13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. A. Jakubisiak. Essai sur les limites de l espace et du temps. Журнал "Путь" № 11
AUGUSTIN JAKUBISIAK. Essai sur les limites de l᾽espace et du temps. Книга польского католического священника А. Якубизиака имеет более широкий интерес, чем это можно было бы заключить по ее заглавию. Она заключает в себе очень острую проблематику, связанную с пространством и временем, и в ней намечается целое миросозерцание, не только научно-философское, но и религиозно-философское. Книга защищает очень парадоксальный тезис: не только реально не существует времени, но не существует и движения. Иллюзия времени порождена слабостью нашего сознания, неспособностью вместить полноту. У автора два врага, которых он хочет поразить — монизм, утверждающий непрерывность, и эволюционизм, утверждающий изменчивость. И положительный пафос, которым он вдохновляется, есть пафос персонализма — идея личности и ее вкорененности в неизменном бытии, в котором она занимает фиксированное место. Автор — католик,
127
которого нельзя назвать ортодоксальным томистом, хотя еще менее он привержен философии действия модернизма, От Св. Фомы Аквината его отделяет отношение к проблеме индивидуального. Но по основам своего миросозерцания он следует традициям античной и средневековой философии и не приемлет философии немецкой, начиная с Канта. Наиболее близок он Лейбницу и его манадологии. Мы имеем дело с совершенно статическим миросозерцанием, которое принуждено признать всякое движение в мире, иллюзией. Во вневременном бытии все свершилось, все занимает свое определенное место, но для нашего слабого и ограниченного сознания разворачивается по частям во времени. Автор книги находится в глубоком противлении динамизму нашей эпохи, для него христианское миросозерцание статично и покоится на том, что он называет «la fixité des choses». Он защищает прерывность и резко критикует все учения о непрерывности. Каждый индивидуум занимает фиксированное место в пространстве, и этим определяется неизменное бытие индивидуума и невозможность смешения его со всем остальным. В своих построениях автор широко пользуется материалом математических и естественных наук, говорит об Эйнштейне и законе относительности и книга его носит характер научного исследования о пространстве и времени. Автор мало считается с новейшей немецкой философской литературой.
Но нам интересна сейчас другая сторона его книги. Она проникнута определенным метафизическим и религиозным миросозерцанием и это особенно видно по заключительной главе, где автор пытается согласовать свою философию с традициями христианской теологии, пользуясь для этого более всего Бл. Августином. Философия, отрицающая реальность времени и движения, встречает трудности в объяснении миpoтворения и искупления. Нельзя сказать, чтобы эти трудности автору вполне удалось преодолеть. Что о. А. Якубизиак не приемлет распространенного богословского учения о творении во времени, в этом он заслуживает полного сочувствия. Но христианство есть откровение Бога в истории и ему свойствен исключительный исторический динамизм. Между тем как в миросозерцании автора нет места для истории, для смысла исторического процесса. Самая большая трудность для философии о. А. Якубизиака связана с проблемой свободы. Он сам это сознает и предполагает посвятить этой проблеме специальное исследование. Если все извечно завершено, занимает свое неизменное место, если будущее не реально, то непонятно, как возможен акт свободы. Автор должен придти к учению о предопределении, отрицающему свободу. Он допускает, что
128
свой выбор человек совершил вневременно и мгновенно. Но тогда жизнь наша целиком определена этим изначальным выбором и свободное усилие теряет свое значение. С точки зрения учения о времени автор скажет, что все свободные усилия в течение нашей жизни входят в изначальный вневременный акт выбора и лишь постепенно развертываются вследствие слабости нашего сознания и внимания. И мы склонны думать, что все свершается в вечности и наше время есть лишь эпизод внутри вечности. Но движение во времени, за которым скрыты свободные усилия, имеет реальное значение для вечности. Точка зрения о. А. Якубизиака возможна для Бога, но не для человека. Можно еще говорить, что времени не существует, что оно имеет лишь субъективную, а не объективную природу, но невозможно отрицать реальности изменения, движения. Если всякое движение и изменение порождено лишь ограниченностью сознания, лишь слабостью нашего внимания, то ведь приходится все же допустить реальность, существенность самого изменения нашего сознания, после которого нам открывается то, что раньше было закрыто. Преображение миpa, в которое верят христиане, новое небо и новая земля будут ли реальным изменением, подлинным движением? Если движение порождено слабостью нашего сознания, то возможно изменение сознания, которое есть уже движение, не зависящее от иллюзии сознания. Это есть основная трудность всякой теории, пытающейся отрицать реальность времени и движения. Автор хочет остаться в традиции элейской философии. Но столь статическое учение о бытии вряд ли возможно для христианского сознания. Автор думает, что динамическое миросозерцание, допускающее реальность времени, изменения и движения, разрушает личность, которой он больше всего дорожит. Он хочет утвердить личность, отведя ей фиксированное место в пространстве, которое для него реально, и отделив ее от других личностей и от всего миpa. Но личность есть Божья идея и замысел, поставленный перед человеческим индивидуумом, она осуществляется в свободе и динамике. Духовное общение и любовь преодолевает границы, разделяющие личности, мистический опыт преодолевает пространство. Принадлежность к мистическому Телу Христову делает личности не разделенными пространством, а соединенными внутренно при сохранении личности. Но при всем нашем несогласии с основной тенденцией о. А. Якубизиака мы должны сказать, что книга его интересна, остро ставить проблемы, отличается большой ясностью мысли и изложения, удивительных потому, что он не француз, и заслуживает внимания и прочтения.
Ник. Бердяев.
129
Страница сгенерирована за 0.09 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.