Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Об образах; образный характер древнего закона

Статья XIV

Об образах; образный характер древнего закона

I

650 Есть образы ясные и наглядные, но есть и другие, которые кажутся слегка притянутыми за волосы и являются обоснованными лишь для тех, кто уже убеждался в их истинности каким-либо иным, отличным от наглядности, способом. Они схожи с апокалиптиками1, но все же имеется определенная разница, не позволяющая считать их несомненными. Причем в такой мере, что было бы верхом несправедливости заявлять, будто упомянутые образы столь же хорошо обо­снованы как и некоторые из наших2. Ибо у них отсутствуют те доказательства, которые есть у наших.

Посему речь идет о предметах неравноценных. Подобные вещи не следует уравнивать и смешивать, поскольку столь схожие в каком-либо одном отношении, они оказываются весьма различными в другом. Лишь ясные места текста, если они божественны, могут внушить благоговение и перед неясностями.

Как в случае с теми, кто говорит на некоем непонятном языке: не знающие его могут усмотреть здесь нелепость и только.

II

571 Одна из главных причин, почему пророки облекали обещаемые ими духовные блага в символы благ земных,

175

 

 

была та, что они имели дело с народом чувственным, который нужно было сделать носителем завета духовного.

768 Иисусу Христу служил прообразом Иосиф: любимец своего отца, посланный им навестить своих братьев и т.д.; невинный, он был продан братьями за двадцать динариев и через то сделался их господином, спасителем их, спасителем чужих и спасителем всего мира; этого бы не случилось, когда бы у братьев не было намерения погубить его и не будь он продан и осужден ими.

В темнице невинный Иосиф между двумя преступниками; Иисус Христос на кресте между двумя разбойниками. Иосиф предсказывает избавление одному и смерть другому на основании одних и тех же признаков. Иисус Христос спасает избранных и осуждает отверженных, виновных в одних и тех же преступлениях*. Иосиф только предсказывает, Иисус Христос совершает. Иосиф просит того, который будет спасен, вспомнить о нем, когда достигнет славы: спасаемый Иисусом Христом просит Его помянуть его, когда Он будет в царствии Своем.

III

643 Благодать есть лишь преображение славы, ибо не составляет конечной цели. Себя благодать обнаруживает посредством закона, но сама, в свою очередь, служит средством обнаружения славы, т.е. является одновременно и образом, и принципом или причиной1.

___________________

* «Иисус Христос спасает избранных и осуждает отверженных, виновных в одних и тех же преступлениях». Так перевели мы следующий подлинный текст автора: Jésus-Christ sauve les élus et damme les réprouvés sur les mêmes crimes. Э. Авэ в своем комментарии (Париж. 2 изд. 1866 г., т. II, стр. 2) объясняет это равенство избранных и отверженных одинаковым для всех наследием первородного греха. По тексту же издания Боссю 1779 г. то же место Мыслей излагается так: «И. Х. спасает одного и осуждает другого, несмотря на одинаковость преступлений».

176

 

 

IV

646 Синагога не погибала совсем, потому что предображала собой (Церковь). Но поскольку она всего лишь образ, то ей приходится пребывать в рабстве. Образ этот существовал до пришествия Истины с тем, чтобы Церковь всегда была зримой, идет ли речь о предвещанном или же о действительности.

V

642 Чтобы сразу доказать истинность обоих Заветов, нужно лишь убедиться, сбылись ли в Новом Завете пророчества Завета Ветхого. Чтобы исследовать пророчества, нужно понимать их, потому что, если видеть в них один лишь (буквальный) смысл, то никакого предсказания о Мессии Мы не найдем в них; напротив, если в них заключается два смысла (буквальный и внутренний), то пришествие Его в лице Иисуса Христа несомненно.

Значит, весь вопрос в том, имеют ли пророчества этот двоякий смысл или нет (представляют ли они образы или реальность, т.е. следует ли искать в них чего-либо помимо того, что представляется на первый взгляд, или ограничиться прямым смыслом).

665 Если закон и жертвоприношения суть истины (сами ж по себе), то они должны быть приятны Богу, а не наоборот. Если же это не более как предображение, то они должны быть в одно и то же время и угодны, и неугодны*. А так как во всем Писании они вызывают такие двоякие отношения к себе (то остается признать в них образы).

VI

659 Доказательством исключительно образного значения Ветхого Завета и что под временными благами пророки

_____________________

* Т.е. не нравиться сами по себе и нравиться в качестве образов. — Прим. Э. Авэ.

177

 

 

подразумевали блага иные — служит, во-первых, то соображение, что было бы недостойно Бога призывать людей к наслаждению лишь одними земными благами. Во-вторых, если пророки и говорят весьма ясно о ниспослании со временем благ земных, однако возвещают в то же время, что их речь темна, что смысл ее совсем не будет понятен; из этого можно заключить, что этот смысл не тот, который она непосредственно собой представляет, и что, следовательно, они предсказывают иные жертвы, иного Искупителя и т.д.: они говорят, что их поймут только в конце времен (Иерем. XXIII, 20; XXX, 24).

В-третьих, слова пророков будут противоречить и опровергать друг друга, если признать, что они под словами закон и жертвы разумеют только закон и жертву в Моисеевом смысле; тогда противоречие их было бы очевидно и резко. Но, стало быть, они разумели иное, если противоречили сами себе в одной и той же главе.

VII

685 Сказано, что закон будет изменен, что будет изменена жертва, что у них (иудеев) не будет ни царя, ни князя, ни жертвоприношений; что будет заключен новый союз; что закон будет обновлен; правила, которые им даны были, не будут более годны; что жертвы их будут противны Богу, который совсем не требовал их.

Вопреки этому сказано (в другом месте), что закон и союз этот пребудут вечно, как и жертвы; что в Иудее не искоренится царствующий род, пока не придет Царь Вечный. Выражается ли во всех этих изречениях действительность? Нет. Или в них выражены только образы? Тоже нет. Но то или другое они выражают. Однако первые, исключая реальность, этим самым указывают на свой образный характер.

178

 

 

Всеми этими местами из пророчеств не могло говориться о действительности: всеми могло говориться об образе. Стало быть, ими высказана не действительность, а образ.

VIII

678 Образы. — Изображение отмечено присутствием и отсутствием, согласием и несогласием. Реальность же исключает отсутствие и несогласие.

Чтобы знать, имеют ли закон и жертвоприношение значение действительности или образа, нужно посмотреть, видели ли и разумели ли пророки, говоря об этих предметах, только этот древний союз, или они видели в нем нечто иное, ими предобразуемое, так как через изображение познается изображаемое. Для того нужно лишь исследовать то, что они говорят.

Возвещая, что союз будет вечным, разумеют ли они тот самый союз, о котором они говорят, что он будет изменен? Так и по отношению к жертвам и т.п.

IX

678 Пророки ясно говорят, что Израиль всегда будет любим Богом и закон Его будет вечно; в то же время они сказали, что смысл их слов скрытый и понят не будет.

Тайное письмо имеет два смысла. Когда перехватывают важное письмо, в котором находят ясный смысл, и в то же время в письме сказано, что смысл его скрытый или затемненный настолько, что будут видеть его, не видя, и понимать, не понимая, тогда, несомненно, остается предположить, что это шифр с двояким смыслом, тем более,

179

 

 

что в его буквальном смысле встречаются резкие противоречия. Какого же уважения от нас заслуживают открывающие нам этот шифр и объясняющие скрытый смысл его, когда при этом извлеченные таким путем начала оказываются столь естественными и ясными? Сделано это Иисусом Христом и апостолами. Они научили нас, что враги наши суть наши страсти; что Искупитель духовен и царство Его будет духовное; что в пришествии Его будут две стороны: одна — унижения, чтобы смирить человека надменного, другая — славы, чтобы возвысить человека смиренного; что Иисус Христос будет Богом и человеком.

X

545 Иисус Христос постоянно указывал людям, что они любят самих себя, что они рабы, слепы, страждущи, несчастные и грешники; что Ему надлежит избавить, просветить, исцелить их и сделать блаженными; что этого можно достигнуть, когда люди будут презирать самих себя и последуют испытанному Им унижению и крестной смерти.

683 Вот что говорит нам св. Павел: буква мертвит; все совершалось образами; надлежало Христу пострадать: Богу испытать унижение. Обрезание сердца, истинный пост, истинная жертва, истинный храм. Пророки указали, что все это должно быть духовно.

Не пища преходящая, но та, которая не перейдет.

«Вы будете воистину свободными». Следовательно, вся­кая свобода суть лишь образ этой, подлинной, свободы1.

«Я есть истинный хлеб с неба»2.

675 Итак, он, наконец, разъяснил нам, что все эти вещи только предображения, и что такое истинно свободный,

180

 

 

истинный израильтянин, истинное обрезание, истинный хлеб небесный и т.д.

XI

675 В этих обещаниях всякий находит то, что таится в глубине его сердца: блага земные или блага духовные; Бога или тварь; но с той, однако, разницей, что ищущие в них тварь находят ее, но с некоторыми противоречиями, с запрещением любить ее, с повелением поклоняться только Богу и, что одно и то же, только Его любить; и, наконец, находят, что для них Мессия не приходил. Тогда как ищущие Бога обретут Его, но без всякого противоречия, лишь с заветом любить Его одного и с провозвестием, что приход Мессии состоится в предсказанное время, дабы наделить их теми благами, которых они жаждут.

XII

679 Источники противоречий в Писании таковы: Бог, униженный даже до смерти на кресте, Мессия торжеству­ющий над смертью через Свою смерть, два естества в Иисусе Христе, двукратное пришествие, два состояния в природе человека.

684 Чтобы хорошо обрисовать человека1, нужно лишь согласить все заключающиеся в нем противоположные черты, и недостаточно выставить ряд качеств, согласных между собой, не сообразивших с качествами противоположными; чтобы понять смысл автора, необходимо согласить все места, которые противоречат друг другу.

Таким образом, чтобы понять Библию, нужно открыть в ней такой смысл, в котором бы согласовались все взаимно противоречащие места. Недостаточно подыскать

181

 

 

смысл, подходящий к нескольким согласным между собой местам: нужно найти такой, который бы примирил места, даже противоречащие.

Каждый автор имеет смысл, к которому подходят все противоречащие места, иначе в нем нет никакого смысла, чего нельзя сказать о священном Писании и пророках. Несомненно, однако, что они имели слишком много здравого смысла. Поэтому приходится отыскать в них такой смысл, который согласовал бы все противоречия.

Истинный смысл не тот, который извлекали из своих книг иудеи: но в Иисусе Христе все противоречия сгладились.

Иудеи не сумели согласовать прекращение царства и княжества, возвещенное Осией2, с пророчеством Иакова3.

Если принимать закон, жертвоприношения и царство за реальности, то всех мест в Писании согласовать нельзя. Необходимо, стало быть, признать, что разумеются эти вещи не как действительность, а только как образы. Иначе нельзя было бы согласовать мест одного и того же автора, одной и той же книги, иногда даже одной и той же главы. Это достаточно указывает, каков был смысл автора.

Подобно тому, как Иезекииль говорит, что будут жить по Божьим заповедям и не будут жить по ним4.

XIII

728 Не было разрешено приносить жертвы вне Иерусалима, бывшего местом, избранным Богом, не дозволено даже есть десятину в другом месте (Второзак. XII, 5 и сл.; XIV, 23 и сл.; XV, 20; XVI, 2, 7, 11, 15).

Осия предсказал, что у них не будет ни царей, ни князей, ни жертв, на кумиров, что и исполнилось теперь, так как иудеи не могут приносить законной жертвы вне Иерусалима.

182

 

 

XIV

687 Когда слово Бога, Бога истинного, представляется неверным буквально, то оно верно в смысле духовном. Сиди одесную Меня1. Буквально — это неверно, но верно по духу. В этих выражениях говорится о Боге применительно к понятиям человеческим; это имеет лишь тот смысл, в каком люди приглашают занять место по правую свою руку, — в этом смысле говорит и Бог. Так что этим объясняется только намерение Божие, а не способ, каким Он его исполнит.

Так, когда сказано: Бог принял благоухание фимиамов ваших и в награду дает вам землю обильную, то этим словам можно уподобить такое положение в наших земных отношениях, когда человек, угожденный вашими вос­курениями, захотел бы дать вам в награду .хорошую, тучную землю; такое же намерение Бог имеет по отношению к вам, поскольку вы сами относитесь к божеству словно к обыкновенному человеку, которому адресуются благовония. Потому iratus est2, «Бог ревностный» и т.д. Ибо вещи божественные, будучи невыразимыми, не могут быть высказаны до конца3.

XV

670 Единственная конечная цель книг Ветхого Завета есть любовь к Богу. Все, что в них не клонится к этой единственной задаче, есть ее проображение, ибо, ввиду единственности цели, все, что не выражает ее непосредственно, есть образ*.

Бог таким путем разнообразит эту единственную заповедь любви, чтобы удовлетворить наше ищущее разнообразия любопытство, и этим разнообразием ведет нас всегда к тому, что нам единственно нужно. Ибо нужно

___________________

* Любовь к Богу (la charité) принята здесь и в других местах в самом высоком богословском смысле; это третья добродетель: любовь к Богу, совлеченная всяких земных помыслов. — Прим. Авэ.

183

 

 

только одно*, а мы любим разнообразие, и Бог удовлетворяет обе эти наши потребности путем разнообразий, ведущих к единственной нашей потребе.

XVI

670 Раввины объясняют сосцы жены1 символически, как и все, что не выражает их единственной цели, т.е. земных благ.

XVII

692 Некоторые из них вполне сознают, что у человека нет других врагов, кроме его чувственности, которая и отвлекает его от Бога, но не Сам Бог; что не тучная земля, а один Бог есть действительное благо. Полагающие благо человека во плоти, а зло в том, что их отвлекает от чувственных удовольствий, пусть пресыщаются ими и в них умрут. Но кто ищет Бога всем своим сердцем, у кого нет иного горя, кроме невозможности созерцать Его, у которых одно желание — иметь Его, и одни враги1 — препятствия к этому; которые скорбят, видя себя окруженными и обуреваемыми такими врагами, пусть они утешатся, я возвещу им счастливое событие: у них есть Избавитель, и я им покажу Его; я им покажу, что для них есть Бог; другим я Его не открою. Я дам узреть, что хотя обещан был Мессия, который освободит от врагов, однако в действительности Он придет освободить от несправедливостей, а не от врагов в обычном понимании.

XVIII

692 Когда Давид предсказывает, что Мессия избавит Свой народ от врагов его, то этому предсказанию можно придать чувственный смысл, т.е. что Он избавит от египтян. В

__________________

* «А одно только нужно» (Лук. X, 42).

184

 

 

таком случае я бы не сумел доказать, что пророчество это сбылось1. Но можно также подумать, что избавление будет от беззаконий, ибо действительно враги не египтяне, а беззакония. Стало быть, слово враги имеет здесь двоякий смысл.

Но если в другом месте Давид2, вместе с Исайей и другими пророками* говорит, что Мессия избавит Свой народ от беззаконий, то двусмысленность устраняется и слово враги означает просто неправды, потому что если бы он разумел этим словом грехи, то свободно мог бы назвать их врагами; если же он думал о врагах, то не мог означить их словом неправды3.

А Моисей, Давид и Исайя употребляли одни и те же выражения. Кто же скажет, что они разумели не одно и то же и что смысл Давида, который, очевидно, разумел неправды, говоря о врагах, не был и смыслом Моисея, когда этот последний говорит о врагах.

Даниил в IX главе молится об избавлении народа из вражеского плена; но он разумеет плен греха и в дока­зательство этого говорит, что Гавриил пришел сказать ему, что молитва его услышана и остается ждать еще только семьдесят седьмин; тогда народ будет избавлен от неправды, греху придет конец, и Освободитель, Святой из святых4, принесет правду вечную — не законную, а вечную.

680 Коль скоро эта тайна открыта, невозможно не видеть ее. Пускай прочтут Ветхий Завет при этом свете и увидят, были ли завещаны жертвоприношения в прямом смысле, был ли рад Авраам конечным предметам попечения Божия о нем и была ли обетованная земля действительным местом упокоения? Нет. Стало быть, это были образы. Пусть исследуют также все предписанные церемонии и

_____________________

* Ис. XLIII, 25 и сл.

185

 

 

все заветы, не клонящиеся непосредственно к обнаружению заповеди любви, — окажется, что все это образы*.

Все названные жертвоприношения и церемонии представляют собой либо образы, либо вздор. Однако имеются основания слишком уж высокого порядка, чтобы считать указанные вещи просто вздором.

Нужно разобраться: фиксировали пророки свое внимание на самом по себе Ветхом Завете или все же видели там нечто другое.

___________________

* У пр. Осии «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (VI, 6).

186


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.