13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Корсунский Н.
Корсунский Н. Предварительные сведения о творении Оригена «Увещание к мученичеству»
165
«УВЕЩАНИЕ К МУЧЕНИЧЕСТВУ»,
ТВОРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ ОРИГЕНА.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
«Римскому императору Александру после тринадцатилетнего его правления наследовал Максимиан. Этот император из ненависти к дому своего предместника, состоявшему из многих верных, возбудил преследование христиан, но приказал при этом предавать смерти лишь предстоятелей общин, как виновников (распространения) Евангельского учения. Тогда-то Ориген издал свое сочинение «о мученичестве», посвятив оное Амвросию и Протоктету, пресвитерам общины Кесарийской. Оба во время гонения подвергались немалой опасности; но, как повествуют, дело ограничилось лишь исповедничеством». В таких выражениях церковный историк Евсевий передает нам о времени и цели написания Оригеном его творения «о мученичестве». Следовательно, оно было написано Оригеном в зрелом его возрасте, или около 236 года, в то время, когда он, по приглашению епископа Фирмилиана, от ужасов воздвигнутого Максимином гонения на христиан в течение двух лет скрывался в Кесарии Каппадокийской, проживая в дому одной христианской девицы, именем Юлианы, и неуто-
166
мимо отдаваясь литературным занятиям. Так как преследование грозило и обоим друзьям его, диакону Амвросию и пресвитеру Протоктету, по некоторым же свидетельствам они уже заключены были и в тюрьму, то Ориген в этом обстоятельстве нашел для себя побуждение обратиться к ним с увещательным посланием, убеждая их к твердости и одушевляя желанием мученичества. Так явилось на свет творение Оригена «Εἰς μαρτύριον προτρεπτικὸς λόγος», «Exhoratrio ad martyrium», «Увещание к мученичеству».
Эту «золотую книжку» первенствующих христиан хвалят многие из древних. И, действительно, это сочинение увлекательное и назидательное, интересное и важное и для наших дней.
То, чем при чтении этого его творения Ориген нас удивляет более всего, это оказывается полнейшее его знакомство с Библией, доказательства чего дает он на каждой странице. Это как бы великолепная мозаика из хорошо подобранных мест Писания, сопоставленных искусно и все-же непринужденно, вследствие чего вся книжка представляет собою, так сказать, непрерывное истолкование оного. Различные побуждения, с которыми Ориген обращается к сердцу своих друзей, убеждая их к твердому исповеданию своей веры и возбуждая отвращение в них к отречению от Христа, Оригеном заимствованы сплошь из свящ. Писания. В дополнение к этому и форма этого творения Оригена приятна, язык отличается живостью, стиль плавностью. Все творение написано необыкновенно тепло и одушевленно. Будучи сыном мученика, жаждавшим мученичества, Ориген и мог ли писать о мученичестве иначе? Мученичество со времен самого своего детства считал он высшим счастьем человека, идеалом, высшей целью земной жизни; оттого уже в цветущие времена своей юности он стремился к мученичеству, А именно. Когда в 202 году при императоре Септимии Севере объявлено было жестокое преследование на христиан, разразившееся ужасами особенно на египетской
167
Церкви, и вместе с бесчисленным множеством других христиан заключен был в тюрьму и отец Оригена—Леонид, то семнадцатилетнего сына его, т. е. Оригена, едва могли удержать от того, чтобы он добровольно не подвергал себя опасности. Не имели для него значения и все просьбы и представления его матери, которую он однако же так любил. Удержан был он от этого шага только тем, что спрятали все его одежды, и таким образом принудили оставаться дома. Тогда горевшее любовию ко Христу сердце Оригена выразилось в письмах к отцу, которыми он убеждал его к твердости в вере и заклинал его не колебаться в ней даже из-за любви к своим домашним. Леонид, действительно, получил венец мученичества. И в мужеском своем возрасте Ориген весьма многих христиан воспламенял к мученичеству. Так, благодаря возбужденному им одушевлению пожертвовали своей жизнью за святую веру учившиеся у него в Александрийском училище и только что обратившиеся из язычества юноши: Плутарх, Гераклид, Герон, благочестивая Гераида и другие. Он посещал этих и других мучеников в тюрьмах, ободрял к твердости, неустрашимо сопровождал их даже на место казни, и сам чрез это весьма часто подвергал себя смертной опасности. Почти непонятным после этого становится, почему сам Ориген не пал уже тогда жертвой языческих преследований. Наконец, лишь в старческом возрасте (на 70-м году жизни) ему удалось испить чашу мученичества, потому что за имя Христа Иисуса он закован был в цепи, потерпел много тяжелых истязаний, и хотя и был выпущен на свободу, но вследствие их вскоре после того (254 г.) скончался в г. Тире, будучи погребен в тамошнем храме Христа Спасителя.
Так как «Увещание к мученичеству» было плодом не столько деятельности рассудка, сколько излиянием переполненного любовию ко Христу сердца, то содержание его развито не в строго логической форме.
168
и системе, почему в нем встречаются и повторения.— Ошибочных мнений Оригена в этом назидательном его творении встречается очень немного.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.