Поиск авторов по алфавиту

Автор:Филарет (Гумилевский), архиепископ

Введение

ВВЕДЕНИЕ.

§ 1.  Понятие об отцах церкви.

Чтобы составить себе понятие о том, что такое историческое учение обе отцах церкви, надлежит наперед составить понятие о самых отцах церкви.

С первого взгляда понятно, что наименование отца в учении об отцах церкви—наименование не собственное. Еще в глубокой древности почтительное наименование отца давали наставникам и учителям метины, и это значило более, нежели одну почесть. Сим выражали то, что как обыкновенный сын одолжен обыкновенному отцу жизнью физическою, достойный ученик достойному учителю одолжен бывает рождением для жизни достойной человека, образованием высших сил души; сим вместе выражали и образ взаимных отношений учителя и ученика: учитель называл ученика сыном,—это был голос души искренней и любящей; ученик называл учителя отцом и выражал тем покорную доверенность к учителю, ту доверенность, под условием которой совершается самое образование ученика. Эти названия слышим мы в ветхозаветном откровении: Отче, Отче взывает Елисей к удаляющемуся на небо пророку—учителю (4 Цар. 2.12). Там известны вам сыны пророческие—ученики пророков. (4 Цар. 4, 1. 14. 2, 5. 7. 15. 4, 38.). С особенною полнотой выражает глубокомысленное значение отца и сына Премудрость Божия у Соломона: Сыне, аще приим глагол моея заповеди, скрыты в себе, послушает премудрости Твое ухо и приложите сердце твое к разуму: тогда уразумевши страх Господень и познание Божие обрящеши (Прит. 2, 1. 2. 5. сл. 3, 1.).

Такое употребление наименования отца и сына принято и в церкви христианской и принято в полной чистоте и обширности значения, так как мысли и чувствования, соединявшиеся с теми названиями, более, нежели где-либо, освящаются в Христианстве.

ΙΙΙ

 

ΙV

Υιὸς δὲ πᾶς παιδευόμενος καθ υπακοὴν τοῦ παιδεύοντος «сын есть всякий тот, кто учится с покорностью учителю», так говорит Климент александрийский 1).

Соединяя такое понятие об отце, наг учителе с мыслью о церкви Христианской, получаем понятие об отце, как о наставнике Христовой церкви. Церковь Христова есть царство истины и святости, основанное Христом Господом и силою Св. Духа, действующего чрез избранных своих, всегда живое в членах своих (1 Петр. 2, 4. 5. 2 Кор. 6, 8. 1 Тим. 8, 13. Ефес. 2, 20—22); а высокая честь быть набранными орудиями Духа Божия предоставлена отцам церкви. Так, отец церкви есть тот, кто учит и образует под влиянием Духа Божия, по правилам, данным церкви Духом Св. В ряду великих действователей — отцов Апостолы Христовы без сомнения занимают первое место и Ап. Павел сам именовал себя отцом церкви коринфской: аще бо и многи пестуны имаme о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовестием аз вы родих. (1 Кор. 4, 15.) 2). Но Апостолы не только устрояли наставлениями живые храмы живого Бога в сердцах современников, но их наставления по тому самому» что были непосредственною волею Христа и сами они находились под особенным управлением Духа Утешителя, составляют непреложные закон для всей церкви Христовой; посему и составляют они особенный, высший, разряд действователей,—с особенным именем посланников Христовых— Апостолов» (Ефес. 4, 11. 1 Кор. 12, 28). Отцами же церкви Христианской собственно именуются следовавшие за Апостолами учители церкви, оставившие последующим временам свои писания с силою возрождать духовных чад о Христе; это те преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям, богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение. О таком значении отца говорит между прочими мудрый Василий в., когда находит в Христианстве духовных отцов (πατέρες πνευματικοί) и говорит: «кто восприемлет от кого-либо образ благочестия, тот как бы образуется. (διαπλάττεται) им 3).

1) Strom, 1, 1.

2) Св. Ириней также называл Апостолов отцами (adv. haer. lib. 3. с. I).

3) Op. T. 1 p. 150 и здесь же τέκνον ἐστὶ πνευματικὸν τοῦ διδασκάλȣ ο μαθητής Τ. 3. р. 308.

 

 

V

 

§ 2. Частные свойства отцов церкви: по отношению к уму—христианская образованность.

В общем понятии об отцах церкви нетрудно различать частные черты их. Так как отцы церкви должны рождать и воспитывать для истины Христовой чад, или что тоже, возводит людей на высшую степень духовного образования: то это показывает, что в них самих необходимо предполагается высшая степень духовной образованности, что они обладают тем духом, который должны сообщать другим, в большей мере. Спаситель сравнивает как Апостолов, так и преемников их с светом, которым должен освещаться мир. (Матф. 5, 14). Как же без ясного знания веры Христовой, без способов к тому, чтобы отвечать всякому вопрошающему о вере, могли бы отцы церкви быть таким светом? Знания, приобретенные частным человеком из опыта своего и только для себя самого, могут быть сколько-нибудь достаточны для собственного его спасения: но для того, чтобы руководствовать к истине Христовой целые тысячи, надобно иметь много сведений, много читать и много размышлять (1 Тим. 4, 13—16). Впрочем, образованность, какую естественно предполагать в отце церкви, должна собственно относиться к делу истины Христовой. Совершенно вопреки понятию об отцах церкви поступили бы, когда бы стали смотреть на них, только как на литераторов, упуская из внимания силу Христианского духа: у проповедников креста Христова сила не в слове, а в духе; если есть сила духа, если есть ум близкий к уму Христову: то несомненный знак, что такой ум—ум отца церкви. (2 Тим. 3, 14—17). Обширность и твердость знаний для изучающего истину Христову естественна более, нежели для кого-либо другого: но только в том смысле, что изучает он истину Христову (2 Тим. 3, 7). Так и Св. Кирилл алекс. указывает отцов в тех мужах церкви, которые «всеми славятся за правоту и твердость догматов» 4). Письменные произведения заключают в себе дух учителя и сим то духом возрождаются для церкви чада не одного, а разных времен. Без них последующие времена теряют из вида значение лица, как отца церкви. Пусть пример жизни, пусть устное наставление с силою действуют на современников; во для потомства последнее бывает потерянным сокровищем и первого никакое жизнеописание не пе-

4) Apol. ad orient. de anathem. 8 Op. T. 2. p. 73.

 

 

VI

редаст в таком виде, чтобы выражен был дух наставника со всею полнотой и точностью, притом пример представляет вниманию только частные мысли и правила. Таким образом необходимою принадлежностью отца церкви служит духовная образованность ума, обнаруживающаяся в письменных произведениях.

 

§ 3. По отношению к воле—святость.

Нельзя отделять от мысли об отце церкви и мысли о муже святой жизни. Чистота разумения истины находится в связи с чистотой жизни. Чистые сердцем зрят Господа. А учитель живой истины Христовой, по свойству самой истины, должен быть примером жизни одушевленной истиною. Нельзя быть и тому, чтобы в таких лицах, каковы отцы церкви, пример жизни оставался без влияния на успех истины. (Мат. 5, 13). К тому же надобно любит истину, чтобы преподавать истину во всей ее чистоте: в ком не достает искренности в отношении к истине, кто не в состоянии жертвовать для истины ничем: тот конечно не замедлит оскорбить истину, когда, или надобно терпеть скорбь за истину, или, когда можно приобрести что-нибудь в пользу страстей любимых; сердце человеческое-лукаво; надобно много трудиться над собою, чтобы не дозволять тайной страсти произносить решение о том или другом предмете. Апостольский дух таков: «мы наставляем не по мечтательному самообольщению, не по нечистым побуждениям и не с лукавством; Тако глаголему не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша. (1 Сол. 2, 3. 4.); а дух апостольский должен по возможности выражаться и в преемниках апостольских, каковы отцы церкви (2 Тим. 2, 3—5. 15. 1 Тим. 4, 12.) «Ни гонения, ни мучения, ни угрозы императоров, но жестокость правителей и никакое другое бедствие и насилие со стороны еретиков не могут отклонить нас от православной веры, определенной на Никейском соборе, коему следовать советуем вам и. всем верующим»: так писали отцы первого вселенского собора западным епископам 5). Таков общий характер отцов церкви!

 

§ 4. Духовное помазание и ограничения его.

Если соединим ту и другую принадлежность отцов церкви и духовное просвещение, и духовную жизнь в одном и том же

5) Феодорит ц. и. кн. 5. гл. 9.

 

 

VII

лице: то само собой отрывается еще новая черта отцов церкви — обитание в них Духа Божия. Без благодати Духа Утешителя не может быть в падшем человеке ни духовного просвещения, ни жизни духовной. Следов. если в отце церкви должны быть и духовное просвещение, и жизнь святая: то необходимо должно быть и помазание Духа. Так и церковь называет отцов божественными, богоносными, богомудрыми, богоглаголивыми 6). Правда, одни пророки и Апостолы были под таким непосредственным влиянием Духа Божия, что не сами они глаголали, а Дух Отца небесного глаголал в них, и от того писания их—писания—боговдохновенные. (Мат. 10, 20. 2 Петр. 1. 20. 21.) Но Бог, говорит Апостол, поставив в церкви, во-первых, Апостолов и пророков, поставил за тем пастырей и учителей (1 Кор. 12, 28. Еф. 4, 11.) Значит, учители церкви также находятся под управлением Духа Божия, действующего для созидания тела Христова. Только несомненно, что степень, какую, по показанию Апостола, занимают учители церкви в области, освещаемой Духом Божиим, есть степень низшая в сравнении с степенью апостольскою. Учение апостольское, объясненное опытами истории, показывает, что духовное просвещение учителей церкви подлежало зависимости от их личных свойств и дарований и умножалось в душах их по мере преспеяния в жизни духовной (2 Тим. 1, 6. 3. 14.); пребывая в любви, они пребывали в Боге, и, очищаясь деятельною любовью, становились жилищем Божиим (1 Иоан. 4, 16). Обитание в них Духа Св. иногда обнаруживалось даже необыкновенными знамениями, но никогда не было преобладающим, как к Апостолах, а всегда оставалось в свази с нравственным их состоянием.

 

§ 5. а) Отношение отцов в св. Писанию.

Ни высокое просвещение ума, ни высокий качества сердца сами по себе, как собственность сына Адамова, не избавляют самых высоких людей от мнений, обыкновенно возникающих из немощной природы человеческой, и потому не всегда согласных с истиною. Отселе высшим судилищем для дознания несомненной верности мыслей отцов церкви остается Слово Божие. Оно, как Слово Божие, а не человеческое, немерцающий светильник путей человеческих, всегда верный учитель истины (2 Петр.

6) Св. службы в нед. св. отцов, в нед. отцов вселн. соборов.

 

 

VIII

1, 12); оно, как Слово Божие, всегда имеет право на то, чтобы быть высшим судиею всех мыслей человеческих. Оно, как глагол Божий к людям, верно изображает и неизменно сохраняет благую и спасительную волю Божию о людях. Отселе отцы церкви и сами поверяли свои мысли Словом Божиим, и заповедали другим поверять их тем же Словом Божиим. «И мне не верь, говорил Св. Кирилл иерусалимский, когда говорю тебе просто, когда не будешь иметь доказательств на слова мои из Писания; ибо твердость нашей веры зависит не от слов отборных, а от доказательств из Писания» 7). Св. Златоуст поучал: «если бы и мертвый восстал, если бы и ангел сшел с неба: более всего надобно верить Писанию; ибо оно устроено Господом ангелов, Господом мертвых и живых» 8). Так учили Василий в. 9), Григорий нисский 10), Августин 11) и другие 12).

7) Кирил. Оглаш. 4 стр. 37.

8) Златоуст 4 Бес. о Лазаре. Тоже он в объяснении 99-го псал.

9) Василий в. поверял мысли Григория чудотворца и Дионисия александр. и писал: «должно писаниями поверять то, что говорят учители и согласное с писанием принимать, а несогласное отвергать и всячески отвращаться тех, которые держатся такового учения». (Подвижв. соч. о вере).

10) Св. Григорий нисский: «писания Василия—редкость и не уступают никаким памятникам, кроме Нового Завета, который написан под руководством Духа Божия». На Шестоднев; сл. на псалмы тракт. 10.

11) Августин: «я научился только книгам Св. Писания отдавать ту честь, чтобы мерить в непогрешимость их, другие же книги читаю я с того мыслью, что как бы святу и учительны ни были сочинители их, не потому одному считаю за истину, что они так думали и писали». Ер. ХVIII ad Hieronymum с. 1. n. 3. Он же писал: «Кто не знает, что Св. Писание каноническое столько предпочитается всем последующим писаниям епископов, что о нем совершенно неуместны споры и сомнения,—верно ли, право ли то, что, как признано, находится в нем? А послания епископов, если в них есть какое-либо уклонение от истины, дозволительно обличать словом более мудрым, большею важностью других епископов, соборами…  Самые полные соборы (plenaria) прежнего времени исправляются последующими, когда опытом вещей открывают то, что было сокрыто и дознают таившееся дотоле,—без споров зависти, с смирением святым, в мире всеобщем, с любовью христианскою». De baptismo cont. Donatistas 2, 3.

12) Св. Амвросий Ер. 47. Т. 3. р, 152. П. Фотий в письме к аквилейскому архиепископу: «Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих отцов частью неточно выражаться (τὰ μὲν παραφθέγξασθαι), частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они… Если же иные и говорили не точно (καραφθέγξαντο), или по неизвестной для нас причине уклонились даже от мути, но исследований не было, и никто не вызывал их к дознанию истины: мы оставляем их в числе отцов точно также, как бы и не говорили они того, остав-

 

 

IX

После сего понятно, что самое служение отцов церкви людям в том и состоит, что они объясняют Слово Божие в подлинном его виде, а не открывают истин неизвестных Слову Божию. Понятно и то, что духовное помазание отцов церкви не может не соразмеряться с верностью учения их св. Писанию: напротив, чем глубже проникается душа того или другого учителя духом наставлений Божиих, учением Духа Утешителя, тем обильнее является в ней духовное помазание.

 

§ 6. б) Отношение к церкви.

Сколько странно было бы, если бы кто, именуясь отцом церкви, воспитывал детей таких, которых нельзя было бы назвать чадами церкви: столько же, по самому понятию о церкви, необходимо предполагать в отце церкви зависимость его от церкви. Церковь, потому самому, что живет Духом Божиим и основана на учении Пророков и Апостолов, становится судиею над принадлежащими к ней. Внимательная к Слову Божию, она опытами веков дознает смысл Слова Божия и следовательно она в состоянии произносить суд о дарованиях и произведениях ума учителей церкви.—Внимательная к изволению Духа Божия, она признает святость того или другого лица, когда видит изволение на то Духа Божия, а не изволение людей и следовательно голос ее—верный свидетель о нравственных качествах учителя церкви. — Таким образом внутреннее общение учители церкви с церковью Христовою, — общение по вере и жизни, — составляет принадлежность отца церкви. Иначе сказать дополнительною чертою отца церкви служит признание его за отца церкви со стороны церкви, признание, основанное на удостоверении Духа Божия. Так никакого нет сомнения для вас, что в числе отцов церкви состоять все те учители церкви, которые признаны церковью за угодников Божиих по удостоверению в том Господа. Напротив, отзывы частных лиц о достоинстве учителей, при всей важности свидетелей, не могут иметь неизменной силы для всех случаев. Такие одобрения церковным лицам, показывая в них некоторые добрые качества, не всегда исключают недостатки, неприличные высокой личности отца церкви. Пятый вселенский собор говорит: «Не поможет нечестивым

ляем частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях, но не следуем тем словам их, где погрешили они».

 

 

X

(защитникам лжи), если случится, что некоторые написали что-нибудь в их пользу. И св. Василий писал нечто подобное об Аполлинарие, но тем не освободил его от осуждения» 13). Так и 2-е правило 6-го вселенского собора одобряет Феофила и Тимофея александрийских, только как учителей благочиния церковного. Но известно, сколько немощи Феофила нанесли бед св. Церкви, по делу Святителя Златоустого, и ни он, ни Тимофей не признаны церковью в числе святых. Если же говорим мы, что для достоинства отца церкви необходимо признание его в сем звании со стороны церкви: то такого признания не ограничиваем одними календарями греческой или славянской церкви, так как неполнота их очень известна. В греческом календаре нет св. Иллария поатьерского: но и жизнь, и писания его, и отзывы истории, в том числе и отзыв 5 вселенск. Собора 14), поставляют его в число великих отцов церкви. Потому, при вопросе о признании того или другого лица церковью за отца церкви, надобно справляться не только с календарями греческим, римским, коптским, сирским, но и со всеми памятниками церкви.

 

§ 7. Отеческий период; разность отцов и отличие их от других лиц.

Можно ли назначить предел, далее которого не простиралось бы существование отцов церкви? Если какой-либо может быть назначен: то только тот, которым окончится существование воинствующей церкви Христовой; другого же предела не было и быть не может. Св. Дух всегда обитает в церкви, всегда просвещает умы и сердца верующих, всегда действует в избранных мужах, смотра по нуждам времени. Потому и вера одна и учение одно, как у древних учителей, так и у самых новых. «Время, говорит св. Афанасий, не делает никакого различия между нашими учителями; древнейшие нисколько не важнее позднейших: все

13) Labbaei Concil. T. 5. р. 489.

14) В третьем заседании пятый вселен. собор говорил: «Мы следуем во всем св. отцам и учителям церкви: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову, Григорию нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну констант., Кириллу, Льву, Проклу. Принимаем все что предложили они о правой вере, в осуждение еретиков. Принимаем и других святых и православных отцов, которые в святой Божией Церкви непорочно проповедовали правую веру до конца жизни». Labbaei Concil. T. 5. р. 485.

 

 

XI

они равно отцы» 15).—Как церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд церкви избранные орудия Духа Божия. Позволяя действовать в мире духу мира, Дух Божий попускает сему духу изменять цели и средства его; но вместе посылает сильную помощь свою соответственно нуждам времени. Его силою свойство и дарование избранных мужей в скорбях времени очищаются и улучшаются, получают образование соответственное времени и те стороны преданной церкви истины, которые, по нападениям духа времени, требуют более ясного изложения и более ощутительной твердости, получают то и другое трудами избранных учителей церкви. Таким образом во всех веках могут быть мужи с качествами необходимыми для отцов церкви и мнения людские, назначающие то шестой, то тринадцатый век (*), не имеют основания себе в предмете.

Все ли однако отцы церкви украшены были одинаковыми преимуществами? Конечно все они действовали под влиянием одного и того же духа и излагали одну и туже истину Христову. Но Дух Божий действовал в избранных своих с одной стороны по мере нужд церкви, с другой—по расположениям учителей. Отселе не могли не произойти разности между отцами церкви. Первые времена христианства отличаются особенным обилием даров духовных. И учители тех времен имели за собою преимущество, которого не имели другие,—близость к боговдохновенным проповедникам истины.—В последующие времена Дух Божий сообщал дары свои не в такой мере; опыт предшествовавших веков соделался наставником для последующих и естественные пособия разума послушного вере стали более нужны. Дух Божий, не действуя ни в ком непреодолимо и ни в ком не уничтожая личных сил и дарований, как всегда, так особенно во времена, следовавшие за первыми временами христианства, предоставлял мере преспеяния в жизни духовной и мере просвещения ума пособиями различными быть мерою личной важности того или другого учителя. Отселе случалось, что в одно и тоже время являлись многие великие мужи церкви; но один из них был велик в одном отношении, другой—в ином; один имел в особенном обилие такие сведения, каких не было в другом и третьем. По

15) Ep. de Conc. Rimin. р. 757.

(*) Шестой век назначали пределом отцов протестанты, а 18 в.—паписты.

 

 

XII

этим-то качествам различали отцов церкви и современники их и века последующие.

По существенным чертам высокой отеческой личности можем мы узнавать в том или другом лице отца церкви и отличать отцов церкви от других лиц, более или менее уважаемых в истории. Так как самая существенная черта в лице отца церкви есть являющаяся не для современников только, а и для веков последующих, сила слова его возрождающая к духовной жизни: то странно было бы видеть в числе отцов церкви тех, которые не оставили никакого писания сильного для возрождения к духовной жизни 16). С другой стороны, те древние учители, в которых история не отличила никаких особенных добродетелей, а писания не показывают близости ума их к уму Христову, по справедливости должны быть названы только церковными писателями, но не отцами церкви. Их писания могут иметь важность, как свидетельства о мыслях церкви того или другого времени: но недостатки в чистоте жизни и в чистоте ума показывают, что как сами они не вполне возрождены были для духовной жизни, так мало способны они отраждать других для той же жизни. Впрочем не надобно забывать, что в отношении к некоторым лицам церкви еще не довольно прошло времени для того, чтобы узнать волю Божию о них, прославляющую святых своих по своему усмотрению. Потому, если высокие качества известных лиц, их высокая образованность и подвижническая жизнь, не подлежат сомнению и они пользуются уважением церкви, хотя и не в числе святых: то, не дозволим себе без воли Духа Божия называть их св. отцами, должны мы признавать их знаменитейшими учителями церкви, иначе, следуя примеру церкви, должны называть их блаженными учителями, блаженными отцами и ставить в след за св. отцами.—Таковы напр. П. Фотий, Феофилакт болгарский, Марк ефесский.

16) Эту странность видим у Пермаведера. Он ставит в числе отцов многих пап 4—7 в. напр. Сириция, Иоанна I, Вонифатия, Симплиция (Patrologia P. 1. р. 20. 22. 29. 30. 33), тогда как они едва ли умели и писать. Он же относит к писателям церковным, но не к отцам, св. Софрония II, ор. Феофана, св. Никифора II. Эти странности зависят от того, что не принимают на себя труда c точностью определить существенные черты отцов церкви.

 

 

XIII

 

§ 8. Учение об отцах церкви; частные предметы его: жизнь отцов, обзор сочинений.

Составив таким образом понятие о предмете, которым должно заниматься историческое учение об отцах церкви, легко составим понятие о самом учении. Историческое учение об отцах церкви предлагает сведения о тех преемниках апостольского звания, которые, по дарованиям богопросвещенного ума, могли, и, по благодатной чистоте души, хотели предложить и предложили в писаниях своих христианское учение.

Первый частный предмет этого учения, иначе называемого Патристикою, — жизнь отца. Жизнью писателя объясняются писания его: внешние обстоятельства и внутренние расположения сочинителя сообщают не только особенный характер изложению сочинения, но иногда определяют и содержание сочинения. Этот общий закон, при условной зависимости отцов от действий благодати, простирается и на отцов. С другой стороны, образ жизни входит, как видело, в состав звания отцов церкви и след, жизнь отца не может быт оставлена без внимания в Патристике. Но а) частные обстоятельства той или другой жизни входят в состав учения об отцах в той мере, в какой они соприкосновенны с главным характером отцов как учителей церкви. Потому действия и обстоятельства, которые входили в круг жизни учителя и имели влияние на его сочинения, должны быть предметом преимущественного внимания в Патристике и на оборот те, которые остались без следа для звания учителя, могут быть пройдены молчанием, б) Так как между отцами церкви есть различие, определяемое их личными качествами и преимуществами; то и в историческом учении об отцах надобно обращать внимание на характеристические черты жизни и учения, отличающие одного учителя от другого. История лиц без личных характеров не есть история лиц, а бесцветная история какого-то незнаемого лица; а в истории отцов личными качествами и преимуществами определяется важность того или другого учителя в ряду других учителей, объясняются мера и вид влияния их на других, в) Не надобно забывать и того, что неверные сведения о лицах исторических ничего не говорят о их славе, как бы великолепны они ни были; такие сведения только оскорбляют чувство истины; тогда как истины самой по себе достаточно для славы великих мужей. Значение исторической

 

 

XIV

науки требует, чтобы сведения ее были не только верны, но и отчетливы. Потому в учении об отцах сведения о их жизни должны быть ограждены свидетельствами верными, чтобы не могли подвергаться сомнениям или укорам в легковерии.

За биографией отца должен следовать обзор сочинений его. Это очевидно по понятию об отце церкви. Что же должен заключать в себе обзор отеческих сочинений? Прежде «сего надобно показать виды, к каким относится сочинения отца. Такое разделение сочинений уже само по себе покажет, чему можно учиться у того или другого учителя и чего нельзя найти у него? Если бы в учении об отцах церкви представляем был только перечень сочинений их: то это и для простого любопытства доставляло бы не много пищи; между тем отцы церкви писали сочинения не для праздного любопытства, а для назидания ума и сердца во спасении. Посему сообразно с значением отеческих сочинений надобно обращать внимание на значение того или другого сочинения и преимущественно на значение тех, которые определяют собою в писателе отца церкви. В частности, при обозрении отеческих толкований писания нельзя, как очевидно по роду сочинения, входить в подробное изложение содержания их. Здесь должны быть показаны дух и направление толкователя, средства, какими владел он для толкования, и успех его в своем деле. Подобное тому остается наблюдать при обозрении ораторских сочинений. Когда же надобно рассматривать в том или другом лице учителя веры и благочестия: то необходимо показать содержание и качества важнейших сочинений его. Что делать, когда надобно обозревать краткие мысли, наставления, беседы, письма отцов? Подвергать каждое из них подробному анализу—труд утомительный и к тому же бесплодный; он не привел бы к уяснению духа учителя, а только затемнил бы образ его множеством неважных подробностей. Для того, чтобы понять дух писавшего их, довольно изложить в точном порядке учение, содержащееся во всех) мелких сочинениях, удерживая собственные слова учителя, или же делать извлечение таких мест, которые особенно выражают собою дух учителя.

 

§ 9. Значение догматического учения отцов в историческом учении об отцах. Рассмотрение подлинности сочинений.

Говорят: «главная задача Патристики исследовать и раскрыть 1) жизнь каждого отца, 2) его сочинение и 3) его учение догмати-

 

 

XV

ческое» 17). Но поставлять догматическое учение отцов такою же особою частью Патристики, каково исследование сочинении или жизни — значит не понимать своего предмета. Отцы Церкви столько же заботились для церкви о чистоте веры, сколько и о благочестии, предлагая последнее иногда в наставлениях истории,—а для веры и благочестия ревностно занимались объяснением Св. Писания. Потому та Патристика, которая обращает исключительное внимание на догматическое учение отцов, теряя из вида и толкования писания и наставления в благочестии, извращает собою понятие об отцах церкви, выставляет их не в их точном виде. С другой стороны, после обзора содержания догматических сочинений предлагать отдельно догматическое учение отца значит или то, что уличают сами себя в неверном показании содержания сочинений, или повторяют одно и тоже наперекор правильному рассуждению о деле.—Таким образом догматическое учение отцов должно занять в Патристике то место, которое указывает правильное логическое размышление. Пусть по важности предмета оно займет собою внимание более чем какой-нибудь предмет исторический; но оно не должно исключать собою другие предметы отеческих сочинений или занимать столько же места, сколько жизнь отца церкви.

В Патристике, кроме жизни и обзора сочинений, есть еще предмет, на которой по справедливости следует обращать внимание. Как учение историческое, Патристика должна признавать то или другое сочинение за собственность отца церкви не иначе, как утверждаясь на прочных основаниях. Суд о подлинности и целости древних сочинений принадлежит преимущественно археологической критике. Но и Патристика изменила бы характеру истории, если бы все известное под именем того или другого отца, без всякой поверки, выдавала за его сочинение. Последнего нельзя допускать еще и по другой важной причине. Подложные сочинения или подложные места сочинений, украшенные то по воле злонамеренной, то по недальновидной простоте, именами великих учителей, могут изменить собою понятие о том или другом учителе, а что еще

17) В Христ. Чт. 1846. 7, 8 статья: «Взгляд на Патристику, как на науку». Эта статья говорит о всем самим решительным тоном: во вместе с тем, наполнена ошибками всех родов. В отношении к предметам Патристики она повторяет чужие ошибки. Пермаведер, Люмпер, Мелер, также отделяют в Патристике особую часть для изложения учения о догматах. Почему? Так водится со времен немиролюбивой Схоластики и ее преемницы-реформации! В сущности, же предмета нет причин тому!

 

 

XVI

важнее, могут вводить неосмотрительных в заблуждения опасные. Потому Патристика, чтобы не сообщить ложного понятия об отце и не возбудить вредных мыслей, не в праве уклоняться от тяжкого труда, каково рассмотрение подлинности древних сочинений. «Каждый христианин, говорит вселенский собор, когда случится ему слушать или читать какие-либо подложные книги, должен отвергать их» 18). Впрочем, показанные причины рассмотрения подлинности сочинений определяют и предел самого рассмотрения.

 

§ 10. Периоды истории отцов и общие обзоры.

По понятию об отцах церкви история отцов обнимает ряды времен до самого позднего времени. Как в каждом из отцов церкви есть свои особенные качества, отличающие его от других: так должны быть отличия, по которым один ряд отцов должен оказываться несходным ни с предшествующим, ни с последующим рядом учителей. Дух Божий действовал в церкви, как уже замечено, соответственно нуждам времени. В истории отцов отличия периодов ее определяются частью особенными предметами изучения истины Христовой, частью особенными способами изучения; иначе они зависят от обстоятельств, которые заставляют обращать особенное внимание на известные истины и довольствоваться определенною мерою просвещения. Отцы церкви не могли так отрешаться от духа своего времени, как отрешены были Апостолы. Общее направление умов и нравов, прикасаясь к ним, вызывало в них то сочувствие, то противодействие. Для святых целей пользовались они лучшими мыслями современной им философии и всеми способами современного просвещения. Если же обличали известные заблуждении и пороки: то возбуждались к тому тем, что видели и слышали вокруг себя. С другой стороны, деятельность их находилась в связи не только с ходом человеческого образования, во и с состоянием политических обществ. От того-то после эпох плодоноснейших по произведениям богопросвещенного ума встречаются эпохи малоплодные, где только изредка являются произведения достойные великих учителей церкви. Враги церкви готовы указывать на эти эпохи малоплодия в укоризну церкви Христовой. Дело истории отцов в объяснение этой малоплодности указать на состояние общей образованности

18) Деян. 7 вселен. собора у Ляббея Τ. 7. р. 476.

 

 

XVII

того временя и на обстоятельства политические и тем показать, что несправедливо приписывают церкви то, что не принадлежит ей.

В истории отцов церкви различаются следующие периоды: первый период объемлет отцов с 70 до 312 г., ближайших преемников предания апостольского, подвизавшихся преимущественно против язычества и иудейства; здесь ученики апостольские должны быть отличены от следовавших за ними учителей: по своей (близости к Апостолам и по занятому от их духу они с именем мужей апостольских занимают в церкви первое место после Апостолов. Второй период объемлет тех, которые с 312 до 620 г. защищали против человеческих своеволий откровенное учение о Сыне Божием и св. Духе; здесь четвертый век (312—420 г.) резко отличается от всех последующих: это век величайших светил церкви. Государство дало тогда свободу церкви и высокое просвещение открылось как следствие борьбы язычества с христианством; пятый и шестой века были уже учениками и подражателями золотого века просвещения христианского. В третьем периоде включаются отцы 620—850 г., которым надлежало защищать преданные истины против магометан и иконоборцев. Борьба с последними заставила обратить особенное внимание на устройство богослужения, тогда как варварство последователей Магомета опустошало многие из рассадников просвещения. В четвертом периоде 850—1450 года, или до взятия Царьграда Турками, борьба с своеволиями Рима и павликиан. Это время постепенного изнеможения греческой империи, обессиливаемой столько же военными успехами исламизма, сколько неприязненными действиями папизма. В пятом являются обличения против снова возродившихся ересей первых веков и раскольников.

Обзор особенностей каждого периода или эпохи отцов должен предшествовать частному изучению учителей. Это будет способствовать правильному разумению деятельности и писаний отцов; а с другой избавит от неприятности в частном изучении отцов говорить несколько раз об одних и тех же обстоятельствах времени. Общее обозрение периода или эпохи должно заключать в себе указание на нужды времени, которыми возбуждалась деятельность учителей церкви, на способы образования, какие доставляла современность; а для того и другого случая должно, по мере надобности, объяснить современное состояние церкви. Прямым следствием всего будет определение важности учителей того времени.

 

 

XVIII

 

§ 11. Важность учения об отцах.

Важность учения об отцах церкви понятна.—Отцы церкви оставили в писаниях своих чистое, ясное, близкое  к уму и сердцу учение о вере я святой жизни. Кроме же учения о вере, и нравственности в писаниях их много глубоких наследований о предметах созерцательных, много сведений по разным паукам, много святого искусства в слове. Многие из них по дарованиям ума и по познаниям превосходили всех ученых современников. Потому-то еще с 5 века начали составлять извлечения из отеческих писаний для общего назидания. Одни из этих извлечений заключали в себе толкования на св. писание (Catenae Patrum, σειραί).—Другие содержали в себе мысли отцов о каком-либо догмате веры и особенно против монофизитов или против монофелитов. Св. Дамаскин составил параллели, собрав места из писаний отеческих соответственные изречениям св. писания. Как ни полезны были все подобные извлечения; во в отрывке не всегда можно видеть точную мысль писателя в даже можно встречать несообразность там, где ее нет по намерению писателя; только в связи мысль получает ясный определенный образ. При чтении отрывочных мест остаются неразрешимыми вопросы: точно ли принадлежат слова тому писателю, с именем коего они приводятся? В точном ин виде приведены они? В каких обстоятельствах и по каким побуждениям писано сочинение? Кто таков сочинитель? В каком степени был он образован? Гораздо лучше изучать отеческие творения по самым творениям их, чем по извлечениям. Только это не для всех возможно, так как не для всех доступны издания оригинального их текста и даже перевода. К тому же сколько надобно времени, сколько надобно труда, чтобы прочесть все сочинения даже одного Златоустого учителя! Что же сказать о всех сочинениях всех отцов церкви? Потому то очень много значит, когда учение: об отцах церкви в необширном объеме представляет нам, что, когда и как раскрываемо было отцами церкви; доставляет все необходимые сведения о личности каждого в них, о его творениях, изображает с возможною точностью дух и направление учителя церкви.

 

§ 12. Пособия для учения об отцах.

 Сколько важно и полезно учение об отцах церкви, столько же трудно представить это учение в виде вполне удовлетвори-

 

 

XIX

тельном. Сколько сведений и как разнообразны сведения, которые должны войти в состав его! До сих пор ученые успели разработать по Патристике несколько материалов, написали несколько книг или для первых трех веков 19), или для первых шести веков 20): но полной Патристики еще нет ни одной. Пособия, какими остается за тем пользоваться при изучении отцов церкви, ограничиваются почти только сочинениями о церковной литературе. Вот лучшие из них:

1) После Истории Евсевия, в которой есть известия о некоторых учителях предшествовавшего ему времени и приведены места из нескольких сочинений отеческих, каталог церковных писателей—сочинение блаж. Иеронима—есть первое пособие. В каталоге начисляется 135 писателей первых четырех веков с показанием сочинений их. Это первый опыт и потому опыт не вполне удовлетворявший и блажен. Августина 21). Геннадий марсельский и Исидор севильский продолжали каталог Иеронима до 7 века; но в их трудах мало пользы для Патристики, частью потому, что сведения их слишком кратки, а более потому, что они занимаются преимущественно западными писателями 22).

2) Библиотека П. Фотия говорит почти о 300 сочинениях 23). В ней ученый учитель показывает содержание сочинения, делает отзывы о достоинстве сочинения, иногда рассуждает о подлинности или целости сочинения. Это не есть хронологический обзор писателей, а заметки о тех сочинениях, которые читал Фотий.—Критике Фотия отдают честь все ученые.

3) Римские писатели много занимались историей церковной литературы. Лучшие труды: а) Эли Дюпеня «новая Библиотека цер-

19) Lumperi Historia theologico-critica dc vitis, scriptis S. Patrum, Aug. Vindel. 1783-1799, tom. 1-13.8. Mëhler Patrologie, Regensburg 1810. Permanederi Bibliothek, T. 1—2 Landshuti 1841—1845. Winter Geschichte der ältesten Zeugen u. Lehrer des Christenthums, München 1814.

20) Dan. Tobenz Institutiones, usus et doctrina Patrum, Vindob. 1779 ed. auct. 1811, Walch Bibliotheca Patristica ed. nov. Ienae 1834. Locherer Lehrbuch d. Patrologie, Mainz. 1836 Annegara Handbuch d. Patrologie,, Münster 1839. Goldwitzer Patrologie verbunden mit Patristik, Nürnb. 1831. Fessier institutiones Patrologiae, Beniponte, t. 1, 2. 1811.

21) Ор. Augustini T. 2 р. 86.

22) Все три каталога (Иеронима, Геннадия и Исидора) с критическими и историческими замечания издал Fabricius: Bibliotheca ecclesiastica, Hamburg 1718.

23) Photii Bibliotheca, grae. lat. cum scholiis A. Schotti, Genev. 1613. ed nov. gr. ex rec. Beckeri Berolini 1824.

 

 

XX

ковных писателей» 24); живым и легким слогом описывает, кроме жизни их, содержание и достоинство сочинений; критика смела и беспристрастна в отношении к папизму, но иногда ошибочна в других отношениях, б) Реми Селье «История священных и церковных писателей» 25). Писана с тем, чтобы противопоставить ее Дюпеневой истории и точно многое дополняет и поправляет она у Дюпена; особенно же замечательна она тем, что показывает содержание почти каждого сочинения: но у сочинителя не доставало талантов Дюпеня.

4) Сочинения протестантов—Кава «История церковных писателей» с здравою критикой, но небогатая сведениями (26); Удина «Комментарий о писателях церкви» 27) до 17 века, дополняет Кава, но с критикой ошибочною там, где говорит протестант; Фабриция «греческая Библиотека» 28): драгоценное сочинение особенно по отношению к учителям греческой церкви 7-го и последующих веков, о которых так мало говорят все прочие: но здесь только перечень сочинений.

5) Галландова Библиотека отцов 29), кроме сочинений отеческих, содержит исторические и критические сведения об отцах и их сочинениях. Тоже встречается в некоторых отдельных изданиях творении того или другого отца церкви.

6) Четьи-Минеи Святителя Димитрия, который для трех книг своих пользовался ученым трудом болландистов 30), составляют единственное отечественное пособие для изучения отцов церкви, но почти только для изучения жизни их.

24) Ellies Du Pin des autres ecclésiastiques, Par. 1686-1714 in 47 tom. 8.

25) Remy Cellier Histoire générale des antres sacres et ecclésiastiques, Par. 1724— 763 in 24 tom. 4.

26) Cave Historia litteraria script, ecceles. recogn. et emend. Basil. 1711. f.

27) Casimiri Ovdini Commentarius de scriptoribus ecclesiae, Lipsiae 1722 in 3 tom. f.

28) Alb. Fabricii Biblioteca graeca ed. nov. cura Harlesii Hambur. 1700—1800. T. I—XII. 4.

29) And. Gallandi Bibliotheca vet. Pair, antiquorumq. scriptorum Venet. 1755. T. 1—12 f. Supplementum, venet. 1781 f. Труд в высшей степени полезный, но к сожалению, неконченый за смертью автора. С 1815 г. начали издавать в Париже «Полный курс патрологии» (Patrologiae cursus completus), новое издание отцов и писателей церковных, с богатыми пособиями для Патристики, которое должно заключать в себе до 300 томов in 8°.

30) Bollandi et societatis Acta Sanctorum, quotquot toto orbe coluntur. Antwerpiae 1013-1704. LIII tomi f.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.