13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Преображенский Петр, протоиерей
Преображенский П., прот. Об отрывке «О Воскресении.» (св. Иустина?)
Отрывок «ο воскресении» (περὶαναστάσεως) найден был в парижском кодексе так называемых параллельных мест св. Иоанна Дамаскина, где он приводится с именем св. Иустина Философа и мученика. В десяти главах, из которых он состоит, содержится защита христианского догмата ο будущем воскресении человеческого тела против возражений язычников и гностиков. Вскоре по обнародовании этого отрывка (*), вопрос ο том, можно ли признать его подлинным сочинением Иустина, породил разногласные мнения, которые остаются и доныне. Между тем, как одни ученые – Тильемон, Маран, Мёдер и особенно Гербиг (*) отвергали подлинность его, другие – Грабе, Земиш и Отто старались защитить мнение ο происхождении его от св. Иустина.
В пользу последнего мнения говорят кроме Иоанна Дамаскина и другие довольно уважительные свидетельства внешние. Правда, Евсевий и Иероним в перечне писаний св. Иус-
*) ОнбылизданГаллуавего «Vita et documenta Justini phil et Martyris. 1622.
**) Гербига—Comment. crit. de scriptis quae sub nemine Justini cir-cumferuntur. 1833.
107
тина не приводят его сочинения ο воскресении. Отто предполагает, что этот трактат Иустина есть отрывок из, его сочинения против ересей; но сему противоречит заглавие отрывка у Дамаскина, и кроме того 1-я глава его носит характер вступления к отдельному сочинению (*). За то св. Мефодий патарский (†311) в своем утраченном ныне сочинении ο воскресении ссылался на изречение Иустина ο том же предмете, которого нет в известных творениях этого апологета (**); а Прокопий газский (†527) в токовании на 3-ю гл. Бытия прямо приписывает Иустину трактат ο воскресения (***). Хотя приводимые ими места не находятся в сохранившемся до нас отрывке, во они могли быть в тех отделах сочинения, которые опущены Дамаскиным Кроме того в воззрениях автора отрывка не только нет ничего, что противоречило бы подлинным сочинениям св. Иустина, во есть даже мысли, обличающие близкое сродство сними: таковы напр. ο том, что чудеса Христовы имели целью подтвердить воскресение мертвых (гл. 4; Ср. Разг. гл. 69), также ο происхождении человеческого тела из малой капли семени, как доказательстве возможности воскресения силою Божия всемогущества (гл. 5; св. I Апол. гл. 19).
Свящ. П. Преображенский.
108
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.