Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иустин Философ, мученик

Иустин Философ, мч. Послание к Диогнету

1. Я вижу, превосходнейший Диогнет, твое сильное желание узнать Богопочтение христианское. Ты внимательно и с живым участием спрашиваешь о христианах, на какого Бога они уповают и какое служение воздают Ему? что воодушевляет всех их презирать самый мир и не страшиться смерти? почему они не признают богов, чтимых эллинами (1), ни соблюдают иудейского богопочтения? откуда любовь, которую имеют они друг к другу, и почему наконец этот новый род богопочтения, это учреждение явилось в настоящее время, а не раньше? Одобряю такое желание твое и прошу у Бога, дающего нам способность и говорить и слышать, чтобы даровано было  –  мне сказать так, чтобы особенно слышавший сделался лучшим, а тебе выслушать так, чтобы говоривший не опечалился.

2. Когда очистишь себя от всех предубеждений, владычествующих над твоим умом, и отвергнешь обольщающие тебя привычные мнения, когда сделаешься новым,

1) То-есть язычниками вообще, коих образованнейшими представителями были эллины.

13

 

 

как будто только что родившимся человеком, так-как и учение, которое будешь слушать, даже и по твоему признанию, новое: то рассмотри не глазами только, но и разумом, из какого вещества и какой формы те, кого вы называете и почитаете богами. Не есть ли один из них  –  камень, подобный тем, которые вы попираете ногами, другой  –  медь, которая не лучше сосудов, сделанных из нее для вашего употребления; один  –  дерево, и притом уже сгнившее, другой  –  серебро, которое требует сторожа, чтобы его не украли, иной  –  железо, изъеденное ржавчиною, а другой  –  глина, которая насколько не превосходит глины, употребляемой на изделия для самых низких нужд. Все это сделано не из вещества ли, подверженного тлению? Не посредством ли железных орудий и огня? Не сделано ли одно  –  каменосеком, другое медником, то  –  серебренником, иное  –  горшечником? Каждое из этих веществ не было ли переделываемо тем или другим художником, как это и теперь бывает, прежде чем оно посредством их искусства получило образ богов? Теперешние сосуды из того же вещества не могут ли быть переделаны в изображения богов, если попадут в руки тех художников? И наоборот, боги, которым покланяетесь ныне, не могут ли быть переделаны людьми в сосуды, подобные прочим? Не всели они глухи, слепы, без души, без чувства, без движения? Не все ли они гниют, не все ли повреждаются? Вот что вы называете богами, чему служите, чему покланяетесь; и сами вы конечно делаетесь подобными им. За то и ненавидите христиан, что они не признают этих богов. Но вы, которые ныне почитаете их за богов, не больше ли оказы-

14

 

 

ваете к ним пренебрежения, чем христиане? Не больше ли вы смеетесь над ними и оскорбляете их, когда чтя богов из камня и глины оставляете их без стражи, а богов из серебра или золота запираете на ночь и приставляете к ним днем сторожей, чтобы их не похитили? Самые почести, которые воздаете им, служат больше наказанием для них, если они только чувствуют; если же они лишены чувств, то вы обличаете их в этом, служа им кровью и запахом приносимых жертв. Пусть кто-нибудь из вас испытает это! Пусть кто-нибудь позволит на себе этому быть! Но ни один человек не потерпит добровольно такого наказания, потому что имеет чувство и смысл; камень это терпит, ибо лишен чувства. И вы конечно не доказываете чувствительности его (2). Что христиане не отдались в рабство таким богам, об этом я мог бы сказать много и другого; но хотя бы кому и показалось недостаточным сказанное мною,  –  я считаю излишним говорить больше.

3. Теперь, я думаю, тебе весьма хочется слышать, почему христиане не одинаковое имеют богопочтение с иудеями. Иудеи, правда, чужды служения богам, о котором мы только-что сказали; они почитают одного Бога и признают Его владыкою вселенной: но если они подобно язычникам совершают Ему такое же служение, то заблуждают. Ибо эллины, принося жертвы безчувственным и глухим существам, показывают знак неразумия, а иудеи думая почтить Бога теми же жертвами, как будто Он имеет в том нужду, являют может быть более глупость, нежели благочестие. Тот, Кто сотворил небо и

(2) Т.-е. своими действиями  –  кроплением кровью и пр. вы не доказываете, чтобы камень, или сделанный из него идол, имел чувство.

15

 

 

землю и все, что в них, и всем нам подает все нужное, не может, конечно, иметь нужды ни в чем том, что Сам дарует тем, которые думают что-либо Ему дать (3). И если они, принося Богу жертвы посредством крови, курения и всесожжений, думают такими почестями прославить Его и что-либо доставить Тому, Который ни в чем не имеет нужды, то, мне кажется, они ни чем не различаются от тех, которые оказывают такое же почтение богам бесчувственным, не могущим принимать той чести.

4. Что же касается до чрезмерной разборчивости иудеев в пище, их суеверия в соблюдении субботы, тщеславия своим обрезанием, лицемерия в постах и новомесячиях,  –  все это так смешно и не стоит слова, что, думаю я, нет нужды тебе узнавать об этом от меня. Ибо из всего того, что Бог сотворил для пользы человека, прилично ли одно принимать как сотворенное хорошо, а другое отвергать, как бесполезное и излишнее? Не нечестиво ли клеветать на Бога, будто он запрещает в день субботний делать что-либо доброе? Также не достойно ли осмеяния тщеславиться уменьшением плоти (3), как свидетельством особенного избрания, как будто за это они преимущественно возлюблены Богом? Равным образом и то, что они наблюдают течение звезд (4) и луны,

3) Ср. Деян. XVII, 24

4) Т.-е. обрезанием.

5) Это указывает на то, что иудеи, начиная день, в обширном смысле понимаемый, с вечера, определяют начало субботы и других праздничных дней появлением звезд; таким образом, когда появится три звезды средней величины, то они говорят, что наступила ночь; когда  –  две, то называют это временем между солнцами, а когда

16

 

 

замечают месяцы и дни, и распоряжения Божия, смены времен распределяют по своим собственным желаниям, иное обращая в праздники, другое в дни плача, кто почтет это признаком Богопочтения а не гораздо более  –  безумия? Итак, думаю, ты довольно понимаешь теперь, что христиане справедливо поступают, удаляясь как от всеобщего (6) суеверия и обольщения, так и от иудейской суетной заботливости и тщеславия. А что касается до таинства собственного их Богопочтения, то не надейся научиться ему от человека.

 

5. Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ни чем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны; они не привержены к какому либо учению человеческому как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество  –  чужая страна. Они вступают в брак

только одна звезда, то день в собственном смысле еще не кончился. Поэтому у иудеев был такой закон: кто в пяток вечером работал, когда еще не появились три средние звезды, тот согрешил и должен принести очистительную жертву, кто при одной звезде, тот был свободен от жертвы. Бэль.

6) Т.-е. между язычниками.

17

 

 

как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую (7). Они во плоти, но живут не по плоти (8). Находятся на земле, но суть граждане небесные (9). Повинуются постановленным законам, но своею жизнию превосходят самые законы (10). Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (11). Безчестят их, но они тем прославляются (12); клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют (13); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (14), как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят.

6. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает

7) Т.-е. такую, которая освящается молитвами и благодарением Богу.  –  Отто. Моран и Гефеле вместо: οὐϰοινην (не простую) читают: οὐϰοιτην  –  а не ложе общее.

8) Ср. 2 Кор. X, 3; Рим. VIII, 12

9) Ср. Флп. III, 18-20

10) Здесь разумеется высота христианской нравственности и в особенности любовь, о которой автор говорит в дальнейших словах: жизнью, полною любви, христиане превосходят самые законы, которые не заповедают совершенной любви ко всем, даже врагам.

11) Ср. 2 Кор. VI, 9-10

12) Ср. 1 Кор. IV, 10

13) Ср. 1 Кор. IV, 12

14) Ср. 2 Кор. VI, 10

18

 

 

в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира (15). Душа, будучи невидима, помещается в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но Богопочтение их остается невидимо. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ни чем не будучи обижена, потому, что душа запрещает ей предаваться удовольствиям: так и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды,  –  за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит плоть свою и члены, не смотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, которые их ненавидят. Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа претерпевая голод и жажду становится лучшею; и христиане, будучи наказываемы, каждый день более умножаются (16). Так славно их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться нельзя.

7. Ибо не земное, как я сказал, изобретение предано им, не вымысел кого-либо из смертных они так тщательно стараются сохранить, и не распоряжение человеческими тайнами им вверено. Но сам по истине Вседержитель и Творец всего, невидимый Бог, сам вселил в людей и напечатлел в сердцах их небесную истину и

15) Ср. Иоан. XVII, 11. 14. 16.

16) Т.-е. в числе. Впрочем Отто, основываясь на предшествующей мысли, думает, что слово «πλεοναζουσι» должно понимать о внутреннем возрастании, духовном укреплении христиан.

19

 

 

святое и непостижимое Слово свое. Он не послал к людям, как мог бы кто предположить, кого-либо из слуг своих, или ангела или князя  –  правящего земным или того, кому вверено управление небесным,  –  нет; но самого Художника и Создателя всего, Которым Он сотворил небеса, Которым заключил море в своих пределах, Которого тайны (17) верно сохраняют все небесные тела (18), от Которого солнце получило определенныя меры дневных течений своих, повелению Которого повинуется луна, освещая ночью, Которому повинуются звезды, следуя течению луны, Которым все устроено, распределено, и Которому все покорено: небеса и все что на небесах, земля и все, что на земле, море и все, что в море, огонь, воздух, бездна, все, что в высоте и в глубине и в средине. Вот кого послал Он к людям. Ужели для того,  –  подумает кто-нибудь,  –  чтоб показать им Свою власть, привесть их в страх и ужас? Никак, но Он послал Его с благостью и кротостью. Он послал как царь, посылающий царя сына, послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как убеждающий, а не принуждающий, ибо Богу несвойственно принуждение; послал, как призывающий, а не преследующий, послал, как любящий, а не судящий (19).

17) Т.-е. законы и планы, по которым Творец управляет вселенной: они называются тайнами (μυστήμα), потому что сокрыты от разума людей и познаются ими только из действий их.  Бэль.

18) Τα στοιχεῖα. Здесь разумеются не стихии или элементы, но небесные тела или те, которые и перечисляются потом  –  солнце, луна и прочие звезды, или двенадцать знаков зодиака, как нередко употребляется это слово в таком смысле у александрийских и других церковных писателей. Ср. Феофила Антиох. ad Autol. I, 4.  Гефеле и Отто.

19) Ср. Иоан. III, 17.

20

 

 

Пошлет некогда Его как судию, и кто стерпит Его пришествие?.. (20) Не видишь ли, что христиане бросаются на снедедение зверям для того, чтоб они отверглись Господа, и они остаются непобедимы. Не видишь ли, что чем большее число их подвергается казням, тем более увеличивается число других (21). Это не дело человеческое, это есть сила Божия, это  –  доказательство Его пришествия.

8. Кто из людей знал что такое Бог, прежде пришествия Его Самого? Или ты одобришь пустые и вздорные изречения тех мнимо достоверных философов, из которых одни называли Богом огонь,  –  что захотят они, то и называют Богом  –  другие воду, иные другое что-нибудь из стихий, сотворенных Богом? Но если какое-либо из этих мнений достойно одобрения, то и всякая другая из сотворенных вещей подобным образом могла бы назваться Богом. Но все это есть ложь и обольщение обманщиков; из людей никто и не видел и не показал Бога; Он Сам Себя явил. Он явил Себя чрез веру, которой одной даровано видеть Бога. Ибо Господь и Создатель всего Бог, Который все сотворил и устроил в порядке, показал людям не только любовь Свою, но и долготерпение.

20) Здесь очевидный пропуск, замеченный еще древнейшим переписчиком послания к Диогнету.  –  Ученые (Сильбург, Бэль, Маран и Отто) догадываются о содержании пропущенных слов, главный смысл которых можно представить таким образом: этого будущего пришествия Спасителя (о котором автор только что упомянул), столь страшного для злых и неверующих, с несомненною надеждою ожидают верующие во Христа, так что никакие бедствия, никакие казни не могут их заставить отречься от Христа. Не видишь ли... и проч.

21) Отто, как и выше в гл. 6, разумеет здесь укрепление и ободрение других христиан, которые берут примером для подражания мужество казнимых собратий своих.

21

 

 

Он таков всегда был, есть и будет, милостив, благ, незлобив и истинен, и Он один только благ (22). Он принял великое и неизреченное намерение, которое сообщил одному Сыну Своему. Доколе Он держал и сохранял в тайне премудрый совет Свой, казалось, что Он оставил нас и не имел о нас попечения. Но после того, как Он открыл чрез возлюбленного Сына Своего и объявил то, что было от века уготовано,  –  даровал нам вместе все: и быть участниками Его благодеяний, и видеть Его и действовать. Кто когда либо из нас ожидал этого?  –  Итак, все это Он Сам ведал вместе с Сыном, по Своему домостроительству.

9. Впрочем если Он попустил нам в прежне время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям, увлекаться удовольствиями и похотями, то не потому, чтобы Он увеселялся нашими грехами; Он только терпел это; и не благоволил о том неправедном времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы не достойны жизни, ныне удостоились ее по благости Божией, и, показавши, что сами собою не можем войти в царствие Божие (23), получили эту возможность от силы Божией. Когда же исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за нее следует ожидать наказания и смерти, когда пришло время, в которое Бог по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей предположил явить наконец Свою благость и силу: тогда Он не возненави-

22) Ср. Мф. XIX, 17

23) Ср. Иоан. III, 5

22

 

 

дел нас, не отверг, не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши. Он предал Сына Своего в искупление за нас (24), Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, бессмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши (25), как не Его праведность? Чрез кого мы беззаконные и нечестивые могли оправдаться, кроме Сына Божия? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! О неожиданные благодеяния! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников. Итак, обнаружив прежде бессилие нашего естества к получению жизни, а ныне явив нам Спасителя, могущего спасти и то, что не могло спастись,  –  тем и другим Бог хотел расположить нас к тому, чтобы мы веровали в Его благость, почитали Его Питателем, Отцом, Учителем, Наставником, Врачом, Мудростью, Светом, Честью, Славою, Жизнью, не заботясь об одежде и пище (26).

10. Если и ты пожелаешь этой веры, то получишь тотчас познание об Отце. Бог возлюбил человеков, для которых Он сотворил мир, которым покорил все на земле, дал им ум и разумение; им только одним позволил обращать взор к Себе, их создал по собственному Своему образу, к ним послал единородного Сына Своего (27), им обещал царство небесное и

24) Ср. Рим. VIII, 32.

25) Ср. Зак. V, 20.

26) Ср. Мф. VI, 25-31.

27) Ср. Иоан. III, 16; 1 Иоан. IV, 9.

23

 

 

даст возлюбившим Его. О, какой радости ты исполнишься когда познаешь Отца? Как ты возлюбишь Того, Кто столько наперед возлюбил тебя? когда же возлюбишь, то сделаешься подражателем Его благости. Не удивляйся, что человек может быть подражателем Божиим. Может, если Он захочет. Ибо не в том состоит блаженство, чтоб иметь власть над другими, или быть сильнее слабейших, или быть богатым и притеснять низших, таким образом никто не может подражать Богу; это не достойно Его величия. Но тот, кто принимает на себя бремя ближнего, кто имея в чем-либо превосходство благодетельствует другому низшему себя, кто полученные им от Бога дары раздает нуждающимся и делается так-сказать Богом для получающих от руки его; тот есть подражатель Богу. Тогда ты находясь на земле, увидишь, что есть Бог живущий на небесах, тогда начнешь поведать тайны Божии; тогда возлюбишь ты и подивишься тем, которые терпят мучения за то, что не хотят отречься от Бога; тогда ты познаешь обольщение и заблуждение мира, когда на самом деле научишься жить на небе, когда будешь презирать здешнюю мнимую смерть, а бояться смерти действительной, уготовляемой для имеющих быть осужденными на вечный огонь, который будет навсегда мучить вверженных в него. Тогда ты удивишься тем, которые за правду терпят огонь временный и почтешь их блаженными, когда узнаешь тот огонь (28).

11. Я не новость сказываю, и не напрасно ищу убедить других, но бывши учеником апостольским, и я

28) Т.-е. вечный, которого избегли верные христиане.

24

 

 

сделался учителем язычников. То, что мне предано, стараюсь сообщить ученикам, достойным истины. Ибо кто, будучи правильно научен и рожден от возлюбленного Слова (29), не постарается тщательно изучить то, что Слово ясно преподало ученикам Своим? Им само Слово явившееся открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим и что оно объясняло ученикам, и те, которых Оно нашло верными, познали таинства Отца. Для сего самого Он и послал Слово, чтоб явилось Оно миру, и отвергнутое народом иудейским оно было проповедано апостолами и в Него уверовали язычники. Оно было искони, но явилось в последнее время; оказалось древним и всегда снова рождается в сердцах Святых. Вечно сущий ныне признан Сыном; чрез Него обогащается Церковь, и благодать распространяясь множится во Святых, дарует разум, открывает тайны, возвещает времена, радуется о верных, даруется ищущим тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов. Таким образом и страх закона восхваляется, и благодать, данная пророкам, познается и вера евангелий утверждается и предание апостольское соблюдается, и благодать Церкви торжествует. Не оскорбляя этой благодати, ты познаешь то, о чем говорит Слово, чрез кого и когда Ему угодно. Ибо все то, к чему возбуждает нас Божественное Слово, мы сообщаем вам из любви к истинам, нам открытым.

12. Внимая этому и слушая с прилежанием, вы уразумеете все, что Бог дарует истинно любящим Его, сделае-

29) Маран вместо λόγω προσϕιλεῖ γεννηϑεις читает: λόγω προσϕιλης γενηϑέις (сдружившийся с Словом).

25

 

 

тесь раем утешений, плодовитым зеленеюшим древом, возрастая внутрь себя самих и украшаясь различными плодами. Ибо здесь в раю было насаждено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, а преслушание. Ибо ясно то, что написано, то есть, что Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни; но первые люди не чисто воспользовались им, и обнажились его коварством змия. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни, не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга. Апостол усмотрел силу этого соединения и потому укоряет ведение, обращаемое в жизнь без истинной заповеди, говоря: разум кичит, любовь созидает (30). Кто думает знать что либо без истинного ведения, не засвидетельствованного жизнью, тот ничего не знает, тот обольщается змием, потому что не возлюбил жизни. Но кто получил ведение со страхом, и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода. Да будет ведение сердцем твоим; жизнью же истинное слово, тобою приемлемое. Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желаешь, к чему ни змей не касается, ни обольщение не проникает; тогда и Евва не растлевается, но остается девою, и спасение является, и апостолы исполняются разумения, Пасха Господня совершается и лики (/31) сходятся и установляются в стройном чине, Слово поучает Святых, и торжествует, и Отец чрез Него прославляется. Слава Ему во веки. Аминь.

30) 1 Кор. VIII, 1.

31) 1 Кор. VIII, 1.

26

 


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.