Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Педагог

Педагог

Педагогика — это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо — свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не являются лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет, так же как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом

259

 

 

воспитания, — формирования образа Божиего, формирования личности.

Выступление на открытии XIV Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя в Москве,25 мая 2010 года

 

* * *

Важно, чтобы в сердце учителя была вера. Вера очень помогает человеку не совершать жизненных ошибок, а если они случаются, то каяться пред Богом и исправлять самого себя.

Невозможно учить других, если ты сам не растешь, внутренне не растешь. Слова такого человека будут формальными, и дети это почувствуют. Динамика внутреннего развития личности педагога является непременным условием его успеха.

Если педагог пытается преодолеть свои слабости или, выражаясь церковным языком, свои грехи, если он видит бревно в собственном глазу (Мф. 7, 3) и старается это бревно извлечь, то ему куда легче давать советы.

Точно так же, как священнику: когда батюшка что-то говорит, не пропуская свои слова через сердце, вы это сразу поймете. Если же он, исповедуя, начинает рассуждать глубоко и честно, если вы понимаете, что он говорит и о себе, что он сам через все это проходит, то слова его становятся невероятно сильными.

Не смотри, если видишь в этом опасность, не читай, если чувствуешь, что в твою душу входит грех.

Наш внутренний, духовный опыт, наша внутренняя борьба с самими собой имеют значение не только для нас — они имеют значение и для тех, с кем мы общаемся. Будь то священник, который проповедует или исповедует, будь то педагог, который учит детишек, — если есть внутреннее развитие, если его вектор направлен от земли к небу, то все получится.

Слово на встрече с участниками I Культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу»,30 августа 2014 года

260

 

 

* * *

В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародятся тяга к знаниям и желание следовать примеру учителя.

Исключительно велика роль педагога в формировании духовного облика нации. Гении русской литературы, музыкального и изобразительного искусства, ученые, обеспечившие научно-технический прогресс нашей страны, Нобелевские лауреаты и олимпийские чемпионы — никто из них не смог бы достичь своих выдающихся результатов без хорошей школы, без настоящих учителей.

Учитель — это не просто профессия, это призвание. Причем сегодня такое призвание подчас сопряжено с материальными трудностями, с нелегким трудом. Однако за верность своему педагогическому долгу учителю воздается сторицей — ответной верностью и любовью учеников. Рутина образовательного процесса способна дать усидчивому человеку хорошие знания. Но если воспитательный элемент в жизни школы уйдет на второй план, если исчезнет тайна встречи личности с личностью, мы не сможем по-настоящему образовать человека. Когда каждый миг общения учителя и ученика будет взаимно обогащать внутренний мир обоих, когда возникнет живая связь между сердцами, тогда и будет действенным процесс воспитания.

Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы,23 декабря 2009 года

 

* * *

Согрешает тот, кто стремится получить от власти лишь наслаждение, ибо власть дана для служения другим.

Нравственный и профессиональный авторитет педагога имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта,

261

 

 

и не в последнюю очередь нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность.

Выступление на, открытии XVIII Международных Рождественских чтений, 25 января 2010 года

 

* * *

С моей точки зрения, учителя наравне с врачами (и добавил бы — наравне со священниками) являются наиболее важными представителями национальной элиты, потому что и те, и другие, и третьи работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения.

Слово на встрече с участниками! Культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», 30 августа 2014 года

 

* * *

Особое внимание нужно обратить на подготовку педагогического состава гуманитариев. Нельзя, чтобы в педагогические институты поступали по остаточному принципу. Эти вузы должны стать интеллектуальными, культурными центрами нашей страны, а престиж учителей — сравним с престижем ученых, космонавтов, спортсменов. В таком случае там будут учиться способные люди, и именно они сформируют новое поколение преподавателей, даже если не все будет благополучно с программами и методичками. Потому что талантливый учитель может передавать мощный эмоциональный, духовный, интеллектуальный сигнал поверх бюрократических препон.

Выступление на пленарном заседании Съезда Общества русской словесности, 26 мая 2016 года


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.