Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мелитон Философ

Мелитон Философ Речь пред императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины

РЕЧЬ МЕЛИТОНА ФИЛОСОФА,

КОТОРУЮ ДЕРЖАЛ ОН ПРЕД ИМПЕРАТОРОМ АНТОНИНОМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПОЗНАНИЮ БОГА И ПОКАЗАТЬ ЕМУ ПУТЬ ИСТИНЫ.

 

И он начал говорить так: Нелегко обратить скоро на правый путь такого человека, который долгое время прежде находился в заблуждении. Однако ж это возможно. Ибо если человек хотя немного отвращается от заблуждения, свидетельство истины становится удобоприемлемо для него. Как с рассеянием мрака, тотчас проясняется небо, так бывает и с человеком, если он обращается к Богу: скоро снимается с его лица облако заблуждения, которое препятствовало правильному его зрению. Заблуждение же, как страсть и как сон, долгое время владеет теми, которые ему подверглись. Но истина пользуется словом, как жалом, и поражает тех, которые спят, и пробуждает их, и они пробужденные, видя истину, приобретают разумение,

28

 

 

слышат и различают то, чтó есть, от того, чего нет. Ибо есть люди, которые грех называют правдою, и действительно думают, что это правда, когда видят, что не одни они заблуждаются, а вместе с ними и многие люди. Но я говорю: не хорошо это извинение, что один человек заблуждается со многими; ибо если один сам по себе безрассуден, то велико безрассудство его: во сколько же раз больше безрассудство, если безразссудствуют многие? А неразумие, о котором я говорю, состоит в том, что человек оставляет то, чтó поистине есть, и служит тому, чего по истине нет. Но есть нечто по истине, и это называется Богом; Он по истине есть, и все существует чрез Его силу. Он не есть сотворенное существо, не получил начала во времени; но Он от вечности, и существует во веки веков. Он не изменяется, тогда как все изменяется. Никакое зрение не может видеть Его, никакой разум понять Его, никакое слово – объяснить Его. Любящие же его называют Его Отцом и Богом истины. Посему если человек оставляя свет говорит, что есть иной Бог, то смысл его слов тот, что он одну из тварей называет богом. Ибо если человек огонь называет богом, то это не бог, потому что огонь, и если он называет воду богом, то это – не бог, потому что вода; и если эту землю, по которой мы ходим, это небо, которое мы видим, если солнце, луну, или одну из этих звезд, которые не останавливаясь совершают предписанное им течение и движутся не по собственной воле, и если золото или серебро человек называет богом; то все это не вещи ли, которыми мы пользуемся, как хотим? И если это дерево, которое

29

 

 

мы сжигаем, и если эти камни, (которые мы сокрушаем, (кто-нибудь называет богом); то могут ли они быть богами, когда они служат для употребления людям? Не тяжко ли же согрешают те, которые в словах своих смешивают великого Бога с этими вещами, которые существуют только по Его повелению? Однако ж я говорю, что когда человек не слышит, и не различает и не знает, что Господь – превыше всех этих тварей, он, может быть, не заслуживает осуждения, потому что никто не осуждает слепого, если он идет непрямо. Таким же образом люди, ища Бога, натыкались на камни и дерево, а богатые между ними натыкались на золото и серебро, и чрез это отдалялись от того, чего искали. Но теперь, когда по всей земле слышится голос возвещающий, что есть Бог истинный, и каждому человеку дано око, чтобы видеть, теперь не имеют извинения те, которые и хотели бы, но стыдятся из-за того, что многие разделяют их заблуждения, обратиться на правый путь. Ибо кто стыдится жить, того необходимость заставляет умереть. Посему я советую им, открыть глаза свои – и видеть. Свет дан для всех нас без зависти, чтобы мы чрез него видели. Если же и по восшествии света, человек замыкает глаза свои, чтобы не видеть, то его путь ведет к погибели. Ибо, зачем человеку стыдиться тех, которые с ним заблуждаются? Скорее – он должен убеждать других, чтобы последовали ему; и если они не убедятся, пусть спасает душу свою от среды их. Есть люди, которые не могут возвыситься над землею, своею матерью, и потому делают себе и богов из земли, своей матери; осуждены таковые судом истины, потому-то они неизме-

30

 

 

няемое Имя прилагают к вещам изменяющимся, и не страшатся называть богами то, что сделано руками человека, и дерзают делать изображения Бога, Которого они не видели.

Но я говорю, что говорила и Сивилла об них 1), именно, что они поклоняются изображениям умерших царей. И это легко видеть: потому что вот и теперь они поклоняются изображениям цезарей и почитают их больше, нежели богов древнейших. Ибо от этих древнейших богов идут подати и разные сборы цезарю, как такому, который больше их; потому и умерщвляются те, которые презирают идолов и чрез то уменьшают доход цезаря 2). Ибо определено, сколько почитатели дают для сокровищниц других цезарей в различных местах, сколько дают они мехов, наполненных морскою водой 3)! И такова злоба мира, злоба тех, которые обожают и боятся того, что лишено чувств и многие из тех, которые понимают дело, не только сами поклоняются из-за выгод, для суетной

1) Куртон замечает, что Мелитон мог иметь при сем в виду следующие сивиллины стихи, хотя они говорят не о царях, но вообще об идолах умерших людей:

Ἡμεῖς δ’ ἀϑανάτοιο τριβου πεπλανημένοι ἦμεν

Εργα τε χειροπόίητα σεβασμεϑα ἀϕρονι ϑυμῶ,

Ἐιδώλων ξοάνων τε ϰαταϕϑιμένων ἀνϑρώπων.

 

2) О том же Тертуллиан говорит (Apologet. c. 13): publicos (deos) aeque publico jure foedatis, quos in hastario vectihales habetis... Sed enim agri tributo onusti viliores, hominum capita stipendio censa ignobiliora; nam hae sunt notae captivitatus. Dii vero, qui magis tributarii, magis sancti, imo qui magis sancti, magis tributarii. Majestas quaestuaria efficitur... Exigitis merceden pro solo templi, pro aditu sacri; non licet deos nosse gratis, venales sunt.

3) По замечанию Вельте, здесь можно разуметь соль, добываемую из морской воды; или может быть это место испорчено переписчиками.

31

 

 

славы, или ради господства над многими, но побуждают и других, людей неразумных, обожать то, что лишено чувств. Но я хочу по своему разумению написать и объяснить, каким образом и по каким причинам стали делать изображения царей и тиранов, и как потом сравняли их с богами. Жители Аргоса сделали статуи Геркулеса, потому что он был сын их города, отличался храбростью, и своею силой убивал вредных животных, а еще больше потому, что аргосцы боялись его, так как он насильствовал и у многих отнял жен; а он был похотлив, так же сильно как и друг его, персианин Суради 4). Опять актийцы 5) обожали царя Диониса, потому что, они первые развели виноградник в своей стране 6). Египтяне обожали еврея Иосифа, который называется Сераписом, потому что он снабжал их хлебом в голодные годы. Афиняне обожали Афину дочь Зевса, царя острова Крита, потому что она основала замок Афинский, и там поставила царем Эриктипа 7), своего сына, который родился от ее прелюбодеяния с кузнецом Ифестом, сыном жены ее отца. Она также была в постоянном общении с Геркулесом, потому что он был братом ее по отцу; ибо Зевс царь любил Алкимену, жену Электриона аргосского, и от прелюбодеяния с нею имел сына Геркулеса. Финикияне обожали женщину Бальти 8), царицу кипрскую; потому, что

4) Т. е. Зороастр.

5) Жители Акты, под которой разумеется Аттика.

6) Так переводит Вельте; а Куртон перевел: «потому, что он первый ввел вино в их стране».

7) Т. е. Эректея. Курт.

8) Под Бальти здесь разумеется Венера греков, под Фанном – Адонис, а под Куфарон – Кинира. Курт.

32

 

 

она любила Фамма, сына Куфара, царя финикийского, оставила свое царство, и поселилась в Гевале, крепости финикийской, и вместе подчинила всех обитателей Кипра царю Куфару. Но так как она прежде Фамма любила Ареса, с которым и совершила прелюбодеяние и была застигнута Ифестом ее супругом, воспылавшим ревностью, то он умертвил Фамма на горе Ливане, когда он был на охоте за дикими кабанами. С этого времени Балти оставалась в Гевале, и умерла в городе Афике, на том месте, где погребен был Фамм. Эламитяне почитали Ну 9), дочь царя Эламского. Когда неприятели увели ее в плен, отец ее сделал ее статую и посвятил храм в Сузане, крепости Эламской. Сирияне почитали Афи, гадибитянку, которая посылала искусную в врачевании дочь Велета, чтоб она исцелила Сими, дочь царя сирийского Гадада; а когда некоторое время спустя, сам Гадад заболел проказой, Афи просила еврея Елисса, чтоб он пришел и исцелил царя 10). Месопотамляне также почитали Куфби, евреянку, которая освободила от врагов одного вельможу эдесского Вакру 11). Писать ли мне о Нево 12), ко-

9) Здесь вероятно ошибка переписчика, под Ну должно разуметь Анагиту, которая была чтима в Эламе и имела богатый храм в Сузе. Курт.

10) На что намекают эти неясные указания, не видно; но они очень различны от рассказа 2 кн. Цар. гл. 5.

11) Ренан замечает об этом: Наес mihi plane nova sunt et mythologiam Syrorum novis commentis locupletant.

12) Нево упоминается у Исаии (46, 1) вместе с Вилон или Белом, как халдейское божество; оно встречается также во многих ассирийских и вавилонских именах собственных, напр. Навуходоносор, Гезениус и другие почитают его за планету Меркурия и принимают в значении «толкователя» богов. Но Мелитон, очевидно, разумел под Нево нечто другое. Вельте.

33

 

 

торый почитается в Мабуге? Все жрецы мабугские знают, что это изображение фракийского мага Орфея. А Адран есть изображение персидского мага Зерадушта. Эти два мага произвели волхвование при одном источнике, который находился в роще Мабугской, и в котором обитал нечистый дух, причинявший вред и останавливавший каждого мимопроходившого человека, по всей стране, где ныне лежит крепость мабугская. Эти маги сообразно с тайнами своей магии повелели Сими, дочери Гадада, чтоб она почерпнула из моря воды и влила ее в источник, дабы более не являлся нечистый дух, и не причинял никакого вреда. – Таким же образом и прочие люди делали статуи своих царей и почитали их, о чем более не хочу писать. Но ты существо разумное, свободное и знающее истину, размысли об этом сам с собою и когда тебя захотят облечь в женские одежды 13), вспомни, что ты муж; верь Тому, Кто воистину есть Бог, открой пред Ним сердце твое, вверься Ему, и Он даст тебе вечную жизнь бессмертных; ибо все содержится в руках Его. Другие же предметы почитай тем, что они суть, изображения, как изображения, статуи – как статуи, и не поставляй какой-нибудь сотворенной вещи на место Несозданного. Бог же, вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа твоя есть Его образ, так как и она невидима, неосязаема, не имеет вида и своею волею движет все тело. И так знай, что если ты почитаешь Неизменяемого, то и ты, так как Он вечен, когда оставишь видимое и преходящее, бу-

13) В некоторых безнравственных культах азиатских употреблялось переодевание мужчин в женские одежды и наоборот: что и было запрещено во Втор. XXII, 5.

34

 

 

дешь вечно предстоять пред Ним, исполненный жизни и знания; и дела твои будут тебе богатством не умаляющимся, сокровищем неоскудевающим. Но знай, что венец твоих добрых дел есть познание Бога и служение Ему. И знай, что Он от тебя ничего не требует, ни в чем не нуждается.

Кто же этот Бог? Тот, Кто Сам есть истина, и Слово Коего есть истина. Но что есть истина? То, что не создано, не сотворено, не образовано, т. е. бытие, которое не имеет начала и называется истиною. Итак, если человек поклоняется чему-либо, сделанному руками, то он почитает не Истину, и также не Слово истины. Я сказал бы еще многое об этом предмете, но стыжусь за тех, которые не понимают, что сами они выше, чем дела рук их, которые не замечают, как они дают золото художникам, дабы они сделали им бога, дают серебро для украшения его, и переносят свое богатство с одного места на другое и обожают его! Какое преступление больше того, когда человек обожает свое богатство, и оставляет Того, Кто дает ему богатство, ругается над человеком и обожает изображение его, убивает животное и почитает образ его? Должно согласиться, что они почитают художественное изображение подобных себе людей. Ибо они не почитают веществ, когда они лежат в куче, а почитают тогда, как художник сделает из них идола. Они не почитают самого золота или серебра; но если они будут обработаны художниками, они почитают их, теряя здравый смысл. Что же прибавилось к твоему золоту, что ты теперь поклоняешься ему? Если (ты поклоняешься ему) за то, что оно сделалось подобно крылатому животному, то почему ты

35

 

 

не поклоняешься этому самому животному? Если зато, что оно уподобилось хищному зверю, то вот – этот самый зверь пред тобою. Если тебе нравится художественное произведение, то пусть же тебе понравится дивное творение Бога, все создавшего. И по Его образцу работают художники, – стараются сделать так, как создано Богом, но не достигают сходства.

Но, может быт, ты скажешь: почему Бог не устроил так, чтоб я почитал Его, а не статую? Говоря таким образом, ты хочешь быть простым орудием, а не живым человеком; Бог же сотворил тебя так, как Ему было угодно, и дал тебе разум и свободу. Он поставил пред тобою множество вещей, чтобы ты обсуждал все и выбирал благое. Он поставил пред тобою небо и на нем звезды; Он поставил пред тобою солнце и луну, которые ежедневно обтекают небо; Он поставил пред тобою множество вод, и ограничил их словом Своим! Он поставил пред тобою великую землю, которая покоится и стоит пред тобою в одинаковом виде; и дабы ты не подумал, что она стоит своею собственною силою, Он потрясает ее, когда хочет; Он поставил пред тобою облака, которые по его повелению, испускают воду с высоты, и насыщают землю, дабы ты познавал из сего, что Тот, Кто производит это, больше всего существующего, и дабы ты постигал благость Того, Кто дал тебе разум, способный рассуждать о всем этом. Посему я советую тебе познать самого себя, и ты позваешь Бога. Познай, как в тебе есть то, что называется душою, как чрез нее око видит, ухо слышит, уста говорят, движется все тело. И когда Богу угодно отделить душу твою от тела, то оно

36

 

 

падает и разрушается. И так из того, что в тебе есть, но невидимо, познай каким образом Бог по собственной воле управляет всем миром как бы телом, так что если Ему угодно будет отнять свою силу, то мир как тело, упадет и разрушится.

Но зачем создан этот мир, и зачем разрушается? зачем тело, почему оно разрушается, почему оно существует? ты не узнаешь, если не поднимешь головы своей от сна, в который ты погрузился; если не откроешь очей твоих и не увидишь, что Один есть Бог и Господь всего, и не будешь служить Ему от всего сердца твоего. Тогда Он даст тебе познать волю Его. А кто далек от познания живого Бога, тот мертв и погребен в своем теле. Посему ты пресмыкаешься пред демонами и привидениями на земле, и устремляешь напрасные просьбы к тем, которые ничего не могут дать. Но ты возвысься над теми, которые лежат на земле и целуют камни, и свою пищу предают на пожирание огню, и одежды свои жертвуют истуканам, и сами имея чувства служат тому, что лишено чувств. Простирай свои непреходящие прошения к непреходящему Богу за свою душу, которая не уничтожается, и откроется тогда твоя свобода; об ней подумай и благодари Бога, Который одарил тебя разумом и свободой, чтобы ты мог поступать, как сам хочешь. Он поставил пред тобою все вещи, и открыл тебе, что, если ты последуешь злу, то будешь осужден чрез самые злые дела, а если последуешь добру, то получишь от Него многие блага вместе с вечною жизнью бессмертных.

Итак, ничто не препятствует тебе, как свободному,

37

 

 

переменить твой худой образ жизни, искать и обрести Того, Кто есть Господь всего, и служить Ему всем сердцем твоим; ибо Он независтно сообщает познание о Себе тем, которые ищут познать Его.

Прежде всего позаботься не обольщать самого себя. Ибо если ты называешь богом то, что не есть Бог, то ты сам обольщаешь себя и грешишь пред Богом истины. Несмысленный! Ужели то – Бог, чтó покупается? Ужели то Бог, что нуждается потребности? Ужели то – Бог, что должно быть стрегомо? Как же ты, покупаешь его, как раба, и почитаешь, как господа? Как же ты просишь у него подаяния, как у Бога, и сам подаешь ему, как нищему? Как надеешься на него, что он даст тебе победу на войне? Ведь, если враги одолеют тебя, то они и его низвергнут.

Может быть, какой-нибудь царь скажет: «я не могу делать то, что считаю справедливым, потому что я – царь, и должен исполнять волю большинства». Кто говорит таким образом, то по истине заслуживает смеха. Ибо почему царь не должен быть вождем на пути ко всему доброму, и убеждать подвластный ему народ – ходить в чистоте и познать Бога во истине? От чего ему являть в себе пример всякого доброго дела для своих подданных, когда это так прилично ему? А это самое гнусное дело, если царь сам поступая дурно, судит и осуждает людей преступных. Но я полагаю, что царство тогда только может управляться мирно, когда царь знает Бога истины, и боится неправедно поступить с своими подданными, и когда он во всем поступает справедливо, как человек, понимающий, что предстоит отдать отчет пред Богом; когда и поддан-

38

 

 

ные боятся пред Богом поступать неправедно в отношении к своему царю, и также боятся поступать неправедно друг с другом. Чрез это познание Бога и чрез этот страх пред Ним может быть удалено из царства всякое зло. Ибо когда царь не делает несправедливости с подданными, а подданные не поступают неправедно в отношении к царю и друг к другу, тогда очевидное дело, вся страна наслаждается миром. И там совершается много добра, потому, что между ними всеми славится имя Божие. И какое добро предпочтительнее того, если царь освобождает подвластный ему народ от заблуждения и этим добрым делом благоугождает Богу? Ибо из заблуждения проистекают всякие бедствия. Главнейшее же заблуждение то, когда человек не знает Бога, и вместо Бога, почитает нечто такое, что не есть Бог. Но есть люди, которые говорят: «в честь Бога мы делаем идола», и почитают именно образ Бога сокровенного, – они не знают, что Бог на всяком месте, что Он никогда не находится в отсутствии, и ничего не делается, чего бы Он не ведал. А ты, жалкий человек, которому Бог присутствует в тебе, вне тебя и над тобою, идешь и покупаешь себе из дома художника дерево, которое обрезано и обработано в поругание Бога; приносишь жертву этому истукану, и не знаешь, что тебя видит око Всевидящее, и что тебя осуждает Слово истины, и говорит тебе: как невидимый Бог может быть вырезан? а ты делаешь собственное свое подобие, и покланяешься ему. Так как дерево обрезано, ты и не замечаешь, что это – дерево, или что это камень, и что золото ценится по весу. И зачем ты взвешиваешь его? Значит,

39

 

 

ты любишь золото, а не Бога; и не стыдишься, если оно убыло, требовать от художника того, что он украл; – имеешь глаза, но не видишь, имеешь сердце, но не разумеешь. Зачем ты валяешься на земле, и молишься вещам, которые бесчувственны? Страшись Того, Кто колеблет землю, покрывает небо, воздымает море, переставляет горы, Кто все может уподобить огню, все истребить. И если ты не можешь оправдаться, то не прибавляй еще к своим грехам и если ты не можешь познать Бога, то, по крайней мере, веруй, что Он есть.

Опять есть люди, которые говорят: «мы почитаем то, что нам, завещали отцы». Почему же стараются сделаться богатыми те, которым отцы оставили бедность; и те, которых не научили отцы, стараются научиться и узнать то, чего не знали их отцы? И почему сыновья слепых видят, а хромых ходят? Не хорошо для человека, если он следует предкам, которые дурно жили; но хорошо, если мы уклоняемся от этого пути, дабы избегнуть того, что постигло предков. Посему расследуй: если отец твой поступал хорошо, то следуй ему и ты; а если он жил дурно, то ты живи хорошо, и пусть дети твои подражают тебе. И сокрушайся об отце твоем, что он жил дурно; твоя скорбь может помочь ему. Сыновьям же своим скажи так: есть Бог, Отец всего, существо безначальное и несозданное, все содержащее в своей воле. Он создал светила, дабы твари видели друг друга, а сам сокрылся в своем могуществе от всех своих тварей; ибо твари изменяющейся невозможно видеть Неизменного. Те же, которые склоняются к убеждению и достигают до состояния неизменяемости, видят Бога, сколь-

40

 

 

ко это возможно для них; они также могут избежать истребления, когда потоп огненный, устремится на весь мир. Был некогда потоп бурный 14), когда северный вихрь развеял назначенных на то людей, и остались только праведные во свидетельство истины. Опять в другое время, был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве воды, и сохранились праведные в деревянном ковчеге, по повелению Божию. Таким же образом в последнее время, будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они покланялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохранятся от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа. И тогда восстенают те, которые не знали Бога и делали себе идолов, когда они увидят, что и идолы их погибают вместе с ними, и ничто не может помочь им.

Но если ты, цезарь Антонин, научишься сему, и если узнают это с тобою и дети твои, то приобретешь им наследие вечности, которое не преходит, и спасешь душу свою и души сынов своих от участи, которая ожидает всю землю на суде истины и правды. Если ты познаешь Бога здесь, то Он познает тебя там; и если здесь ты Его презришь, то Он не поставит тебя между теми, которые знают и прославляют Его. Этого довольно для твоего величества; а может быть, и слишком довольно, если угодно.

14) Неизвестно, чтó здесь разумеется.

41

 

 


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.