Поиск авторов по алфавиту

Автор:Преображенский Петр, протоиерей

Рождение марии святой Богородицы и Преславной Матери Иисуса Христа

 

I.

В истории двенадцати колее Израилевых был Иаким, человек весьма богатый, который приносил от себя сугубые дары Богу, говоря: да будет богатство мое всему народу и прощение мое пред Господом в умилостивление мне (*). Настал великий день Господень (**), в который сыны Израилевы приносили дары свои, (Иоаким также принес свои дары). И противустал ему некто Рувим, говоря: непозволительно тебе, чтоб ты первый принес дары свои, потому что ты не сотворил семени во Израили. И горько опечалился Иоаким и обратился к родословиям двенадцати племен народа, говоря: посмотрю в двенадцати коленах Израиля, один ли я не сотворил семени во Израили. И разведал и нашел, что все праведные восставили семя Израилю. Вспомнил и о патриархе Аврааме, что в

*) В Греческ. читается: ἔσται τς περιουσίας μου παντ τ λακαὶ τ τς ἀφεσεώς μουκυρίω ες ίλασμν μοί.

**) Трудно определить, ο каком празднике здесь идет речь. Другое апокриф. сказание о рождении Марии (de nativitate S. Mariae) называет его праздником обновлений, который был установлен после плена вавилонского в память возобновления храма.

15

 

 

последние дни Бог дал ему сына Исаака. Итак горька опечалился Иоаким, и не показался жене своей, но ушел, в пустыню (на гору), и там водрузил свой шатер, а постился сорок дней и сорок ночей, говоря в себе: не сойду (в дом свой) ни для пищи, пи для питья до тех пор, пока призрит на меня Господь Бог мой; но будет мне пищей и питием молитва.

II.

Жена же его Анна плакала сугубым плачем и рыдал» сугубым рыданием, говоря: буду оплакивать вдовство мое, буду оплакивать и мое безчадство. Между тем настал великий день Господень, и сказала Иудифь, служанка ее: доколе ты будешь удручать свою душу скорбно? Вот на­стал великий день Господень, и не должно тебе плакать, но возьми эту головную повязку, которую дала мне госпожа за работу: мне не прилично повязаться ею, ибо я служанка, а она имеет знак царственный. Анна же сказала: отойди от меня, я не хочу этого сделать; Господь весьма смирил меня. Не лукавый ли внушил тебе это, и ты пришла, чтоб сделать меня сообщницею греху твоему. И отвечала Иудифь: что я буду упрашивать тебя (когда ты не хочешь слушать моего голоса)? вот Господь заключил утробу твою, чтоб не дать тебе плода во Израили. Горько опечалилась Анна, но совлеклась печальных одежд своих, украсила голову свою и облеклась в брачные одежды свои, и около девятого часа вышла в сад для прогулки, и увидевши лавровое дерево села под ним, и начала молить Господа, говоря

16

 

 

Бог отцов моих, благослови меня, и услышь молитву мою, также, как благословил ты матерь Сарру и дал ей сына Исаака.

III.

И обратив взор па небо, увидела на этом лавровом дереве воробьиное гнездо, и восплакала в себе, говоря: горе мне, кто родил меня? какая утроба произвела меня? Ибо я сделалась клятвою пред сынами Израиля, я осмеяна, и с поношением отринули меня от храма Господня. Горе топе, кому уподобилась я? не уподобилась я и птицам небесным, ибо и птицы небесные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я и зверям земным, ибо и звери земные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподо­билась я сим водам, ибо и воды сии плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? не уподобилась я и земле, ибо и земля приносить во время плоды свои и благословляет Тебя, Господи.

IV.

И вот предстал ей Ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь услышал молитву твою, и ты зачнешь и родишь, и о семени твоем будут гопорить во всей вселенной. И сказала Анна: жив Господь Бог мой; если я рожу— мужеский ли пол или женский, принесу его в дар Господу Богу моему, и будет служит Ему все дни жизни своей. И пришли два вестника и говорят ей: вот Иоаким

17

 

 

муж твой, идет с своими стадами. Ибо Ангел Господень явился и ему, и сказал: Иоаким, Иоаким, Господь Бог услышал молитву твою. Ступай отсюда; ибо вот жена твоя Анна зачнет во чреве. И сошел Иоаким и приказал пастухах своим, сказав: приведите мне сюда десять чистых и непорочных агниц, и будут (в жер­тву) Господу Богу моему; и приведите мне двенадцать молодых тельцов, и будут священникам и старейшинам; и сто козлов для всего народа. И вот Иоаким пришел с стадами своими, а Анна стояла у ворот, и уви­дела идущего Иоакима, и подбежав, бросилась на шею его, и сказала: теперь знаю, что Господь Бог щедро благословил меня; ибо вот, бывши вдовою, я уже не вдова, и безчадная зачну во чреве! И успокоился Иоаким в тот же день в дому своем.

 

V.

На утро же он приносил свои дары, говоря в себе: если Господь Бог умилосердился надо мною, то дщица священника (*) покажет мне это. И принес Иоаким свои дары, и внимательно смотрел на дщицу священника, при­ступивши к жертвеннику Господню, и не видел греха в себе. И сказал Иоаким: ныне знаю, что Господь умило­стивился и оставил все грехи мои, — и вышел из храма Господня оправдан, и пошел в дом свой. Между тем исполнились месяцы ее, и в девятый месяц родила

*) Златая дщица, на которой были изображены слова: Святыня Господу, в которая возлагалась на переднюю сторону Кидара, или митры.

18

 

 

Анна, и спросила бабку, что я родила? она отвечала: дочь. И сказала Анна: возвеличилась душа моя в сей день, — и положила ее. По исполнении же дней, Анна оправилась и дала грудь дитяти и назвала ее Мариам.

 

VI.

Со дня на день дитя укреплялось, и когда исполнилось ей шесть месяцев, мать поставила ее наземь, чтоб ис­пытать, будет ли она стоять, и она, сделав семь шагов, возвратилась в объятия матери своей. Мать взяла се на руки и сказала: жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по сей земле, доколе я не введу тебя в храм Господень. И устроила святое место в спальне ее, и все мирское и нечистое возбранено было от входа к ней: и созвала (Анна) непорочных Еврейских дочерей, и они хо­дили за нею. Исполнился дитяти первой год, и Иоаким сделал большой пир, созвал священников, книжников и старейшин и весь народ Израильский. И поднес Иоаким дочь свою священникам, и они благословили ее, говоря: Бог отцов наших, благослови сие дитя, и дай ему имя славное, вечное во всех родах. И сказал весь народ: да будет, да будет, аминь. Потом поднес ее к архиереям, и они благословили ее, говоря: Боже славы, призри на дитя сие и благослови его последним благословением, которое не имеет преемства. И взяла ее мать ее в святое место спальни ее и дала ей грудь. И составила Анна песнь Го­споду Богу, говоря: воспою песнь Господу Богу, ибо Он призрел па меня и снял с меня поношение врагов мо-

19

 

 

их, и даровал мне Господь плод правды своей, един­ственный, многоценный пред Ним. Кто возвестить сынам Рувима, что Анна кормить грудью? Слышите, слышите двенадцать колен Израилевых, что Анна кормить грудью. И успокоила дитя в освященной спальне ее, и вышла и служила гостям. По окончании пира они разошлись (*), радуясь и хваля Бога Израилева.

 

VII.

Прилагались дитяти месяцы и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким (жене своей Анне): отведем ее в храм Господень, чтоб отдать обет, который мы обещали (Го­споду Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг нас, и дар наш не сделался неприятным. И сказала Анна: подождем до третьего года, чтобы дитя не взыскалось отца или матери. И сказал Иоаким: подождем. И достигло дитя трех лет, и сказал Иоаким: призовите непорочных дщерей Еврейских, и пусть они возьмут по светиль­нику, и будут стоять с воженными, чтоб дитя не обра­тилось назад, и чтоб сердце ее пленилось храмом Господним. И сделали так, пока пришли в храм Господень. И принял ее священник, и, лобызав, благословил ее, и сказал: возвеличить Господь имя твое во всех родах, на тебе Господь в последние дни покажет сынам Израилевым свое искупление. И посадил ее на третьей ступени

*) В некоторых кодексах прибавляется: и дали имя дитяти Мариам, потому что имя ее не истребится (ουμαρανθήσεται).

20

 

 

жертвенника, и осенил ее Господь Бог благодатно, иона от радости прыгала на ногах своих, я возлюбить ее весь дом Израилев.

 

VIII.

И пошли родители ее, дивясь и хваля Господа Бога за то, что дитя не обратилось назад. Пребывала же Мария в храме Господнем, как прикармливаемая голубица, и принимала пищу от руки Ангела. Когда же она достигла две­надцати лет, было совещание между священниками, которые говорили: вот Мария достигла двенадцати лет во храме Господнем; итак, что сделаем с нею, чтобы как ни- будь не нарушила святыни Господней? И сказали архиерею: ты стоишь у жертвенника Господня, войди и помолись о ней, и что явить тебе Господь, то и сделаем. И вошел архиерей, прияв додекадонон (*), во Святая Святых, и молился о ней. И вот предстал Ангел Господень, иска* зал ему: Захария, Захария, поди и собери вдовствующих из народа, и пусть они принесут по жезлу, и кому Господь покажет знамете, того будет она женою (в соблюдете девства). И пошли глашатаи по всей окрестности иудейской, и возгласила труба Господня, и все сбегались.

 

IX.

Иосиф, бросив секиру, также пришел в их сбор­ное место. И собравшись пошли к архиерею, неся жезлы.

*) Додекадонон—первосвященнич. одежда с 12 позвонками.

21

 

 

Он же, взяв у всех жеван, вошел во святилище и мо­лился. Окончи и  молитву, он взял жезлы, вышел и роздал их каждому свой, но знамения не было на них. Последний жезл принял Иосиф: и вот голубь вышел из жезла и взлетел на главу Иосифа. И сказал священник Иосифу: ты избран жребием принять к себе в соблюдение деву Господню. Но Иосиф возразил, говоря: я имею сыновей и уже стар, а она юная; да не буду посмешищем у сынов Израилевых. И сказал священник Иосифу: убойся Господа Бога твоего, и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. И ты, Иосиф, бойся теперь, чтоб не случилось сего на твоем доме. И убоявшись, Иосиф принял ее к себе в соблю­дение. И сказал Иосиф Марш: вот я принял тебя от храма Господня, и теперь оставляю тебя в моем доме; ибо отхожу заниматься моими плотничными работами, и воз­вращусь к тебе (когда угодно будет Господу): Господь да сохранить тебя!

 

X.

Между тем было совещание священников, которые го­ворили: сделаем завесу для храма Господня. И сказал священник (*): призовите мне чистых дев от племени Давидова. И пошли слуги и искали, и нашли семь дев. И вспомнил священник об отроковице Мариами, что она была от племени Давидова, и чиста пред Богом. И по­-

*) В некоторых кодексах стоит: первосвященник.

22

 

 

шли слуги и привели ее. И ввели их в храм Госпо­день; и сказал священник: киньте жребий, кому доста­нется прясть золото и амиант, бумагу и шелк, гиацинт, червлень и настоящую багряницу. И досталась Мариами на­стоящая багряница и червлень, и взявши их, она отпра­вилась в свой дом. В это время Захария пребывал нем, его заменял Самуил (пока не стал говорить Захария). Мариам же, взявши червлень, начала прясть.

 

XI.

И взявши водонос, вышла она почерпнуть воды; и вот слышится ею голос, говорящей: радуйся благодатная, Го­сподь с тобою, благословенна ты в женах. И озиралась она направо и налево, (чтоб видеть,) откуда сей голос. И, будучи в страхе, возвратилась в свой дом, и по­ставила водонос, и, взявши багряницу, села на своем седалище и начала прясть ее. И вот предстал ей Ангел Господень и говорить: не бойся, Мариам, ибо ты обрела благодать пред Господом всех, и зачнешь по слову Его. Она же услышав рассуждала в себе, говоря: неужели я зачну от Господа Бога Живого, и рожу, как рождает всякая жена? И сказал Ангел Господень: не так, Мариам; но сила Господа осенит тебя: потому и рождаемое от тебя Святое назовется Сыном Вышнего. И ты дашь имя ему Иисус: ибо он спасет народ свой от грехов (*). И сказала Мариам: я раба Господа пред Ним. Да будет мне по слову твоему.

*) В некоторых кодексах прибавляется: и вот родственница твоя

23

 

 

XII.

И окончила она багряницу и червлень, и отнесла свя­щеннику (*). Священник благословил ее и сказал: Мариам, Господь Бог возвеличил имя твое, и ты будешь благословенною во всех родах земных. Исполнившись радости, Мариам отправилась к сроднице своей Елизавете. И постучалась у двери, Елизавета же услышав бросила червлень, подбежала к двери и отворила, и, увидев Мариам, благословила ее и сказала: откуда мне это, что при­шла матерь Господа моего ко мне? Ибо вот находящееся во мне взыграло и благословило тебя. Мариам же не по­стигала тайн, о которых возвестил ей Архангел Гавриил, и устремила взор на небо и сказала: кто я, Го­споди, что все роды земные благословляют меня? И про­вела у Елизаветы три месяца. Между тем чрево ее со дня на день становилось полнее: и Мариам в страхе отпра­вилась в свой дом, и скрывала себя от сынов Израилевых. Была же она шестнадцати лет (**), когда совер­шались сии тайны.

 

XIII.

Был уже ей шестой месяц, и вот Иосиф возвратился от плотничных работ своих, и вшедши в дом свой, заметить ее имеющею во чреве. И ударил себя в лицо

Елизавета зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, хотя она называется бесплодной.

*) В некоторых кодексах читается: первосвященнику.

**) По другим кодексам 14, а по иным 15 лет.

24

 

 

и пал на вретище долу и горько плакал, говоря: каким лицом буду я взирать к Господу Богу моему, как буду молиться о сей отроковице, ибо я принял ее из храма Господня девою и не соблюл? Кто уловил меня (коварством), кто сделал это зло в дому моем и опорочил деву? Не повторилось ли со мною то, что было с Адамом? Ибо как в тот час, когда Адам занимался славословием своим, пришел змий и застал Еву одну и прельстил, так случилось и со мною. И встал Иосиф от вретища и призвал Мариам и сказал ей: удостоен­ная попечения Божия, что это ты сделала и забыла Господа Бога твоего? Для чего ты уничижила душу твою, ты, ко­торая воспиталась во Святом Святых и принимала пищу от руки Ангела? Она же горько заплакала и сказала, что я чиста и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: откуда же имеющееся во чреве твоем? Она же сказала: жив Господь Бог мой, что я не знаю, откуда это у меня.

 

XIV.

И весьма убоялся Иосиф, и успокоен был от нее, и размышлял о том, как поступить с нею. И сказал Иосиф: если я скрою грех ее, то окажусь противником закону Господню, а если объявлю о ней сынам Израилевым, боюсь, может быть, обретающееся в ней есть свято, и я сделаюсь предающим неповинную кровь на осу­ждение смерти. Итак что мне сделать с ней? Отпущу ее от себя тайно (*). И застигла его ночь. И вот Ангел

*) В некоторых кодексах прибавлено: день Господень явит, что Ему угодно.

25

 

 

Господень является ему во сие и говорить: не страшась за отроковицу сию; ибо находящееся в ней есть от Святого Духа: родить Сына, и ты дашь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет народ свой от грехов. И восстал Иосиф от сна и прославил Бога Израилева, давшего ему сию благодать, и сохранял ее.

 

XV.

Тогда пришел в нему Анна книжник и сказал ему: почему ты не явился в наше собрание? И отвечал ему Иосиф: потому, что я утомился от пути и захотел отдох­нуть первый день (в доме своем). И обратился Анна и увидел Мариам беременную. И побежал к священнику (*) и сказал ему: Иосиф, о котором ты свидетельствуешь (что он праведен), поступил весьма беззаконно. И ска­зал священник: что такое? И он отвечал: деву, кото­рую принял от храма Господня, он опорочил, окрал брак и не объявил сынам Израилевым. И отвечал свя­щенник: Иосиф это сделал? И сказал Анна книжник: пошли слуг и узнаешь, что дева беременна. И отправи­лись слуги, и нашли, как он говорил, и привели ее вместе с Иосифом в судилище. И сказал священник: Мария, что ты это сделала? Зачем унизила душу твою и забыла о Господе Боге твоем? Обитавшая во Святом Святых, принимавшая пишу от руки Ангела, слышавшая его

*) В некоторых кодексах читается: первосвященнику.

26

 

 

пение (*) из уст его и ликовавшая пред ним, что ты это сделала? Она же, горько заплакав, сказала: жив Го­сподь Бог мой, что я чиста пред Ним и мужа не знаю. И сказал священник Иосифу: что ты это сделал? И ска­зал Иосиф: жив Господь Бог (**), что я чист от нее. И сказал священник: не лжесвидетельствуй, а говори истину. Ты окрал брак ее и не объявил сынам Израилевым, и не подклонил главы своей под державную руку Господа, чтоб благословилось семя твое. Иосиф же молчал.

 

XVI.

И сказал священник: отдай деву, которую ты привял от храма Господня. И прослезился Иосиф. Тогда священ­ник сказал: напою вас водою обличения Господня, и Бог объявит грехи ваши пред очами вашими. И взяв (воду), священник напоил Иосифа и послал его на гору, и возвратился он цел. Напоил также и Марию, и ее по­слал на гору; и она возвратилась невредимою. И удивился весь народ, что не явилось греха в них. И сказал священник: если Господь Бог не явил грехов ваших, то и я не осуждаю вас. И отпустил их. И взял Иосиф Мариам и пошел в дом свой, радуясь и славя Бога Израилева.

*) В некоторых местах читается: таинства.

**)   В некоторых кодексах прибавляется: и Христос Его и Свидетель Его истины.

27

 

 

XVII

Между тем вышло повеление от Августа царя перепи­сать всех в Вифлееме иудейском (*). И (**) сказал Иосиф: сыновей моих я запишу; а с сею девою что сде­лаю? Как запишу ее? Женою моею? стыжусь. Дочерью? но все сыны Израилевы знают, что она не дочь моя. Са­мый день Господень покажет, как угодно Господу. И оседлал осла и посадил ее, и повел его сын его, а Иосиф с другим сыном последовал за ними. И приблизились на три мили (***). И обратился Иосиф и увидел ее печальною, и сказал в себе: может быть находящееся в ней печалит ее. Потом опять обратился Иосиф и увидел, что она улыбается, и сказал ей: Мария, что это значит, что я вижу лице твое то улыбающееся, то печальное? И Мариам сказала Иосифу: то, что я вижу моими очами два на­рода, один плачущий и рыдающий, а другой радующийся и веселящийся. И прошли (еще) половину пути (****), и сказала ему Мариам: ссади меня с осла, ибо находящееся во мне побуждает меня идти. И он ссадил ее с осла и ска­зал ей: куда я отведу тебя и прикрою стыд твой? Ибо место пусто.

*)   В некоторых кодексах сказано: в Иудее, или по всей вселенной.

**) В некоторых прибавляется: присужден был Иосиф отправиться из Назарета в Вифлеем.

***) Миля (μιλιον) — 1000 шагов.

****) В некоторых кодексах читается: и достигли они Вифлеема.

28

 

 

XVIII

И нашел там пещеру, и ввел ее, и приставил к ней сыновей своих, и пошел искать повивающей в стране Вифлеемской.

И вот я Иосиф шел, и не шел; и взглянул на воздух и видел воздух оцепеневшим, взглянул на свод небесный, и видел его остановившимся, и птицы небесные остановились в полете; посмотрел на землю, и видел чашу поставленную (с пищей) и делателей возлежащих и руки их у чаши, и вкушающие не вкушали, и берущие (пищу) не брали, и приносящее к устам своим не при­носили, но лица всех обращены были к небу. И видел гонимых овец, но овцы стояли. И поднял пастух руку (*) свою, чтоб погнать их, но рука его оставалась под­нятою. И посмотрел на поток реки, и видел, что уста козлов прикасались к воде, по они не пили, и все в это мгновение задержано было в своем течении.

 

XIX.

И увидел я сходящую с горы женщину, которая ска­зала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу баб­ки евреянки. В ответ на это она спросила меня: ты из Израиля? И я сказал ей: точно так. Она же сказала: а кто такая рождающая в пещере? Я отвечал: обрученная мне. И она сказала: она не жена твоя? Тогда сказал я

*) В некоторых кодексах читается: посох.

29

 

 

ей: это Мария, воспитавшаяся в храме Господнем, и я получил ее по жребии в жену, но она не жена мне, а имеет зачатие от Святого Духа. И сказала ему бабка: правда ли это? И сказал ей Иосиф: пойди и посмотри. И пошла с ним бабка. И стали они на месте пещеры, и вот светлое облако осеняло пещеру. И сказала бабка: возвеличилась ныне душа моя, ибо очи мои увидели чуд­ное, ибо родилось спасение Израилю. И тотчас облако устранилось от пещеры, и явился в пещере великий свет; так что очи не могли выносить его, и немного спустя свет тот удалился, пока явился младенец и вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка и сказала: велик для меня нынешний день, ибо я увидела новое сие зрелище. И вышла бабка (удивляясь) из пещеры, и встретившись с Саломией, сказала ей: Саломия, Саломия, я хочу тебе рассказать новое зрелище: родила дева (сына), коему не уступило естество ее (*). И сказала Саломия: жив Господь Бог мой, если не простру перста моего и не исследую естества ее, то никак не поверю, что родила дева.

 

XX.

И едва простерла Саломия перст, как воскликнула и сказала: горе беззаконию и неверию моему, ибо я дерзнула искушать Бога живого. И вот рука моя от огня отпадает у меня. И преклонила колена свои пред Господом, говоря: Боже отцов моих, воспомяни обо мне, что я

*) В некоторых кодексах прибавляется: и дева пребывает девой.

30

 

 

семя Авраама, Исаака и Иакова; не посрами меня пред сынами Израилевыми, но пощади меня для бедных: ибо Ты знаешь, Господи, что я во имя Твое совершала мое служение, и от Тебя желала приять мзду. И вот предстал Ангел Господень и сказал ей: Саломия, Саломия, Господь услышал тебя; поднеси руку твою к Младенцу, и подер­жи Его, и будет тебе спасение и радость. И подошла Саломия и взяла. Его на руки, говоря: буду поклоняться Ему, ибо это великий Царь родился Израилю. И тотчас исцелела Саломия, и вышла из пещеры оправданною. И вот голос говорит ей: Саломия, Саломия, не разглашай о дивном, чтó ты видела, доколе не войдет сей Младенец во Иерусалим.

 

XXI.

И вот Иосиф приготовился идти во иудею. А в Вифлееме иудейском произошло великое смятение, потому что пришли волхвы и говорят: где находится рожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И услышав Ирод смутился и послал слуг за волхвами. Потом призвал архиереев, и спрашивал их, говоря: как написано о Христе, где Он рождается? Говорят ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано; и отпустил их. Потом спрашивал волхвов, говоря им: какое видели вы знамение о рожденном Царе? И волхвы отвечали: мы видели весьма великую звезду, сия­ющую между сими звездами и помрачающую их, так что сии звезды (почти) не видны были, и таким образом мы узнали, что родился Царь Израилю, и пришли поклониться

31

 

 

Ему. И сказал Ирод: ступайте и ищите, иногда найдете Его, известите меня, чтоб и я мог идти поклониться Ему. И вышли волхвы. И вот звезда, которую они видели на востоке, предшествовала им, доколе пришли они к пе­щере, и остановилась над входом в пещеру. И увидели волхвы Младенца с материю Его Мариею и вынули из влагалищ своих (и принесли) золото и ливан и смирну. И получив предостережение от Ангела, чтоб не входить во Иудею, иным путем пошли в страну свою.

 

ХХII.

Тогда Ирод поняв, что он осмеян от волхвов, раз­гневавшись, послал убийц, говоря им: умертвите младенцев от двух лет и ниже. И Мариам услышавши, что умерщвляются младенцы, устрашившись взяла дитя свое и, спеленав его, положила в яслях волов. Елизавета же услышавши, что ищут Иоанна, взяв его, отправилась на гору, и осматривала, где бы скрыть его, но не было скрытного места. И восстенав Елизавета великим гласом, сказала: гора Божия, прими мать с сыном, и тотчас расступилась гора (*), и приняла ее. И просвечивал им свет, и был с ними Ангел Господень, сохраняя их.

 

XXIII.

Между тем Ирод искал Иоанна и послал слуг к Захарии (отцу его), говоря: где ты скрыл своего сына? Он же отве-

*) В некоторых кодексах прибавляется: на которую не могла она взойти.

32

 

 

чал, говоря им: я служитель Божий, и пребываю в храме Господнем, не знаю, где находится сын мой. И пришли слуги и возвестили все это Ироду. И разгневавшись Ирод ска­зал: сын его будет царствовать над Израилем. И послал к нему опять говоря: скажи истину, где находится сын твой? Ибо ты знаешь, что жизнь твоя — в руке моей. И отвечал Захария: я свидетель Божий, — если ты и проль­ешь кровь мою, то дух мой примет Господь, потому что ты прольешь неповинную кровь в преддверии храма Господня. И около рассвета дня убит Захария, и сыны Израилевы не знали, что он убит.

 

XXIV.

И во время лобзания, собрались священники (в храм), и не встретило их по обычаю благословение Захарии. И стояли священники, дожидаясь Захарии, чтобы приветство­вать его молитвою и прославить Вышнего. Поелику же он медлил, то все они были объяты страхом. Но один из них осмелившись вошел внутрь (во святилище) и увидел у жертвенника запекшуюся кровь и (услышал) голос, говорящий: Захария убит, и не изгладится кровь его дотоле, пока придет его отмститель. Услышав эти слова, он испугался и вышедши возвестил священникам. И они дерзнули войти и увидели, чтó было, и стены храма издали вопль, и сами они раздрали одежды свои сверху до низу; тела же его не нашли, а нашли кровь его окаменев­шую, и пораженные страхом вышли и возвестили народу, что Захария убит. И услышали все племена народа и пла-

33

 

 

кали о нем и рыдали три дня и три ночи. После трех дней священники совещались, кого поставить вместо его, и пал жребий на Симеона; он то был извещен от Святого Духа, что он не узрит смерти, пока не увидит Христа во плоти.

 

XXV.

А я Иаков написавший сию историю во Иерусалиме, во время бывшего смятения, когда умер Ирод, скрывался в пустыне до тех пор, пока (*) утихло смятение во Иеру­салиме. Прославляю же Господа Бога, давшего мне дар и премудрость написать сию историю Да будет благодать со всеми боящимися Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков, аминь.

*) В некоторых кодексах читается: пока умер Ирод и утихло смятение.

34

 

 


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.