13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Образцов П., протоиерей
Образцов П., прот. Святой пророк Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении
Смоленск, 1861.
Во всех самых древнейших кодексах библии, в числе двенадцати, так называемых, малых пророков у иудеев и христиан всегда стояло пророчество с именем Обадии, или Авдия, как называется он у LXX и в Вульгате (1).
__________________
(1) Obadias trium syllabarum dictio, scribit Drusius. Nam in Hebraeo «Obadeia,» quod legi poterai Abdias, cum puncta abessent, id est, «Abedia» vel «Abedeia.» Jta sane antiqui legerunt, ut Septuaginta et alii. Parum equidem refert utio modo legatur; nisi quod Obadia magis sonat «cultorem Domini,» et Abdia, «servum Domini,» si modo «ia» in his nominibus Dominum significat. De quo dubitari meitò potest. Nam quando nomen est, quod interpretes «Dominum» reddunt, scribitur «jah» per extensam in fine litteràm; cujus rei index est punctum quod est in ventre sivé medio litterae «he.» Vid. curs, complet. t.XX, p. 793.
В св. писании упоминается несколько мужей с именем Авдия. Так, в первой книге Паралипоменон (2), при перечислении потомков Давида, упоминается об Авдие, сыне Орны. Та же книга сообщает вам, что в числе иудеев, находившихся в плену вавилонском, был и левит Авдия сын Самеа (3). Известен также Авдий вельможа и учитель народный в царствование Иосафата (4). Наконец, в числе надзирателей при возобновлении храма иерусалимского в царствование Иосии, упоминается и Авдий - левит, от сынов Мeрариных (5). Но трудно решить, - принадтежит ли кому-либо из указанных лиц, разбираемое нами, пророчество с именем Авдия. И блаж. Иероним, например, видит в пророке совсем отличное от, упомянутых лицо-именно Авдия, домостроителя Ахаава, который сохранился чистым среди
__________________
(2) III, 21.
(3) IX, 16.
(4) 2 Парал. XVII, 7.
(5) Там же XXXIV, 12. Нужно заметить, что, по еврейскому тексту, указанные нами лица имеют буквальное сходство в надписании с именем, рассматриваемого нами, св. пророка Авдия.
2
развращенного двора и скрыл сто пророков от Иезавели (6). Он думает, что Авдий родился в Ифамаре, в колене Ефремовом, и рассказывает, что его могила находилась в Севасте, или Самарии палестинской, и между прочим сообщает, что св. Апостол Павел посетил гроб пророка вместе с гробами Елисея и Иоанна Крестителя и совершил при нем множество чудес (7). Нсевдоепифаний (8) сообщает недоказанное известие, что отечеством св. пророка Авдия была земля Сихем, что родился он в селении Бетгахамар (9), и был учеником пророка Илии (10). Но чтобы приблизительно-верно определить обстоятельства жизни пророка Обадии, нужно помнить, что он писал свое пророчество в то время, как жители царства иудейского и Иерусалима на-
__________________
(6) 3 Царств XVIII, 3-16.
(7) Библ. - биограф. слов. т. 1, стр. 18; vid. ibidemcurs, complet. t. XX, p. 796.
(8) Vid. de vitis prophetarum с. XV.
(9) СелениеэтоПсевдодорофей (lib, de vit. et mort. prophet, с. 8) называетБетгахарам, Исидор (de vita et obitu sanct. c. 44.)—Бетгаккаронъ.
(10) Vid ibidem in curs. copmlet. t. XX, p. 793—4 in text. et. not. e Corn. à Lap.
3
ходились уже в плену (11), Иерусалим был уже разрушен халдеями (12), и, под владычеством их, многие граждане были уведены, и большая часть земли ханаанской взята уже была во владение идумеями (13). Следов., с полной вероятностью время пророческого служения св. Авдия можно отнести к годам от 605 до 583 пред рождеством Христовым.
Приняв такое предположение, мы таким образом находим для себя ключ к довольно верному определению и того,— кто был этот Авдий, с именем которого соединено известное небольшое пророчество на Идумею. Мы считаем себя не вправе относить пророчество Авдиево к лицу совершенно не известному, не упоминаемому в свящ. писании: такие лица, как пророки,— притом пророки с какими-нибудь определенными, и особенно письменными, предсказаниями не могли быть проходимы молчанием. И судя по времени появления Авдиева пророчества, мы можем признавать писателем его одного из двух, перечисляемых в первой книге
__________________
(11) Авд. ст. 17—21; сравн. 4 Царств. XXIV, 8—17.
(12) См. Авд. ст. 11—14.
(13) Там же ст. 20
4
Паралипоменон, Авдиев,— или Авдия- левита, пленника вавилонского (11), или же Авдия, сына Орны, внука Зерувавелева (15), как живших во время плена вавилонского. Но последний из Авдиев, вероятно, еще не родился в то время; к которому с большим вероятием мы должны относить пророчество Авдиево. И так, при отыскании писателя Авдиева пророчества мы склоняемся в пользу Авдия—левита, пленника вавилонского. Почему же писатель книги Паралипоменон ничего не заметил о пророческой длительности Авдия, так это без сомнения потому, что специальною целью его в упоминаемом нами месте было перечисление более или менее знаменитых родов еврейских, сделавшихся пленниками вавилонскими (16), — пророческая же деятельность Авдия, быть может, предполагалась всем известною.
Поводомь к написанию Авдиева пророчества по всей вероятности послужило какое-нибудь печальное для богобояз-
__________________
(14) I Парал. IX, 16
(15) Там же Ш, 21.
(16) Там же гл. IX.
5
ненного пленника известие о неприятностях, причиняемых идумеями оставшимся несчастным иудеям (17). Нужно заметить, что идумеи были народом, родственным евреям: они были потомки Исава, брата Иакова (18). Не смотря на это, начиная со времени исхода израильтян из Египта в землю ханаанскую и до времен, Маккавеев, когда случилось, разрушите царства идумейскаго, идумеи всегда находились во враждебном, отношении к Израилю (19). Они обитали в гористой стране к югу от земли ханаанской до самого Персидского залива Красного моря, занимались - торговлей (на суше посредством караванов и на море из Елафа и Гезионгевера но Красному морю), скотоводством и земледелием. С того времени, как Ахаз, царь иудейский, потерял все выгоды, приобретенные его предшественниками. они распространили свои владения до Дедана в Аравии (20), на север до
__________________
(17) См. Иезек. XXXV, 5. 11. 12. 13. XXXVI, 2. 5.
(18) Авд. ст. 6 и 8; срав. Быт. XXV, 29 — 34.
(19) Авд. ст. 4 и след.; срав. 1 Макк. V, 65; Иосиф. Флав. Древн. XII, 8. § 6; ХШ, 9. § 1. 15. § 4.
(20) Иеpем. ХLIХ, 8. 20; Иезек XXV, 13. См. также соч. Кейта: «очевидн. истин. религ. христ., выведен. из букв. исполн. пророчеств.,»— в перев. с англ. Бар. Эльснер., помещ. в ворон. епарх. ведом. № 11 -1867 г
6
Боцры в Авранитид (21); они же жили и в земле Уц (22). При взятии Иерусалима халдеями, они помогали им, злорадствуя несчастной участи иудеев, большую часть владений которых они и присвоили себе (23). Увеличение владений на счет своих соседей, естественно, возбуждало в них надменность, которая увеличивалась еще тем, что они считали себя естественным образом защищенными от всех возмо-
__________________
(21) Амос. I, 12; Иерем. XLIX, 7 см. по еврейск. тексту.
(22) См. на еврейск.:. Плач.—Иерем. IV, 21.
(23) Они проникали в это время даже до Хеврона. См. 1. Маккав. V, 65; Иезек. XXXV, 10; XXXVI, 5. Вот в этой то постоянной неприязни идумеев к иудеям без сомнения и заключается причина того,— почему эдомляне почитались у иудеев главными их противниками и почему вообще у пророков казни Божии врагам Иуды представляются казнями Эдому. См. Исаии XXXIV, 1 -5: LХШ, 1 -6 и друг, — Эдом значит красный. Это название первоначально принадлежало Исаву, .родоначальнику идумеев. Исав, как известно, получил это прозвание от того, что любимым его кушаньем была чечевица красноватого или кофейного цвета, за которую он продал и свои права первородства (см. Быт. XXV, 29 34). Впоследствии название Эдома сделалось обыкновенным названием потомков Исаковых,— как и теперь еще на восток, многие лица известны более под данным им прозванием, нежели над своим собственным именем.
7
жных нападений со стороны врагов, не говоря уже о воинственной их натуре. Дело в том, что северная часть собственной Идумеи, еще и ныне называемая Дшевал (гора), и большая часть после приобретенных владений, были весьма гористы, и в особенности изобиловали горами крутыми и каменными утесами. На них—то жители этих стран особенно любили строить свои жилища, потому что тут наилучшим образом они были защищены от вражеских нападений. Точно также поступали и идумеи, как и говорить пророк о! поселившийся на утесах скал, живущий на высотах (24),— и потому они считали себя совершенно безопасными и непобедимыми (25).
Но, говорить пророк, не надмевайся Эдом: правосудие Божие скоропостигнет и тебя,—так что и самое безопаснейшее, по видимому, место жилища твоего не спасет тебя от наказа-
__________________
(24) Авд. ст. 3. Vid. ibidem curs, complet, t. XX, p. 806.
(25) Твор. блаж. Феодор. част. четв. толк. на Авд. стр. 385 - 6. Вместо: «ты, который живешь на утесах» или! «на утесистых высотах жилище твое,» в еврейском тексте стоит собственно: «на утесистых высотах жилище его.» Такое изменение лица у ветхозаветных пророков очень обыкновенно,- см. ст. 7; Oc. II, 6; Мих I, 13; VII, 17; Аввак. Ш, 14; Софон. Ш, 7, 8, и др.
8
ния Божия. Хотя бы ты возлетел, как орел, и хотя бы среди звезд поставил гнездо свое, и оттуда низрину тебя, говорит Иегова (26)! И потом, в порыве Божественнго вдохновения пророк, созерцая будущее уже как бы прошедшее, продолжает: как же это Эдом совершенно разрушен! Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители? Но они украли бы сколько им надобно; и если бы обиратели винограда приходили к тебе, то и они оставили бы недобранное. Между тем, как обобран Исав (27)! обшарены самыя сокровенныя места его (28)! В самом деле, воры обыкновенно крадут только то, что им всего более нравится; обиратели винограда обыкновенно оставля-
__________________
(26) Авд. ст. 4 Орел летает выше всех птиц и гнездо обыкновенно вьет на самых высоких местах,— на что указывается и у Иов. XXXIX, 27. 28 (см. Плин. естеств. истор. X, 3): поэтому находящаяся здесь фраза употреблена образно вместо: держаться на совершенно укрепленном и видимо неприступном месте, где можно почитать себя вне всяких опасностей. Такой же образ встречаем и в кн. Аввак II, 9; Числ. XXIV, 21.
(27) Исав значит обросший волосами, - см, Быт. XXV, 25 - 34.
(28) Авд. ст. 5 и 6.
9
ют недобор (29); а у идумеев совершенно ничего не останется,— даже самые потаенные сокровища их будут найдены и взяты у них (30). Но кто ж его так оберет Исава? Союзники твои, Исав, отвечает пророк, до границы провожают тебя, люди, на которых ты надеялся, те — то и постараются выгнать тебя из принадлежащей тебе области; они обманывают тебя вероломством и всякими притворствами, они унижаются пред твоими начальниками, и они же, которые прежде получали от тебя жизненное пропитание, строят тебе всякого рода козни. А Исав ничего этого не замечает. Где ж были мудрецы идумейские, где; был рассудок у жителей горы Исавовой? В тот день (31),
__________________
(29) У израильтян это водилось и потому, что гак было предписано в законе Моисеевом. Второз. XXIV, 21.
(30) В этом случае пророк, без сомнения, имеет в виду бесчисленные пещеры в горах и утесах Идумеи, на которых жители ее устроили свои жилища, (отчасти даже и теперь строят) и в которых сохраняли свои самые дорогие вещи.
(31) Слово- «день» — здесь, как и вообще на языке пророческом (см. Ис. II. 12; XIII. 6. 9; Иезек. XIII. 5; XXX, 3: Иоил. I.15; Сифон. I, 7: Апок. XIII. 6: XVI. 14), употреблено с подразумеваемым при нем понятием такого дня, в который исполняется. Богом определенное и чрез пророков предвозвещенное, какое-нибудь великое распоряжение, в роде напр. казни Эдома.
10
говорить Иегова, отниму у Идумеи мудрецов, и у жителей горы Исавовой—разсудок (32). Так обыкновенно и всегда представляют пророки, как самое большое несчастье, то, что во времена тяжких испытаний в народе, по устроению Божию, не бывает в нем таких людей, которые своею прозорливостью могут отвратить общую нужду. И вот, при отсутствии -то людей, которые бы своими благоразумными советами поддерживали мужество в народе, оробеют, говорит пророк, храбрецы твои Феман (33), и погибнут
__________________
(32) Авд ст. 8 Пророк не без причины здесь указывает на отсутствие мудрых советников у Эдома -народа особенно славившегося в древности своим умом (см. Иерем. ХLIХ. 7; Варух. III. 22. 25); он хочет сказать таким образом, что и это произойдет по воле правосудного Бога,- так по крайней мере дают право толковать сие место, употребляемые в нем пророком, повторительные слова, которые, без всякого сомнения, по мысли пророка, должны придать особенную важность этому месту.
(33) Феманом назывался внук Исавов, известнейший из старейшин идумейских (см. Быт. XXXVI. 10. 11.). По нем стала называться страна, которою владели идумеи (см. Иерем. ХLIХ, 7. 10; Иезек. XXV. 13); имя ей Феман сохранялось еще во времена Евсевия и Иеронима в одном месте которое находилось пяти римских милях от Петры или Селы и имело римский гарнизон (vid. cms, compl, t. ΧX, р.
11
мужи горы Исавовои на побоище (34) За что же Бог посылает все эти тяжкие испытания и бедствия на идумеев? За обиду брата твоею Иакова, стыд покроешь тебя, Исав, на век погибнешь, говорить от лица Божия пророк (35). В тот день, когда стоял ты вблизи, в тот день, когда чужие вели в плен силу его, и иноземцы вошли во врата его (36), и брасали жеребей об Иерусалиме (37), и ты быль как один из них! Не надлежало бы тебе смотреть на несчастный день брата твоею, на день его страшнаго опус-
__________________
808). Феманитяне, как уже и заметили мы, славились большим умом и мудростью, которая обнаруживалась в особенности в нравственных изречениях (см. Иерем. ХLIХ, 7; Варух. III, 22. 25).
(34) Авд. ст. 9.
(35)—ст. 10. Уже потому что идумеи были народом, родственным израильтянам, огорчение последних против них было тем больше и продолжительнее (сравн. Иезек. XXV, 12; XXXV, 5; Иоил. IV, 4; Амос. I, 11 и друг.).
(36) Ворота употреблены здесь, как и часто употребляются в свящ. писании, вместо города (см. Второз XXI, 19 и друг.).
(37) По воинскому нраву древних, побежденные считались военнопленными и уводимы были в рабство; при дележе их победители часто бросали жеребей; также поступали они и при дележе имущества побежденных (см. Иоил IV, 3; Наум. III, 10 и друг.).
12
тошения; и не надлежало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, не надлежало бы разевать рта своего, в день, скорби. Не надлежало бы входить во врата народа Моего, в день несчастия их; не. надлежало бы смотреть и тебе на бедствие его, в день горести его; не надлежало бы простирать рук на имение его Не надлежало бы стоить на распутиях, чтобы рубить бегущих, и не надлежало бы выдавать спасшихся его в день бедствия (38). Причину такого вероломства идумеев пророк полагает в том, что они забыли о близости дня Иеговы, грядущего на все народы,— иначе сказать, опустили из виду основной догмат ветхого завета о Боге, как грозном и правосудном Судии, и за свое увлечение должны по справедливости терпеть наказание. Как ты поступал, говорить пророк, обращаясь к Исаву, так поступлено будет и с тобою; злодеяние твое обратится на твою голову. Так, по словам пророка, бывает и со всеми народами: по попущению Божию они возрастут, усилятся, но забыв о Том, по Чьей воле выдвинулись из среды других, они скоро сходят с своего политического поприща и делаются но больше как предметом истории.
__________________
(38) Авд. ст. 11—14
13
Ибо как вы пили на святой горе, Моей, говорл от лица Божия пророк идумеянам, так все, народы будут пить непрестанно; выпьют, проглотят, и будут как бы их не было (39). Между тем как, гонимые вами, иудеи, возвращены к истинному богопочитанию, и сами будут возвращены в свое отечество и придет у них все в прежний порядок,— опять они будут находить спасение в прежнем средоточии их Богослужения, в Иерусалиме, и опять получать во владение свою благословенную землю. Разница будет только B одном, — что теперь уже не будут, как прежде, вредить им идумеи, которых они до конца истребят. А на горе Сион, говорит пророк, будет уцелевшее, и будет оно святынею; и наследует дом Иакова свои наследия. Дом Икова будет огнем, дом Иосифа пламенем, а
__________________
(39) «Пить» или «испить чашу, - часто ставится образно вместо—испытывать несчастную участь, потому что чаша, наполненная опьяняющим напитком, у восточных писателей есть обыкновенный образ несчастой участи - (см. Иерем. XXV, 27 — 29; XLVIII, 26; XLIX, 12; LI, 7; Плаче IV, 21; Псал. XXI, 5; LX, 5. LXXV, 9; Исаии XXIX, 9; LI, 17; Иезек. XXIII, 31; Наум. III, 11; Аввак. II, 15. 16); также и у арабов, наприм. пить чашу погибели (см. Abulfed. Annal. I. 352. Ваг Hebaenschron. Syr. crp. 219).—Отсюда таким, образом становятся ясными места -Mф. XX. 22; XXVI, 39. 42 и друг.
14
домъ Исавов соломою (40), и сожгут их и истребят их и не будет уцелевшаго в доме Исава: ибо Иегова говорит: южные овладеют горой Исава; а жители низменности — Филистимлянами (41); и наследуют поле Ефремово, и поле Самарийское; а Вениамин Галаадския земли (42). И те первые
__________________
(40) Огонь и пламя суть обыкновенные образы разрушения посредством войны, или даже просто разрушения от чего бы то ни было (см. Амос. I, 4; Oc. VIII, 14; Ис. IX, 18: X. 16; XXVI, 11; Пром. III. 7; Числ. XXI, 28 и друг.), точно также и солома у ветхозаветных священных писателей часто встречается, как образ всего скорогибнущего, что от огня уничтожается в мгновение ока (см. Исх. XV, 7; Исаии V, 24; XXXIII, 12; XLVII, 14; Наум. I, 10; Малах. IV. 1). Выражение —«дом Иакова» означает израильтян вообще, а —«дом Иосифа» —10 колен, составлявших в частности дом Израилев. Подробнее см. об этом, ниже в тексте.
(41) Под южными здесь разумеются иудеи, которые владели полуденной страной Палестины, сопредельной, с областью идумеев. Страна эта, вследствие своего гористого положения, называлась также и горой Исавовой (vid. cuis, complet, t. XX, p. 811). Низменностью (на евр. schephelali с членом) — называется югозападный округь Палестины между горами и Средиземным морем; в нем жила часть филистимлян (vid. ibidem; сравн. Иисус. Нав. XIII, 3.).
(42) Где находился удел племени Ефремова см. Иисус. Навин. гл. XVI и XVII. Самария, - когда—то столица царства израильского (см. 3 Царств, гл. XII. XIII и след.), а
15
пленные из сынов Израиля овладеют землей ханаанской до Саретпы, а пленные из Иерусалима в Сефарад — городами полуденными (43). И как победители, войдут они на гору
__________________
во времена пророка Авдия область, населенная переселенцами из Вавилона (4 Царств. XVII, 24-41; 2 Парал. IV, 2. 9— 12; second, curs.complet. t. XX. р. 811—Cuthaeis),—находилась при подошве горы того же имени, в двух часах пути на северозапад от Сихема (compar. in cit. curs. complet.). Вениамин, как часть царства Иудина, стоить, очевидно, вместо целого, - а земли Галаадские вместо всей восточной части Палестины. Галаадом, или точнее, Гилеадом называется гора и вся область по ту сторону Иордана, в тесном смысле страна, находящаяся в соседстве с Васаном, и город в этой провинции (vid. in cit. curs. com.).
(43) Сарепта, по-еврейски Царнаф, находилась в двух с половиной часах от Сидона, на пути в Тир. Во время великой дороговизны в царстве израильскоме, она была местопребыванием пророка Илии (см. 3 Царств. XXII, 9).— Сефарад - имя неизвестной страны и неизвестного места, в котором израильтяне были в плену. LXX и арабский толковникъ нсреводят — Ефрата; халдейсий, сирский и новейшие толковники — Испания; Vulgata - Босфор; также и Иероним в своем комментарии на это место говорит, что Босфор у иудеев называется Сефарад и полагает при этом, что под ним можно разуметь всякую часть вавилонского царства, потому что на ассирийском языке сефарад значит — «граница.»
16
Сион судит гору Исавову и будет царство Иеговы (44). Это последнее предсказание св. пророка Авдия сбылось во времена Маккавеев. Еще Иуда Маккавей отнял у идумеев Хеврон на горе Иудиной (45) и Марешу, вероятно, принадлежавшую фитистимлянам (46). А Иоанн Гиркан принудил идумеев выбрать одно из двух — или переселился из земли своей, или обрезаться и принять закон Моисеев. Они выбрали последнее, и стали теперь одним народом с иудеями (47). Мало этого, даже и финикийские города, во времена Маккавеев, принадлежали иудеям (48).
__________________
(44) Авд. 17 21
(45) См. I Макков. V, 65.
(46) См. Иосиф. древн. XII, 8. § 6.
(47) Там же XIII, 9. § 1.
(48) Там же XIII, 15. §4. В дальнейшей судьбе своей Идумея еще более поразительно наглядно доказывает исполнение на ней Божественных предопределений. И замечательно, что первое новейшее свидетельство, которое показало, как исполнялся тягчайший и безвозвратный приговор суда Божия над землею Эдомскою, - было свидетельство рационалиста Вольнея. «Эта страна, говорить он, не была посещаема никаким путешественником, но она, без всякого сомнения, заслуживает такого внимания: ибо по рассказам арабов Бакира и жителей Газы, которые часто отправляются в
17
Конечно, успокоительно было пленникам вавилонским, к которым писал, свои вдохновенные речи св. Авдий, услышат о праведном суде Божием на коварных, злорадотвснных идумеев и об облегчении их собственной злосчастной участи. Но не на этом главным образом обосновывались заветные думы, всегдашние надежды и желания иудеев: учреждение вожделенной всемирной теократии под владычеством, обетованного
__________________
Моан и Карак, по дороге богомольцев, есть на юго-востоке от Асфальтового озера, в расстоянии трехдневного путешествия, болеe тридцати разоренных и покинутых городов. Некоторые из них имеют большие здания, с колоннами, которые, может быть, принадлежали древним храмам, или, по крайней мере, греческим церквам. Аравитяне иногда употребляют их для загона в них своего скота; но вообще избегают их по причине огромных скорпионов, коими они кишат. Мы не должны удивляться этим следам древнего народонаселения, если припомним, что это была страна наботеян, самых могущественных аравитян, и идумейцев, которые, во время разрушения Иepyсалима, были почти столько же многочисленны, как евреи, что явствует из свидетельства Иосифа Флавия, который уверяет, что, по первой молве о походе Тита против Иерусалима, собралось тотчас тридцать тысяч идумейцев, которые бросились в этот город для его защиты. Кажется, что эти области, наслаждаясь выгодами довольно сносного правления, принимали, кроме того, значительное участие в торговле с Аравией и
18
Богом и давно ожидаемого, Мессии, вот что составляло утеху Израилеву. Отсюда и самые победы над врагами служили для удеев не больше, как счастливым предзнаменованием, или лучше, залогом несомненного исполнения их надежд касательно блаженного царства Мессии. Если исполнялась одна часть пророчеств, то было ли действительно какое-либо основание хоть сколько-нибудь сомневаться в исполнении другой? А предвозвещение пророками счастливых времен владычества Мессии непосредственно за предсказаниями величайших каз-
__________________
Индией, которая увеличила их промышленность и народонаселение. Мы знаем, что во времена Соломона города Астиум — Габер ( Гезионгевер или Эзион Габер) и Айла (Элат) были рынки с многочисленными посетителями. Эти города лежали при смежном Заливе Чермного моря, где мы до сих пор находим последний из них, еще удержавший свое имя, и, может быть, первый - в Эль —Акабе, или в конце моря. Эти два места находятся в руках Бедуинов, которые, не владея кораблем и не ведя торговли, не живут в них. Но богомольцы рассказывают, что в Эль — Акабе, есть плохая крепостца (она находится теперь во владении паши египетского). Идумейцы, от коих евреи отнимали по временам только гавани, должны были находить в них большой источник богатства и народонаселения. Кажется даже, что идумейцы соперничали с тирянами, которые также владели ropoдοм, имя коего неизвестно, на берегу Геджаса, в степи Ти, и городом Фараном и, без сомнения, Эль-Тор-
19
ней, даже близкой погибели, не оставляет места сомнению и в том, что иуде правы были, понимая таким образом главную мысль пророческих предсказаний: для нас теперь конечно может поручиться за это и самое дело, буквально сходное с пророчествами о нем. Но так как, с другой стороны, пророки переводили мысль современников в область будущих благодатных времен всемирного царства Божия при помощи разоблачения внутренней стороны тогдашних событий; то, естественно, по мере разнообразия этих событий, все новые и новые стороны раскрывались и в этом царстве,— и чем ближе становилось наступление этого царства, тем оно, разумеется, рельефнее очерчивалось в совокупности-то взятых пророческих речах людей Божиих.
Таким образом, приноровляясь к современным обстоятельствам, св. Авдий пророчествует о соединении в одно государство, разделенных доселе, царств иудейского и из-
__________________
том, который служил ему иногда гаванью. От этого места караваны могли доходить до Палестины и до Иудеи (чрез Идумею) в течение осьми или девяти дней. Это дорога, которая не дальше, как от Суеца до Каира, и несравненно короче, нежели дорога от Алеппо до Боссоры. Voluey’s Travels, vol. II. pp. 341 —346.
20
раильского; указывает на вторичное завоевание ханаанской земли и на спокойное обладание ею, как наследием Божиим в духовном смысле (50). Какая связь всех этих предсказаний св. пророка Авдия с будущими благодатными временами всемирного царства Божия (51), понять не трудно, если мы вспомним, что самый зародыш разделения еврейского народа на два царства скрывался не в чем ином, как во взаимном соревновании двух сильнейших колен израильских — Иудина и Ефремова — в отношении к влиянию на прочия колена. Колено Иудино было из всех многочисленнейшее (52), и потому, естественно, в войнах, напр. при Моисее и Иисусе Навине, отличалось пред прочими (53); а вследствие этого и получило значительно больший участок сравнительно с другими в земле обетованной. Но и колено Ефремово, не смотря на то, что оно было по своей численности значительно меньше Иудина, однако ж, очень скоро приобрело большое влияние. Причина возвышения колена Ефре-
__________________
(50) Авд. ст. 19-21.
(51) Сравн. Исаи XI, 13; Иезек. XXXVII, 15; Oc. II, 2 и друг.
(52) Числ. I, 25.
(53) Там же XIII, 9.
21
мова прежде всего, конечно, заключалась в том, что из него происходил Иисус Навин; далее, среди его, в Силоме, несколько времени стояла скиния (54); наконец, оно оказало всему народу услугу некоторыми воинскими подвигами, именно истреблением Мадианитян. И чем более возрастала от этого гордость в колене Ефремовом, тем оно, разумеется, с большею завистью стало смотреть на процветание соседнего колена Иудина. Еще Саулу, происходившему из колена Вениаминова, оно покорилось наравне с другими коленами, -но, но смерти его, с прочими десятью коленами оно успело взять верх, обратилось к Иевосфею (Исбосефу), чтобы не покориться происшедшему из колена Иудина Давиду. Правда, и теперь еще оно уступило, но уже в это царствование, при каждом случае, возбуждались его — неудовольствие и щекотливость (55),— прочие же колена всегда держали его сторону, усвояя при этом себе и непременно с ним имя Израиля, и исключая из этого общего имени колено Иудино. Это почетное национальное имя десять колен, вследствие
__________________
(54) Тис. Нав. XVIII, I; 1 Царств. IV, 3.
(55) 2 Царств. XIX, 41; XX, 2.
22
своего большинства, навсегда потом удержали за собою, предоставив колену Иудину называться своим, частным именем, от своего родоначальника (56). Это случилось при преемнике Соломоновом, которого они не хотели признать своим царем иначе, как только под условием, чтобы с них сняты били тяжелые налоги, которыми, по их словам, обременил их отец его (57). Так как неблагоразумный Ровоам (Rehabeam) не внял, в это время, их требованию, — то десять колен отделились от двух колен, Иудина и Вениаминова, и образовали свое царство, которое обыкновенно и называется израильскими но от сильнейшего из десяти колен часто называемся и Ефремовым, а иногда Иософовым (58); а царство, составившееся из двух остальных колен, стало называться по имени большего из них, Иудиным. Царем новообразованного царства израильского, по усмотрению Божию, быль избрана ефремлянин Иеровоам, который еще в царствование Соломона получил предъизвещение об этом чрез пророка Ахию Силонитянина: приими себе, десять жребий, сказал пророк, в виду будущего царя раздравший одежду свою на части по числу колен израильских
__________________
(56) 3 Царств, гл XII.
(57)2 Парал. X, 1 -XI, 4; 3 Царств. XII. 1 -24.
(58) Напр. Амос. V, 6 и друг.
23
и десять из них отдавая Иеровоаму, яко тако глаголет 1'осподь Бог Израилев: се Аз, отторгаю царство из руки Соломони, и дам ти хоругвей десять (59). Израиль не воз чувствовать однако ж вполне значения той милости, какую послал ему Господь с разделением царства и охотно исполнял волю царя— не ходить более в Иерусалим для поклонения Богу истинному, а приносить свои жертвы золотым тельцам, которых вылил Иеровоам и поставил в воздвигнутых им алтарях на двух противоположных границах царства израильского, — в городах Вефиль и Дане. Естественным и неизбежным следствием таково хода дел, разумеется, было то, что, вместо ожидаемого облегчения и успокоения, начался теперь для еврейского народа беспрерывный ряд бедствий, взаимные междуусобные войны, ослабление естественных сил для защиты против иноплеменных врагов, разделение гражданских интересов и общая погибель. Но всеблагий Господь и самое, по видимому, зло направляет ко благу человека: путем тяжких испытаний и бедствий, при содействии при этом еще св. Божиих пророков, должен был постепенно очищаться плотское взгляд
__________________
(59) 3 Царств. XI, 31.
24
евреев на будущее всемирное царство Божие—не как на царство могущественно-политическое, а как, на царство духовное и благодатное, в полном смысле царство Божие, к которому прежде всего будут призваны потомки Иакова и уже от них и преимущественно чрез них оно распространится по всей земле. Приблизиться к подобному взгляду сынам Израиля было не трудно: они видели как постепенно приближалось к концу и наконец совсем окончилось их политическое существование, а между тем пророки но прежнему и даже еще с большею ясностью предсказывали соединение евреев в одно целое. Нужно было быть умственно-слепым, чтобы не понять истинного смысла их предсказаний (60).
В приложении к св. пророку Авдию мысль эта тем справедливее, что иначе трудно было бы понять и всю предшедствующую речь пророка и особенно то место, где он говорит, что на горе Сион будет уцелевшее, и будешь оно святынею (61). Гора Сион, важнейшая часть Иерусалима,
__________________
(60) Сравн. Ос. IÍ. 2. Vidibidemcurs. complet. sacr. script, t. XX. p. 803--812.
(61) Ст. *7.
25
очевидно, здесь употреблена пророком в значении средоточия истинного Богослужения; от сего должно было зависать спасение Израиля: потому что, только под условием почитания одного истинного Бога, можно достигнуть его. Но подзаконный человек, как человек греха (62), не имел лично права на дерзновение пред Богом: посредствующим началом для него, в этом случае, служила вера в обетованного Искупителя. Елика закон глаголет, сущим в законе, глаголет, говорить св. Апостол Павел: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним: законом бо познание греха. Правда же Божия верою Иисус Христовою. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона (63). Вот здесь — то и заключается причина того, почему Апостол говорить, что — сын бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей (64).
Другое основание к подобному пониманию пророка заключается в том, что спасение, предсказываемое Авдием иуде-
__________________
(62) Пс. L, 7.
(63) Римл. III, 19. 20. 22.; IV, 6.
(64) Евр. X, 1.
26
ям, представляется как бы переходящим от иудеев и к другим народам. А это черта, характеризующая уже новозаветные времена — благодати и свободы, а не ветхозаветного — рабства и закона. Каждый народ во времена до—христианские знал только свое собственное прошлое, был исключительно замкнут в себе, —и иудейский народ разнился в этом случай от других только тем, что, под влиянием библейских сказаний, не терял из виду своего общего к ним отношения, но в существе дела все-таки стоял отдельно от других народов (65). Отцы наши, говорила жена —самарянка в беседе своей с Иисусом Христом, в горе сей, указывая на Гаризим (65), поклонишася: и вы (евреи) глаголете, яко во Иерусалимех есть место. идеже кланятися подобает (67). В горе же Сиони, говорить пророк, будет спасение, и будет свята; «потому что, по толкованию блаж. Феодорита, иудеев, соделавшихся пленника-
__________________
(65) См. христ. чтен. 1863 г. сентябрь, стр. 11-12.
(66) На горе Гаризим в это время виднелись еще развалины храма, построенного при Александре Македонском Санаваллетом, и разрушенного Гирканом. См. Свящ. Истор. нов. зав. прот. М. Богосл. II. 5., стр. 30.
(67) Иоан. IV, 20.
27
ми, возвращу, и восставлю снятой храм. А вместе предвозвещает пророк и спасение всем человекам, совершенное в Сионе, и на целую вселенную излившееся оттуда освящение спасительным крестом» (68). Так изъясняет это место и блаж. Августин (69): гора Сион по его толкованию означает Иудею, в которой имеет быть возвещено спасение и которая будет свята во Христе Иисусе. А от горы Сиони взыдут спасаемии, еже отмстити гору Исавлю: и будет царство Господеви (70). Под горою Исавлею, или Идумееи, по изъяснению того же учителя Церкви, разумеется у пророка вся Церковь от язык, которую утвердили спасаемии от горы Сиони, т. е., Апостолы— провозвестники Евангелия всему миру, — стало царство Господеви. Правда, предсказание это, прибавляет блаж. Августин, было не совсем понятно до тех пор, пока не исполнилось; но после того как факт совершился, кто отвергнет, что не этот именно
__________________
(68) Твор. св. отц. в русск. пер. т. XXIX, —твор. блаж. Феодор., еписк. кирск.— толков. на прор. Авдия. ст. 17., стр. 391.
(69) Libio 18. de civitate Dei, cap. 31.
(70) Авд. ст. 24.
28
факт предвозвещал и пророк,» — тем больше, что событие так сходно с предсказанием о нем (71)?
Что же касается до того, почему пророчество св. Авдия, не смотря на то, что он жил так поздно, поставлено в каноне прежде Михея и других пророков, живших ранее его; то к этому собирателя, вероятно, побудило то обстоятельство, что к концу пророческих речей Амоса говорится о покорении идумеев израильтянами— только кратко и, следовательно, пространнейшее пророчество о том же предмете Авдия- поставить, здесь представлялось, как нельзя больше, кстати.
Изложение Авдия картинно и возвышенно. Блаженный Иероним говорит об этом пророке: propheta paivus supputatione versuum, nonsensuum» (72).
Память св. пророка Авдия празднуется Церковью 19 ноября.
П. Образцов.
__________________
(7l) Vid. curs complet. t. XX, in Abd. comment., p. 805
(72) Cм. библейск.--биограф. словар. т. I, стр. 19.
29
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.