоминая уже о Брентано, имевшем столь глубокое влияние на всю новейшую философию).
Взаимоотношение метафизики и этики, понятий бытия и ценности, категории познания и оценок принадлежит действительно к числу центральных проблем философии. И если преодоление трансцендентализма в гносеологии достигло больших успехов, пролагая путь для гносеологического онтологизма, — то этого отнюдь нельзя сказать о трансцендентализме в сфере этики. Нередко встретить философов, освободившихся от чар трансцендентализма в гносеологии, но остающихся верными ему в этике. Можно даже сказать более: ничто так не характерно для огромного числа современных философов, как раздвижение сферы бытия и сферы ценностей. И, конечно, тайное основание этого раздвижения лежит в иррелигиозности современной философии, — ибо признание внутреннего единства бытия и ценности и есть основное утверждение всякой религии (как это особенно ясно показал Геффдинг в своей «Философии религии».).
Нельзя не приветствовать поэтому попытки Н.О. Лосского подвергнуть внимательному и точному анализу вопрос о соотношении понятий бытия и ценности. Как всюду в работах Лосского, так и в новой его книге критическая часть работы сделана блестяще, с тем особым мастерством простоты и в то же время глубины, которое присуще философскому дарованию Лосского. Жалко однако, что вся литература об упомянутых Wеrthurthеilе (обзор ее см., напр., в книге H. Maier Ubеr das еmotionalе Dеnkеn) осталась вне поля исследования Лосского. Борьба с аксиологическим релятивизмом проведена в книге очень хорошо, — забыто впрочем, что в этой борьбе трансцендентализм является союзником. Странно, что защищая онтологическое учение о ценности, Лосский
90
совершенно не занят преодолением этнического трансцендентализма *). Хотя это и объяснимо отчасти из того, что гносеология Лосского проходит вообще мимо проблемы трансцендентализма (и потому не снимает ее), но все же нельзя не пожалеть, что наш автор не посчитался с трансцендентализмом в этике, как таковым.
Собственные построения H.О. Лосского отличаются ясностью и цельностью, но вызывают те же возражения и замечания, что и вся его система. Хотелось бы лишь отметить, что в учении о зле заметны в книге колебания, которые я хотел бы приветствовать. С одной стороны, следуя своим прежним взглядам, Лосский связывает зло с «психо-материальной действительностью» (с чем никак нельзя согласиться), с другой стороны он еще дальше углубляет то, что кое-где уже высказывал раньше о царстве зла — особенно замечательно признание Лосского, что рядом с Царством Божием и психо-материальным царством «он готов признать и «царство адского бытия» (стр. 130). Для этической метафизики, как ее строит Лосский, недостаточно говорить о свободе, как первопричине зла, — необходимо ближе подойти к теме «грехопадения».
Вся книга читается с чрезвычайным интересом, и хочется пожелать автору, чтобы он продолжал свои изыскания в области этики.
В. В. Зеньковский.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.