13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Лосский Николай Онуфриевич
Лосский Н.О. Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. Журнал "Путь" №28
Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. YMCA PRESS, Paris, 1929. 77 стр.
Маленькая, но чрезвычайно содержательная книжка Б. Вышеславцева посвящена проблеме, весьма актуальной в современной философии. Макс Шелер своим «эмоциональным интуитивизмом», т. е. учением о том, что чувство есть психический акт, направленный на объективные ценности и приобщающий их к сознанию субъекта, привлек внимание многих философов к учению Паскаля о «логике сердца», отличной от логики ума. В русской литературе эта проблема давно уже понята: вспомним хотя бы философию Юркевича и статью о ней Вл. Соловьева. В настоящее время печатается «История украинской философии» Д. Чижевского; в ней автор в числе своеобразных черт малороссийской мысли указывает склонность к разработке философии сердца и посвящает особую главу истории этой проблемы в Малороссии. В числе последних исследований в этой области следует упомянуть статью Б. Вышеславцева «Знание сердца в религии» (Путь, № 1, 1925,) и статью В. Зеньковского «Об иерархическом строе души» (Тр. Рус. Нар. Унив. в Праге, т. II), в которой Зеньковский рассматривает чувство, как высшее эмпирическое выражение сверхъэмпирической духовной основы жизни человека.
Ставя вопрос о сердце во всей его глубине, на основе христианской и индийской мистики, Вышеславцев разумеет под словом сердце не только способность чувства, но еще и нечто гораздо более значительное — именно то онтологическое сверхрациональное начало, которое есть истинная самость личности. Индийская мистика понимает это начало, как тожественную основу всех живых существ, тогда как христианство настаивает на первичной множественности индивидуальных я. Отсюда Вышеславцев объясняет различие между христианскою любовью и буддийским «состраданием без любви». Стоя выше разделения на дух и тело, метафизическое на-
106
чало личности реализуется не только в сердце, как источнике любви и творческой свободы, но также и в сердце, как важнейшем телесном органе. Отсюда Вышеславцев приходит к пониманию католического культа Sacré Coeur, — снимающему с него обвинение в материализме, возводимое на него «ложным спиритуализмом», однако не упускает случая указать те особенности этого культа, которые делают его неприемлемым для православного религиозного чувства.
В заключение Вышеславцев рассматривает антиномию сердца, как непогрешимого судьи, и сердца, как источника не только добра, но и зла, и решает ее посредством учения о свободе, как сущности я.
Из этого краткого обзора, далеко не полного, видно, какие значительные проблемы рассмотрены в книге Вышеславцева, заслуживающей широкого распространения.
H. Лосский.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.