13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Куломзин Н.
Куломзин Н. Памяти епископа Кассиана
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Н. КУЛОМЗИН
Памяти епископа Кассиана
29-2-1892 — 4-2-1965
Епископ Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безобразов) родился в Петербурге 29 февраля 1892 г., в день памяти Кассиана Римлянина, насадителя восточного монашества на Западе в IV веке. Родителями его были сенатор Сергей Васильевич Безобразов и Вера Антоновна, рожденная Арцимович.
Годы молодости
В 1910 году Сергей Сергеевич окончил СПБ первую гимназию с золотой медалью и в 1914 г. СПБ университет по историческому отделению Историко-филологического факультета. В том же году он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории Церкви, по представлению профессоров И. В. Андреева и И. М. Гревса, и сдал к весне 1917 г. магистранские экзамены по разряду всеобщей истории. 21 октября того же года он был избран, по прочтении пробных лекций, приват-доцентом университета по кафедре истории
42
Церкви, а осенью 1918 г. — преподавателем высших женских курсов (Бестужевских) по кафедре истории Церкви и религии, и занимал эту должность до слияния курсов с университетом.
С осени 1914 г. Сергей Сергеевич состоял, кроме того, на службе в отделении Богословия Императорской (впоследствии Российской) Публичной Библиотеки и дослужился до должности старшего помощника Библиотекаря. Здесь, в Библиотеке, его первым начальником по службе был Антон Владимирович Карташев, служивший в ней с 1905 г. и поставивший Богословское отделение на большую высоту, как о том свидетельствовал впоследствии владыка Кассиан. Уже за границей, на Сергиевском Подворье, владыка Кассиан и Антон Владимирович сотрудничали в течение более чем 35 лет, и дружба обоих, начавшаяся в 1914 г., когда Владыке было всего лишь 22 года, оказалась прочной и верной до конца.
Учебный год 1920-21 Сергей Сергеевич проводит в Ташкенте, как профессор вновь открытого туркестантского государственного университета по кафедре истории религий, сохраняя в то же время и свою преподавательскую должность в Петроградском университете, но в августе 1921 г., по возвращении своем из Ташкента, был отстранен от преподавания в Петроградском университете, распоряжением Советской власти, одновременно с профессорами Бенешевичем, Глубоковским, Лосским и др. В 1921-23 годах он читал лекции по истории культуры в нескольких высших учебных заведениях Петрограда и был привлечен к преподаванию в Петроградском Богословском Институте, основанном трудами митрополита Петроградского Вениамина и Правлением Общества Приходов, на месте закрытой Советской властью Духовной Академии. В Петроградском Богословском Институте, в жизни которого Сергей Сергеевич принимал деятельное и разнообразное участие, он читал историю религий, а летом 1922 г. вел семинар по Священному Писанию Нового Завета.
В эти годы, со стороны Советской власти уже начались гонения на Церковь. В 1922 г, был объявлен декрет об «изъятии церковных имуществ» в пользу голодающих. Митрополит Вениамин, управлявший тогда Петроградской епархией, ответил на требования Советской власти письмом, указывая, что Церковь готова пожертвовать для спасения голодающих всем своим имением, но что верующие должны отдавать его сами, добровольно, и участвовать в контроле над расходованием церковных ценностей. /Митрополит просил также, чтобы там, где верующие того пожелают, они могли заменять священные предметы соответствующим количеством денежной суммы. Советская власть усмотрела в этом ответе протест и объявила митрополита «врагом народа», посадила его под домашний арест и начала против него судебный процесс, начавшийся
43
10-го июня 1922 г. и окончившийся приговором митрополита (в числе 10 других лиц) к расстрелу.
На процессе присутствовал Сергей Сергеевич и слышал последние слова подсудимого: «Я не знаю, что вы мне присудите — жизнь или смерть, — но что бы вы ни провозгласили, я с одинаковым благоговением подыму свои очи к небу, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи, Боже, за все» 1).
Эти слова врезались в память Сергея Сергеевича, и в течение всей своей жизни он не раз их повторял в назидание и подкрепление. В эту грозную эпоху само присутствие Сергея Сергеевича на процессе являлось уже героическим актом. После процесса Сергею Сергеевичу удастся пробраться нелегально за границу.
Первые шаги за границей (1922—1925)
За границей, мы встречаем Сергея Сергеевича в Белграде, где он учительствует в тамошней Русско-Сербской гимназии и, кроме того, активно участвует в жизни Церкви.
Он посещает, в Белграде, так называвшийся «Серафимовский кружок», собиравшийся в доме семьи Зерновых. Там, он встречается с некоторыми из своих будущих коллег по Институту в Париже, с Константином Эдуардовичем Керном (впоследствии архимандритом Киприаном, профессором Патристики, скончавшемся в 1960 г.) и с Николаем Николаевичем Афанасьевым (ныне протопресвитером, отцом Николаем, профессором истории Церкви и Канонического права). Кружок посвящен изучению и углублению Православия; память о нем должна сохраниться как свидетельство религиозных и духовных стремлений молодого тогда поколения русского зарубежья. Кружок этот посещали такие люди, как митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Николай Охридский и др. В нем участвовал и Василий Васильевич Зеньковский (ставший священником лишь позже, в Париже).
В эту эпоху Сергей Сергеевич участвует на нескольких съездах молодежи. У многих еще живо остались в памяти два съезда в Чехословакии, в замке Пшерове, на которых участвовали о. Сергий Булгаков, философы Семен Людвигович Франк, Василий Васильевич Зеньковский; на этих съездах Сергей Сергеевич заново встречается с Львом Александровичем Зандером, который, как и Сергей Сергеевич, служил в начале войны, в Публичной Библиотеке в С. Петербурге. На обоих съездах в Пшерове (1923—24) организована кружковая работа молодежи, вылившаяся впоследствии в «Русское Студенческое Христианское Движение».
В праздник Сретения Господня 1924 года митрополит Антоний (Храповицкий) посвящает Сергея Сергеевича в чтецы.
1) Цитировано по учебнику русской истории Юрьевой, И.
44
Осенью 1925 г., в Хопове, имеет место последний съезд молодежи, на котором участвует Сергей Сергеевич перед своим отъездом в Париж, где перед ним открывается новый и плодотворный путь, которому он остается верным до гробовой доски.
Довоенные годы в Институте
Весной 1925 года, то есть ровно сорок лет тому назад, по почину митрополита Евлогия, учреждается на купленной им земле Сергиевского Подворья, Православный Богословский Институт, и Сергей Сергеевич приглашается занять в нем кафедру Священного Писания Нового Завета. 1 февраля 1926 г. он переселяется в профессорский дом.
В начале Сергей Сергеевич принимает на себя должность секретаря Института, но уже в 1926 г. он от нее освобожден и сосредоточивает все свои силы на профессорском и ученом труде.
20(7) июня 1932 г., в день Святого Духа, Сергей Сергеевич пострижен митрополитом Евлогием в храме Сергиевского Подворья в монашество с именем Кассиана. В последующие дни отец Кассиан рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. На Рождество Христово 1934 г. он возведен в сан игумена и на тот же праздник в 1936 г. — в сан архимандрита.
Его отличное знание языков, как современных, так и древних, позволяет ему быть в курсе всей инославной новозаветной науки. Благодаря большой работоспособности он приобретает широкую эрудицию и становится, уже тогда, высококвалифицированным специалистом своего предмета.
Между 1928 и 1939 годами им написан ряд серьезных статей в русских журналах «Путь», «Православная мысль», а также немецких, английских и греческих, среди которых особого внимания заслуживают две статьи: «Евангелисты как историки» («Русская Мысль» № 1, 1928) и «Завещание иудео-христианства» («Русская Мысль» № 2, 1930), В те же годы выходит его первая книга на французском языке: «La Pentecote johartnique (Jo. XX, 19-23) (Valence-sur-Rhone, 1939). Позже, сам Владыка говорил и писал, что от многого в этом своем первом труде он готов отказаться. Несмотря на это, книга содержит в ее основе глубокую богословскую проблему и вряд ли останется без внимания будущих ученых новозаветников.
Об интенсивной работе архим. Кассиана, в то время, свидетельствуют записи его лекций на Евангелия от Марка, Матфея и Луки, содержащие очень богатый материал, к сожалению, не переработанный для печати.
Кроме того, в качестве профессора Института, архим. Кассиан активно участвовал в работе на пользу сближения Православия и
45
Англиканства, а затем выступил и на более широком экуменическом поприще. Летом 1934 г. он читал лекции о Православии студентам богословам разных христианских исповеданий в Женевском экуменическом семинаре; летом 1937 г. принимал участие в мировой конференции в Эдинбурге по вопросам веры и церковного устройства; летом 1939 г. — в мировой конференции христианской молодежи в Амстердаме, где выступал в качестве православного лектора. Надо указать и на его участие в очень многих других конференциях, имевших место в разные сроки во Франции, Великобритании, Югославии и Швейцарии. Как член временного комитета Мирового Совета Церквей, архим. Кассиан принимал участие в его заседаниях в St. GermainenLaye, в январе 1939 г., и в Женеве, уже после войны, в 1946 г.
Афон
В августе 1939 г. архим. Кассиан предпринял паломничество на Афон, где и был задержан помимо своей воли войною. Годы войны и оккупации он провел в русском монастыре св. великомуч. Пантелеймона и был зачислен в состав его монашеского братства. На Афоне архим. Кассиан приобретает более богатый монашеский опыт и, кроме того, создает себе среди греческого духовенства много верных друзей. Одновременно он овладевает с легкостью ново-греческим языком. Но там же его постигает глубокое личное горе: трагически погибают его сестра с мужем и малолетним сыном, убитые разбойниками в деревне около границы Афона, куда их устроил сам архим. Кассиан.
На Афоне архим. Кассиан имеет возможность посвятить себя работе над своей докторской диссертацией, озаглавленной «Водою и кровью и Духом», посвященной изучению богословия о Духе Святом в Евангелии от Иоанна. Архим. Кассиан обращает в ней внимание читателя на образ воды, проходящий красной нитью через все Евангелие: «крещение Иоанново, Кана Галилейская, рождение от воды и Духа, беседа с самарянкой у колодца Иаковлева и обетование воды живой, повторение обетования в последний великий день праздника Кущей, исцеление больного у Овчей Купели, упоминание Силоама в рассказе о слепорожденном, омовение ног, истечение крови и воды и прободенного тела распятого Господа...» Раскрытие образа воды в Иоанновской письменности архим. Кассиан находит в I послании Иоанна, в знаменитом тексте об «Иисусе Христе, пришедшем водою и кровью и духом, не водою только, но водою и кровью» (I Ио 5, 6-8). К сожалению, работа осталась ненапечатанной, хотя и готовой к печати. Впрочем, была издана его вступительная речь при защите диссертации («Прав. Мысль» № 6, 1948).
46
Вообще, всеми признано, что архим, Кассиан в эту эпоху своей жизни дошел до высот богословского созерцания именно в связи с Иоанновской письменностью.
Еще до войны, наряду с синоптическими Евангелиями архим. Кассианом был составлен и записан курс на Ев. от Иоанна. Впоследствии этот первоначальный набросок был им переработан перед смертью и от руки, уже неразборчивым почерком, переписан. Ныне рукопись заботами Павлы Полиевктовны Карташевой, вдовы Антона Владимировича, готовится к печати и, можно надеяться, будет вскоре издана.
На Афоне архим. Кассиан начал и другой свой капитальный труд о троическом богословии в Новом Завете, Работа озаглавлена: «Бог — Отец»; в ней закончены лишь несколько глав и она хранится по сей день лишь в рукописи.
Послевоенные годы в Институте
По окончании войны, в 1946 г., с благословения Святой горы и не выходя из братства Пантелеймоновского монастыря, архим. Кассиан возвращается к своей прежней деятельности в Париже и вновь вступает в свои обязанности по кафедре Священного Писания Нового Завета в Богословском Институте, где во время его отсутствия лекции по Новому Завету были поручены доценту Богословского Института Феодосию Георгиевичу Спасскому,
29 июня 1947 г. архим. Кассиан защищает свою докторскую диссертацию при Институте; в качестве оппонентов выступают Антон Влад. Карташев и архим. Киприан (Керн). Вскоре после защиты, 28 июля того же года, архим. Кассиан, по благословению Вселенского Престола, хиротонисан митрополитом Владимиром (в сослужении с епископом Иоанном (Леончуковым), тогда наместником Сергиевского Подворья, и еписк. Никоном (Гревэ) во епископа Катанского и избран ректором Богословского Института. В том же году умирает еп. Иоанн и Владыка Кассиан назначается митрополитом Владимиром наместником Сергиевского Подворья. Ректором Института, Профессором Нового Завета Владыка Кассиан остается до конца жизни.
В 1946 г., в октябре месяце, собирается, после кончины митрополита Евлогия, епархиальное собрание, на котором архим. Кассиан принимает живое участие. На этом знаменательном и памятном собрании, после периода мучительных предсмертных колебаний митрополита Евлогия, судьба нашей епархии, под водительством митрополита Владимира, заново утверждается в качестве экзархата Вселенского Престола. На этом собрании архим. Кассиан выбран членом епархиального совета при Экзархе. В качестве викарного архиерея он вскоре становится членом епархиального
47
совета уже «de jure». Во всю последующую эпоху своей жизни влад. Кассиан выявил себя очень ярким защитником нашей верности Вселенскому Престолу. В дальнейших судьбах нашего экзархата Владыка очень многое близко принимает к сердцу, многое его подчас предельно волнует и, может быть, в конце концов и подрывает его силы....
После войны выходит в свет первый уже более крупный труд влад. Кассиана: «Христос и первое христианское поколение» (1950), объемлющий весь новозаветный материал в старой форме и вышедший в свет в результате переработки лекций, предназначенный слушателям первого курса. Книга эта, до сих пор находящаяся в продаже, заслуживает особого внимания. Первая ее часть содержит евангельское повествование о Христе, где владыка строго различает последовательные этапы земного служения Господа: Крещение, Галилейский период; затем, после исповедания Петра, путь Господень на страсти; наконец, вход в Иерусалим и последние события. Вообще, редкому экзегету удается усмотреть последовательное развитие учения Христова и выявить постепенность при- уготовления учеников к уразумению смысла мессианского служения Господа. Во второй части книги, посвященной истории первохристианской Церкви, Владыка разбирает содержание всех новозаветных книг в их исторической последовательности.
Методом своего изложения он учит нас правильному православному пониманию богодухновенности Свящ. Писания: богооткровенные истины, выраженные боговдохновенными писателями, прошли через религиозный жизненный опыт их авторов: те или иные книги Нового Завета отражают личность их боговдохновенных писателей. Кроме того, послания Павла, написанные в начале служения, отличаются от более поздних писаний того же апостола. Изучение богословского содержания Писаний не исключает, но допускает и предполагает историческое исследование. Более подробно православное учение о богодухновенности Св. Писания изложено вл. Кассианомвстатье: «L'étude du Nouveau Testament, dans L’Église orthodoxe», Bulletin de la Faculté libre de théologie protestante de Paris, No. 55, Sept, 1956.
Представляют собой большую ценность ряд статей Владыки на отдельные библейские темы; еще в 1948 году вышла отдельной брошюрой статья «Царство Кесаря перед судом Нового Завета», где затрагивается тема об отношении Нов. Завета к светской власти. Очень часто верующие, а иной раз и именующие себя богословами, на основе какой-нибудь определенной цитаты, например: «несть власти, аще не от Бога», строят целое мировоззрение. Владыка Кассиан учит нас прорабатывать темы сквозь все новозаветное писание.
Некоторые крупные статьи были связаны с его экумениче-
48
ской деятельностью. В католическом журнале «Istina» сохранились полные отчеты о двух встречах православных с католиками; Владыке принадлежат в них две статьи на тему о «Filioque» и о примате Петра. Полемическое острие самих тем выходит за рамки библейского богословия; поэтому обе статьи, которые являются чисто библейскими изысканиями, не содержат исчерпывающего апологетического материала на данные темы.
Очень большого внимания заслуживают доклады, прочитанные на Литургических Съездах, имеющих место каждый год на Сергиевском Подворье. Некоторые из них были напечатаны, другие лежат в рукописях. Упомянем из них одну, озаглавленную «Jésus le Précurseur» (напечатанную в греческом журнале «Théologisa» XXVII, 1956). В ней Владыка касается толкования послания к Евреям; особо останавливаясь на тексте Евр. VI, 19-20, он дает очень интересное освещение всего послания. Было бы интересно эту статью переиздать для более широкого распространения.
Очень интересны и важны еще две его статьи на тему об усыновлении и обожении по Нов. Завету: «The Family of God» в Ecumenical Review, Jan. 1957, атакжеболеестараястатья: «Le Fils et les Fils, le Fère et les Frères» (étude sur Rom. VIII, 29-30) in Paulus-Hellas-Oikoumene, Athenes, 1951. 2).
В 1951 г. Британским Библейским Обществом Владыке Кассиану был поручен пересмотр перевода Священного Писания Нового Завета на русский язык. Для осуществления работы епископ Кассиан уезжает на полтора года в Испанию, где уединяется в маленькой деревушке на берегу Средиземного моря, и там переводит заново весь Новый Завет, составляя попутно комментарий, оправдывающий каждое изменение текста. По возвращении Владыки из Испании, по почину того же Библейского Общества, была собрана комиссия для окончательного пересмотра перевода. В комиссию вошли А. В. Карташев, Б. К. Зайцев, В. П. Раевский, пастор Васильев и др. По мере нужды, в комиссию были приглашены и новые члены (о. Алексей Князев, проф. Ветхого Завета в Институте, о. Илья Медиа и др.). В 1958 г. вышло в свет четвероевангелие, пополненное в 1960 г. книгой Деяний Апостолов. Собираясь регулярно каждую неделю, комиссия окончила свою работу в июне 1964 г., и в скором будущем выйдет в свет уже полное издание всего Нового Завета. Мы надеемся на страницах «Вестника» в особой статье и более подробно рассказать о проделанной работе, о ее методах, целях и значении.
2) Полныйсписокпроизведенийв List of the writings of Professors of the Theological Orthodox Institute 1925-48. (Новое издание готовится к печати).
49
Кроме научного творчества, Владыка Кассиан, в годы после войны, продолжает посвящать свои силы экуменической деятельности: он участвует на первой Ассамблее Мирового Совета Церквей, состоявшейся в Амстердаме в 1948 г. Он неизменно выступает в день трех Святителей на Серг. Подворье с речью перед католическими и протестантскими приглашенными. Иной раз, его выступления были крайне острыми и смелыми, подчас вызывали и прямой протест, как например в 1951 году (перед отъездом в Испанию).
Много раз ему приходилось, по вызову Святейш. Патриарха Афинагора, ездить в Константинополь (1951, 1954, 1958), где, в 1954 г., он прочел серию лекций студентам богословской школы в Халки. В 1951 г. он посещает Финляндию и Православный Восток (Ливан—Сирию).
Состоя членом «Studiorum Novi Testamenti Societas», он дважды выступает на собраниях Общества. В 1957 г. принимает деятельное участие в конгрессе «The Four Gospels», состоявшемся в Оксфорде.
В 1961 году, по случаю Паламитских торжеств, Владыка получает степень доктора «honoris causa» Фессалоникского Университета.
В конце жизни он приглашен на второй Ватиканский собор, в качестве гостя Секретариата по делам единения Церквей.
Здесь дает себя знать впервые надвигающийся недуг. На третью сессию владыка едет через силу; по возвращении, осенью 1964 г. он еще находит в себе силы читать лекции студентам в течение двух недель.
Весть о кончине его друга Льва Александровича Зандера застает Владыку уже в клинике. Скончался Владыка Кассиан 4 февраля 1965 г. в день памяти Апостола Тимофея.
С Владыкой Кассианом ушла еще одна из крупных фигур русского рассеяния. Но его имя сохранится не только в уже богатых анналах русской зарубежной мысли, его труды пойдут на пользу всему православному миру.
50
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.