Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоровский Георгий, протоиерей

Флоровский Г., прот. Нариси з iсторii фiлософi на Украiнi. — Прага, 1931. Журнал "Путь" №30

 

Дмитро Чижевский. Нариси з истории философии на Украини. — Прага, 1931; 8°, 175.

        Новая книга Д.И. Чижевского по истории украинской философии имеет популярный характер. Это ряд очерков или набросков. Сам автор отмечает неравномерность своего изложения. В начале книги автор говорит об украинских народном характере и мировоззрении. Он ставит вопрос исторически, и старается определить последовательные исторические отложения, из которых слагался народный дух: психология степи, отзвуки эллинизма, барокко, романтизм... Для Д.И. Чижевского народный дух возникает, становится в истории, а не только проявляется... Думается, автор преувеличивает значительность эллинистических мотивов в украинском мировоззрении. Во всяком случае, «украинский эллинизм» западного происхождения, а не византийского. И эллинизм Сковороды в частности есть типический эллинизм XVII-XVIII-го веков, — Сковорода всего ближе к западной платонизирующей мистике и теософии этого времени... Автор это сам показывает с большой убедительностью... Украинский эмоционализм всего правильнее сближать с пиетическими настроениями послереформационного Запада. И этим объясняется большая восприимчивость к романтическим влияниям... В книге Чижевского всего интереснее главы о ХIХ-м веке. Очень ценны указания по истории влияния и усвоения немецкого идеализма. В библиографии здесь следовало бы указать еще новую книгу А. Коуré , La philosophiе еt lе problèmе nationalе еn Russiе au dеbut du ΧΙΧ-е sièclе, Paris, 1929, — здесь много говорится о Шаде, о Велланском и др. Очень интересна в книге Чижевского глава о «Кирилломефодиевцах», — яркий очерк романтического религиозно-социального радикализма. Автор использовал здесь вновь изданные материалы и новые исследования. Наиболее спорной является в книге глава о Гоголе, написанная, впрочем, не Чижевским, а Л. Миколаенко. Трагическая противоречивость

93

 

 

Гоголя совсем остается в тени. Проблема демонического у Гоголя вовсе не затронута. Оптимистические мотивы в его эстетическом мировоззрении подчеркнуты слишком резко, — точно Гоголь не написал «Портрета». О религиозном утопизме Гоголя не говорится вовсе. Совсем не вскрыты те влияния, под которыми развивался Гоголь. О его духовной драме вообще ничего не сказано. Этим, конечно, не умаляется значение тех наблюдений и сопоставлений, которые мы находим в книге Чижевского, в главе о Гоголе. Но она требует серьезной переработки... Нужно особо отметить еще очерк о П. Юркевиче, снова слишком краткий. Во всяком случае, книгу Чижевского прочитываешь с интересом и с поучением.

1931.8.8

Георгий В. Флоровский.

94

 


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.