Поиск авторов по алфавиту

Автор:Преображенский Петр, протоиерей

Сошествие Христа во ад

 

Глава I.

Иосиф говорит: что вы удивляетесь тому, что Иисус воскрес? Не это одно удивительно, а удивительно еще то, что Он воскрес не один, но воскресить и других многих мертвых, которые явились многим во Иерусалиме. И если вы не знаете других, то по крайней мере знаете Симеона, который принял (на свои руки во храме мла­денца) (*) Иисуса, и двух сыновей его, которых и воскресил Иисус: их-то вы знаете, — ибо мы недавно по­гребли их; а теперь гробы их оказываются открытыми и пустыми, сами же они живы и находятся в Аримафее. (**) Итак послали людей, которые нашли гробы их отверстыми и пустыми. — Иосиф говорит: пойдемте в Аримафею и найдем их.

*) Эти слова прибавлены из латинского текста.

**) В латинском тексте прибавляется, что они хранили молчание, как немые, ни с кем не говоря, и голос их слышан был только в молитвах.

45

 

 

Тогда встали архиереи Анна и Каиафа и Иосиф и Никодим и Гамалиил и другие с ними и отправились в Аримафею и нашли тех, о которых говорил Иосиф. Сотворили они молитву и приветствовали друг друга; потом пошли с ними во Иерусалим и привели их в си­нагогу, и заключивши двери, положили на средине древний закон Иудейский, и сказали им архиереи: клянитесь Богом израилевым, Богом Адонаи, и скажите истину, как вы воскресли, и кто воскресил вас из мертвых?

Выслушав это, воскресшие люди (*) сделали на лицах своих изображение креста (**) и сказали архиереям: дай­те нам свиток и чернила и трость. И дали им это. И они, седши, написали так:

 

Глава II.

Господи Иисусе Христе, воскресение и жизнь мира, да­руй нам благодать поведать Твое воскресение и Твои чу­деса, которые Ты совершил в аде!

Мы были в аде со всеми почившими от века. В час же

*) В латинском тексте означаются имена их: Харин и Левый, которые впрочем в различных кодексах читаются с разнообразными искажениями. Но, по замечанию Тило, компилятор латинского текста имя еретика Левкия Харина (жившего в начале 2 века), найденное им в каком либо апокрифическом сочинении, перенес на сыновей Симеона. Cod. Apocr. N. Т. стр. 672 в примеч.

**) В латинских кодексах говорится, что они сделали крестное знамение на своих языках, — вероятно, для того, чтобы показать, что они хотели как бы возвратить употребление языка или посвятить его для засвидетельствования истины. Что касается вообще употребления крес-

46

 

 

полуночи проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца, и все мы осветились и увидели друг друга. И тотчас отец наш Авраам, соединившись с патриархами и пророками и все исполнившись радости, сказали друг другу: этот свет от великого света. Пророк Исаия, бывший там, сказал: этот свет — от Отца и Сына и Святого Духа, о котором я прорек еще во время своей (земной) жизни, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, народ сидящий во тьме увидел великий свет (*).

Потом вышел на среду другой, — подвижник пустыни. И спросили его патриархи: кто ты такой? Он отвечал: я Иоанн, конец пророков, который приготовил пути для Сына Божия и проповедал народу покаяние во остав­ление грехов. И Сын Божий пришел ко мне, и я увидев Его издалека говорил народу: вот агнец Божий, который берет на себя трех мира. И я крестил Его мо­ею рукою в реке Иордане, и видел Духа Святого, как голубя, сходящего на Него, и слышал голос Бога Отца,

тнаго знамения, то о древности его свидетельствует Тертуллиан (De Corona mil. c. 3. Liber II. ad uxorem C. 5 Apologet, c. 23. Ср. Варнавы Epist c. 12. и Иустина Apol. 1. c. 55. Ниже в гл. VIII говорится, что сам Спасатель делает крестное знамение над Адамом и всеми святыми.

(*) В Латинском тексте вводится еще Симеон, отец этих воскресших, повествующих о сошествии Христовом во ад. «И когда все мы ликовали в воссиявшем над нами свете, предстал нам родитель наш Симеон и с радостью сказал нам: прославляйте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ибо я принял Его-младенца на руки свои во храме, и подвигнутый Св. Духом сказал о нем: очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

47

 

 

говорящего так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И Он послал меня в вам возвестить, что идет сюда Единородный Сын Божий, да­бы, кто уверует в Него, был спасен, а неверующий в Него был осужден. Посему говорю всем вам: как скоро увидите Его, поклонитесь Ему, ибо ныне только для вас время покаяния в том, что вы в вышнем (*), суетном мире поклонялись идолам, и в прочем, в чем со­грешили; а в другое время это невозможно.

 

Глава III.

Услышав, что поведал Иоанн находившимся в аде, первозданный праотец Адам сказал сыну своему Сифу: сын мой, скажи праотцам рода человеческого и пророкам, куда я посылал тебя, когда приближался к смерти.

Сиф же сказал: слушайте пророки и патриархи. Отец мой Адам первозданный, приближаясь в смерти, посылал меня совершить молитву к Богу при самых вратах рая, дабы Бог чрез Ангела провел меня к древу милосердия (**) и дабы я взял елея и помазал моего отца и он восстал от болезни: это я и исполнил. И после молитвы

(*) Так называется земля в отношении к аду, который описывается здесь, как место подземное и темное, содержащее души всех умерших, кроме Эноха, Илии и благоразумного разбойника. См. ниже гл. IX и X.

(**) т. е. древу жизни: древом же милосердия здесь названо оно потому, что елей, из него истекающей, вместе с самым деревом служит знаком милосердия Божия (ἐλεημοσύνη).

48

 

 

явившийся Ангел (*) Господень сказал мне: чего ты, Сиф, просишь? Елея восставляющего больных, или дерева, ко­торое источает этот елей, — для болезни отца твоего? Его ныне нельзя найти. Итак поди и скажи отцу твоему, что по совершении пяти тысяч пяти сот лет от создания мира придет на землю Единородный Сын Божий вочеловечившийся, и Он помажет его сим елеем, и воскресить, и очистит его и всех потомков его водою и святым Духом, и тогда он исцелится от всякой болезни. Ныне же этому быть невозможно.

Слыша это патриархи и пророки весьма радовались.

 

Глава IV.

Когда все они были в такой радости, пришел сатана, князь тьмы, и говорит аду: (**) всепожирающий и ненасытимый, выслушай слова мои: некто из рода иудеев, по имени Иисус, называет себя Сыном Божиим, но есть человек; его, при содействии нашем, иудеи распяли, и как он ныне умер, то будь готов, чтоб нам заклю­чить его здесь; ибо я знаю, что он человек, и слышал, что он говорил: прискорбна душа моя до смерти. Живя

*) В Латинских кодексах он называется Михаилом, поставленным над родом человеческим.

 **) От сатаны здесь различается и вводится как лице-ад, в латинских кодексах называемый: князь преисподней, который представляется служителем сатаны, стражем преисподней, которого должность принимать умерших, приводимых сатаною, отворять и запирать двери ада.

49

 

 

в вышнем мире между людьми, он много причинил мне зла. Ибо где ни встречал моих рабов, прогонял их, и тех людей, коих я сделал согбенными, слепыми, хро­мыми, прокаженными, и подобных им он одним словом исцелял; многих приготовил я к погребению, а он их опять оживил одним словом.

Ад говорить: и он столько силен, что все это делал одним словом? Если он таков, то можешь ли ты противостоять ему? Мне кажется, такому никто невозможет противиться. Если же ты, как говоришь, слышал его боящимся смерти, то он сказал это посмеваясь над тобою, чтобы пленить тебя сильною рукою. И горе, горе тебе во весь век! — Сатана говорить: всепожирающий и ненасытимый ад, ты так испугался, услышав об общем враге нашем? я его не убоялся, но возбудил иудеев, и они распяли его и напоили его желчию с уксусом. И так приготовься, когда он придет, задержать его крепко.

Ад отвечал: князь тьмы, сын погибели, диавол, сейчас ты говорил мне, что он многих, которых ты при­готовил к погребению, оживил одним словом; и если он других изводил от гроба, то как он сам и ка­кою силою может быть удержан нами? Я недавно поглотил одного мертвеца, именем Лазаря, и спустя немного кто-то из живущих насильственно одним словом исторг его из моих внутренностей. Думаю, что это тот самый, о ком ты говоришь. Итак, если мы примем его сюда, я боюсь, чтоб нам не было опасности и за прочих; я помышляю о всех, томящихся здесь страхом, которых

50

 

 

я поглотил от века, и болезную моею утробою. А пред­восхищенный у меня Лазарь, мне кажется, не добрый знак; ибо он не как мертвый, но как орел улетел от меня. Так скоро земля извергла его живым. Поэтому закли­наю тебя твоими и моими силами, не приводи его сюда. Ибо я думаю, что он придет сюда воскресить всех мертвых. Говорю тебе это и клянусь владеемым нами царством тьмы, что если ты приведешь его сюда, то у меня не останется никого из мертвых.

 

Глава V.

Когда сатана и ад говорили так между собою, вдруг, подобно грому, раздался громкий голос: поднимите князи (*) врата ваши, и поднимитесь врата вечные, и войдет Царь славы. Ад, услышав, сказал сатане: выйди, если ты силен, и противостань ему. И сатана вышел вон. Потом ад сказал своим демонам: крепко и твердо за­ключите врата медные и запоры железные, и держите заклепы мои, и, стоя прямо, наблюдайте за всем ибо если он войдет сюда, то постигнет нас горе.

Услышав это праотцы все начали восставать на ад,

*) По-гречески: οιαρχονες (то есть князи или начальники). Эти слова взяты из Псалма 24, по греческому александрийскому переводу (70 толковников) и здесь отнесены к сошествию Христа во ад. Тоже встречается у Евлогия, патриарха александрийского и других. Напротив св. Иустин (Ар. 1 с. 51 и Dial. cum Tryph. c. 85) и блаженный Феодорит (в толк. на пс.) относят те же слова к вознесению Христа на небо.

51

 

 

говоря: всепоглощающий и ненасытимый, отверзи, чтоб вошел Царь славы. — Пророк Давид сказал: разве не знаешь, слепец, что я живя еще в мире прорек эти слова: поднимите князи врата ваши? — Исаия сказал: я про­видя это Духом Святым написал: воскреснут мертвые и восстанут находящиеся в гробах, и возрадуются су­щие на земле; а также: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?

Снова раздался голов, говорящей: поднимите врата; Услышав в другой раз этот голос, ад отвечал, как будто не зная, и сказал: кто есть сей царь славы? Ангелы Господни отвечают: Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. И тотчас, вместе с этим словом, медные врата сокрушились и железные запоры сло­мились, и все связанные мертвые разрешились от уз и мы с ними. И вошел Царь славы, как человек (*), и все темницы ада просветились.

 

Глава VI.

Тотчас ад воскликнул: мы побеждены, горе нам! Но кто ты имеющий такую власть и силу? Кто ты при-

*) Разумеется — душою, а не телом. По мнению автора этого апокрифического сказания, которое встречается и у отцов и учителей церкви Иринея (Haer. I. II. с. 62) и Тертуллиана deanima с. 7), — души людей, и по разлучении с телами, сохраняют человеческую или какую-то телесную фигуру, по которой видевшие их во время жизни могут их признать и по смерти. Таким образом в этом сказании — Иоанн представляется подвижником пустыни, разбойник несущим свой крест.

52

 

 

шедший сюда без греха, по-видимому, — малый, но много­мощный, смиренный и высокий, раб и владыка, воин и царь, владычествующий над мертвыми и живыми? Ты пригвожден был к кресту и положен во гробе, и в то же мгновение сделался свободным и разрушил всю нашу силу. Не ты ли Иисус, о котором говорил нам начальник наш, сатана, что крестом и смертью ты имеешь наследовать весь мир?

Тогда Царь славы взял сатану, и предавши его ангелам, сказал: свяжите железными узами руки и ноги и выю и уста его. Потом передал его аду и сказал: возьми и держи его крепко до второго Моего пришествия.

 

Глава VII.

И ад, приняв сатану, сказал ему: Вельзевул, наследник огня и мучения, враг святых, по какой нужде ты устроил, чтоб распят был Царь славы и пришел сюда разорить нас. Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца, но все, что приобрел чрез древо познания, все погубил ты чрез древо креста и вся твоя радость превратилась в печаль; и ты, восхотев умертвить Царя славы, умертвил сам себя. Ибо когда я принял тебя, чтобы держать крепко, то ты опытом дознаешь, сколько я причиню тебе зол. Начальник сверти, корень греха, виновник всякого зла, что худого нашел ты в Иисусе, и замыслил погибель Его? Как дернул ты сделать такое зло? Как тебе пришло на мысль

53

 

 

низвесть в этот мрак такого человека, чрез которого ты лишился всех умерших от века?

 

Глава VIII.

Когда ад говорил таким образом к сатане, Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратись к прочим, сказал: сюда — со Мною все, умерщвленные древом, к которому он при­коснулся; вот Я опять всех вас воскрешаю древом креста. И потом Он стал всех изводить вон, и праотец Адам, исполнившись радости, сказал: благодарю Твое величие, Господи, что Ты вывел меня из ада преисподнего. Также и все пророки и святые сказали: благодарим Тебя, Христос, Спаситель мира, что Ты возвел от тления жизнь нашу.

После того, как они это сказали, Спаситель, благословив Адама на челе знамением Креста, и сделав то же самое на патриархах, пророках, мучениках и праотцах, взял их и восходил из ада. Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: благословен грядущий во имя Господне: аллилуйя: Ему слава всех святых.

 

Глава IX.

Идя в рай, Он держал праотца Адама за руку, и передал его и всех праведных Архангелу Михаилу. Когда они входили во врата рая, встретили их два древних

54

 

 

мужа, которых святые отцы спросили: кто вы такие, что не видели смерти и не сходили во ад, но телами и ду­шами обитаете в раю? Один из них отвечал: я Енох, благоугодивший Богу и преставленный Им сюда, а этот Илия Фесвитянин, и мы будем жить до скончания века, а тогда будем посланы от Бога, чтоб противостать антихристу, и будем убиты от него, но чрез три дня воскреснем и будем восхищены на облаках в сретение Господа.

 

Глава X.

Когда они говорили это, пришел другой смиренный человек, неся на плечах своих крест; святые отцы спросили его: ты кто, имеющий вид разбойника, и какой это крест, который ты несешь на плечах своих? А он отвечал: я, как вы говорите, был в мире разбойник и хищник, и за это иудеи, поймавши меня, предали крестной смерти вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Когда Он висел на кресте, я, видя бывшие знамения, уверовал в Него и воззвал к Нему и сказал: Господи, когда ты будешь царствовать, не забудь меня. И Он тотчас сказал мне: истинно, истинно ныне говорю тебе, ты будешь со мною в раю. Итак, неся крест свой, я пришел в рай, и увидев Архангела Михаила, сказал ему: Господь наш Иисус распятый послал меди сюда; итак введи меня во врата Едема. И пламенный меч, увидев знамение креста, отверз мне (врата), и я вошел.

56

 

 

Потом Архангел сказал мне: подожди немного, ибо идет и праотец рода человеческого Адам с праведными, чтоб и им войти внутрь. И теперь я увидел вас и вышел в сретение вам.

Слыша это, все святые воскликнули великим гласом: велик Господь наш и велика сила его!

 

Глава XI.

Все это видели и слышали мы два родные брата, кото­рые посланы от Архангела Михаила и назначены проповедывать воскресение Господа, но с тем, чтоб прежде пойти на Иордан и креститься. Туда мы пошли и крести­лись с прочими воскресшими мертвыми. Потом мы при­шли во Иерусалим и совершили Пасху воскресения. Ныне же не имея возможности пребывать здесь — мы удаляемся. И любовь Бога и Отца и благодать Господа нашего Иисуса Христа и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Написав сие и свернув свитки, они отдали один архиереям и другой Иосифу с Никодимом, а сами тот час сделались невидимы, во славу Господа нашего Иисуса Христа аминь (*).

*) В некоторых латинских рукописях следует 28 глава, которая соединяет 2-ю часть евангелия Никодима с первою, представляя Анну и Каиафу признающими наконец пред Пилатом, что осужденный и распятый им по всем дознанным свидетельствам есть действительный Мессия, Сын Божий. Это, очевидно, вставка позднейшего происхождения.

56

 


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.