13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Предисловие
За мужами апостольскими в истории древней христианской литературы непосредственно следуют писатели, известные под именем апологетов.
Христианство с самого начала распространения своего в мире встретило вражду и гонение, сперва среди народа иудейского, потом и во всех концах римской империи. Не только неверие и суеверие, нечестие и безнравственность, невежество и лжемудрие в отдельных людях и в целых слоях общественных вооружились против истинной Веры всею своею злобою, клеветою, презрением и грубою силою, – само государство римское, отличавшееся терпимостью к религиям народов побежденных, восстало против новой религии, объявило ее запрещенною и последователей ее подвергало всем ужасам пыток и казней. Началась великая трехвековая борьба, в которой язычество истощило все свои силы вещественные и духовные против божественной Веры, – борьба, кончившаяся победою Христианства. По примеру Божественной своей Главы и Спасителя, христиане отражали не внешнею силою удары и нападения враждебного мира; защитою и оправданием им служила их невинная высоконравственная жизнь, самоотверженные страдания и бестрепетная, радостная готовность умереть за веру – оружия, которые нередко проникали глубоко в сердца бес-
3
пристрастных людей и обращали их к Евангелию Христа. Но мало-помалу к христианской церкви стали переходить из язычников люди, получившие философское и литературное образование. Ближайшим следствием этого были апологии, т. е. защищения христианской Веры против клевет и гонений язычников. К христианскому подвигу жизни и терпения присоединилось свободное слово, крепкое силою убеждения, вооруженное доводами знания.
Апологеты явились провозвестниками истины, голос которых как бы с некоторого возвышения раздавался в слух всего языческого мира (Tat. Orat, ad Graec. c. 17).
Первоначально они, защищая христианскую веру, руководствовались отнюдь не видами учеными. Одушевленные любовью к святой вере и собратьям своим, проникнутые скорбью о бедственном положении их, апологеты являлись по преимуществу ходатаями (адвокатами) за невинно гонимое христианское общество. Обращаясь с своим словом к императорам или областным правителям и вообще людям, имевшим влияние на общественное мнение, они имели в виду то, чтобы облегчить печальную участь христианского общества, освободить его от несправедливых клевет и обвинений, доставить ему безопасность и расположение, или по крайней мере терпимость в языческом государстве. Оттого в большей части христианских апологий первых трех веков мы видим не учено-богословское раскрытие Божественности христианства, как религии и учения, но так сказать судебное открытое оправдание христиан, состоящее в живом изображении не укоризненной жизни их, высоких правил я нравов. Но вместе с тем и чем далее, тем более являлись попытки ученым образом раскрыть истину христианской Веры и ее
4
несравненного превосходства пред всеми другими вероучениями; апологии нередко принимали полемический характер, обличая ложь и нечестие язычества, выставляя нелепость нехристианских понятий, опровергая нападении языческих писателей на христианство. Правда, что апологии первого рода, имевшие судебный характер, мало имели внешнего успеха; но вообще писания апологетов имели важное значение в истории христианства, его борьбы с миром враждебным; обращаясь в среде языческого общества, они разрушали несправедливые предубеждения против христианства и, представляя его учение во всем Божественном величии, вразумляли и просвещали людей, искавших истины и религиозного удовлетворения, и медленно, но успешно пролагали пути к распространению и торжеству христианской Веры.
Кроме того, писания древних апологетов замечательны н в отношении к той богословской науке, которая занимается защищением и раскрытием Божественного достоинства христианской Веры. Известно, что апологетика, понимаемая в смысле науки, образовалась в новейшее время вместе с точнейшим разграничением и основательнейшею обработкой прочих наук богословских: тем не менее, она, как по происхождению своему, так и по содержанию и внутреннему достоинству, находится в тесной связи с письменностью первых веков христианства, когда сочинениями апологетов были положены ее главные основания, намечены ее существенные черты.
Между христианскими апологетами должно прежде всего назвать Кодрата и Аристида, которые представили свои апологии (*) императору Адриану в бытность его в Афинах
*) О них см. Евсевия Ц. Ист. IV, 3, – Иеронима Catat. Scr. Ессl. гл. 19.
5
(127 г.) Но их сочинения, а также апологии – Аристона, Мильтиада и Клавдия Аполлинария известны только по свидетельствам и цитатам других церковных писателей. Св. Иустин – первый из отцов церкви-апологетов, коего сочинения дошли до нас в значительном количестве и в целости. К нему примыкают апологетические творения из II-го века Татиана, Афинагора, Мелитона, Феофила и Ермия (*).
Свящ П. Преображенский.
и 20. Евсевий сохранил отрывок из апологии Кодрата, в котором подтверждается историческая достоверность чудес Христа Спасителя тем, что «некоторые из исцеленных Им дожили до нашего времени».
*) Об изданиях и переводах их сочинений будет сказано в своем месте, так как они большею частью печатались отдельно. Здесь можно указать на издание их, сделанное бенедиктинцем Пруд. Мараном (Paris. 1742) и перепечатанное в VI томе греческой патрологии Миня, и на издание творений Иустина иенским профессором Отто, которое превращено им в «Corpus apologetarum Christ. Sec. II в доведено до сочинения Феофила антиохийского.
6
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.