13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Преображенский Петр, протоиерей
Преображенский П., прот. О сочинении «О Единовластительстве» (св. Иустина?)
В небольшом сочинении «о единовластительстве (περὶμοναρχίας)» т.-е. ο единстве Божием, автор после нескольких слов ο начале языческого многобожия обличает нелепость его и подтверждает христианское учение ο едином Боге, праведном судии всех людей, свидетельствами из уважаемых язычниками поэтов и писателей как-то: Эсхила, Орфея, Софокла, Еврипида, Филемона и Менандра. Показавши ничтожество языческих богов, писатель убеждает обратиться к почитанию единого истинного Бога (I – VI гл.).
Это сочинение многими учеными (*) было приписываемо св. Иустину Философу на основании свидетельства Евсевия, который говорит: «сверх того (до нас дошло) другое сочинение Иустина «о единовластительстве Божием», которое он доказывает не только из наших Писаний, но и из
(*) Каковы наприм. Дюпень, Нурри, Грабе, Маран, Тильемон и Отто. Мёлер колеблется между отрицанием подлинности этого сочинения и возможностью приписать его св. Иустину. Земиш и у нас преосв. Филарет отвергают его подлинность.
93
сочинений эллинских» (церк. ист. IV. 18. Ср. Иерон. de viris ill. с. 23. Фот. Biblioth. cod. 125). Но слова Евсевия показывают, что в книге Иустина были приведены места и из св. Писания; известное же ныне сочинение «о единовластительстве» есть ничто иное, как сборник свидетельств только из языческих писателей, и не содержит ни слова из Писания. Предположение некоторых (Отто), будто первая часть сочинения, в которой были собраны библейские свидетельства, по их общеизвестности выпущена позднейшим переписчиком, – опровергаются самым составом сочинения, представляющим полную и тесную связь между вступлением и заключением. Другие (Маран) придают словам Евсевия такой смысл, что Иустин в том сочинении доказывал единство Божие «не из писаний наших, а из языческих сочинений». Но такое толкование делает насилие тексту Eвсевия. Кроме того ощутительное различие в слоге, а также взгляд на происхождение языческого многобожия, по которому оно объясняется из постепенного забвения между людьми истинного понятия ο Боге и обоготворения известных героев (между тем как Иустин в языческих богах признавал демонов, происшедших из смешения ангелов с человеческими женами), препятствуют признать сочинение «о единовластительстве» произведением Иустина, хотя оно и по направлению и по содержанию своему единогласно относится к апологетической литературе II-го века.
Св. П. Преображенский.
94
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.