Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Пасха

Пасха

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей, святителя Григория Богослова. В этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды».

В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский.

Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы?

Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно,

251

 

 

Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Царствия Небесного.

Пасхальное послание, 30 апреля 2016 года

 

* * *

Пасха — это особый день, праздников праздник и торжество из торжеств. Единственное настроение, которое присутствует и превалирует в душах верующих людей, — радость. Причем, какими бы ни были внешние обстоятельства жизни, в этот день всегда торжество и веселье. Вспоминаю, как мама рассказывала мне о Пасхе в блокадном Ленинграде. Можно себе представить: голод, холод — и Воскресение Христово. У людей была радость в сердце, то чувство, которое никто не может у нас отнять, как говорит слово Божие (Ин. 16, 22).

Даже небольшая духовная победа, победа над своей греховностью — является свидетельством нашего неуклонного движения вверх.

Если попытаться перевести это с духовного и эмоционального уровня (хотя в данном случае эмоциональный уровень имеет духовную основу) в более рациональную плоскость, то нужно сказать о том, что праздник Пасхи — это праздник победы. Без Воскресения Христова было бы поражение, все закончилось бы крестом. Люди сказали бы: «Умный, выдающийся мыслитель, аскет, подвижник, проповедник, чудотворец, но неудачник! Видите, через три года все закончилось». Но завершилось все победой прежде всего силы Божией, которая открывает для каждого из нас возможность стать соучастниками этого триумфа. Для меня Пасха — это день, когда мы торжествуем свою свободу, потому что грех связан с закабалением личности.

252

 

 

Диавол пытается поработить человека, лишить его воли. Для этого совершенно необязательно заковывать в кандалы — достаточно внушить, что свободой является нечто ей противоположное, например, раскрепощение низменных инстинктов, примитивных потребностей, избавление от всяческих табу. Поступай так — и ты будешь свободен. Как только человек это делает, он становится рабом своих страстей, служителем диавола. Поэтому Воскресение Христово есть величайший праздник победы, которая дает нам надежду подлинной свободы.

В этот день мы поднимаемся с колен. Кто-то с удивлением заметит: «Ну вот, и Церковь так говорит, хотя сама всех на колени ставит, — входишь в храм, а там все бьют земные поклоны». Мы опускаемся на колени для того, чтобы быть духовно свободными. Кстати, пасхальное освобождение человека подчеркивается в том числе запретом на земные поклоны. От Пасхи до Троицы нельзя вставать на колени — мы торжествуем Воскресение Христово. Для Церкви это очень важно, потому что она является островом свободы. Дай Бог, чтобы этот остров никогда не уменьшался, потому что тогда меньше людей будут опытно понимать, что значит быть свободными во Христе и что такое праздник победы — Святая Пасха.

Пасхальное интервью телеканалу «Россия»,17 апреля 2012 года

 

* * *

Воскресение —это не просто жизнь нашего духа после смерти. Воскресение — это новое небо и новая земля, это снова жизнь в теле.

Пасха Христова есть эсхатологический праздник — она открывает нам славу Божию и славу вечной жизни через Воскресение Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

«Слово пастыря», 21 апреля 2012 года

 

* * *

Место Пасхи в человеческой жизни, вне зависимости от того, живем мы в секулярную или в какую другую эпоху, всегда очень значительно. Потому что тот духовный опыт,

253

 

 

который человек получает от прикосновения к Божественной благодати, даруемой нам через пасхальные богослужения, совершенно уникален. Этот опыт преобразует внутреннее состояние человека. Он запечатлевается в памяти, в сознании, и в тяжелые минуты жизни, когда у человека на душе скорбь, когда он сталкивается с несправедливостью, с торжествующим злом, именно пасхальный опыт дает силы препобеждать это зло только по той причине, что Воскресение Христово есть победа над злом. Поэтому когда мы переживаем радость Воскресения, то испытываем не только добрые, хорошие эмоции — этой радостью пленяется и разум человека. Запечатлевается в сознании нечто очень важное и существенное для жизни, для всех народов и для всех эпох.

Эксклюзивное интервью каналу «Вести»,20 апреля 2009 года

 

* * *

Лучше хранить молчание, чем посредством слова входить в осуждение.

Вспоминаю Пасху 1961-го либо 1962 года, разгар хрущевских гонений. Мой отец служил тогда священником в Красном Селе (сейчас это часть города, а тогда предместье Ленинграда) в небольшой деревянной церквушке. Мне было около шестнадцати лет, я учился в школе. Вспоминаю, как открылись двери храма и мы вышли на крестный ход. Вся площадь вокруг церкви была заполнена неистовствовавшей молодежью. Эти люди кричали, плевали, грозили кулаками, причем кольцо так плотно сжалось, что еще мгновение — и наш крестный ход был бы просто сметен. Все это, конечно, было организовано; но и во время революции все было кем-то хорошо организовано, однако совершали революцию сами люди, широкие народные массы. Так и здесь кем-то все было подстроено, но сотни молодых людей, этих мальчиков и девочек, мужчин и женщин, были вовлечены в богохульство. Почему-то мне показалось, что я нахожусь в центре этого негативного удара. Может, так оно и было, потому что я был, наверное, единственным молодым лицом, рядом шли старушки и старички, и даже

254

 

 

мой внешний вид стал вызовом для этих людей. Мы прошли с крестным ходом, и это была одна из самых светлых и чудных пасхальных ночей в моей жизни.

Пасхальное интервью телеканалу «Россия»,15 апреля 2012 года

 

* * *

В жизни каждого из нас есть поворотные моменты. Воскресение Иисуса Христа — поворотный момент во всей человеческой истории. Тот, Кто вызывал изумление у простого народа и откровенную неприязнь у элиты общества, в итоге был предан, унижен и распят, словно преступник. Но на третий день ангелы возвестили Его ученикам потрясающую неожиданную весть: их Учитель жив!

Он воскрес и тем самым победил смерть, освободив от плена смерти и греха весь человеческий род.

Христианин — этот тот, кто несет в себе свет Воскресения Христова. Это значит, что страх смерти, страдания, невзгоды, одиночество не определяют жизненный выбор христианина. Главным для него становится только то, что вместе с ним переходит в вечность. В древности люди клали в гробницы усопших деньги, пищу, оружие с верой, что в другом мире умершему все это пригодится. Но мы хорошо понимаем: ничего из всего земного туда нам не унести, кроме нашей веры и добрых дел.

Как говорит апостол и евангелист Матфей, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Этот пример жертвенного служения Христа всем людям — для каждого из нас. Не надо стесняться делать добрые дела. Пусть в нашем народе, который прошел непростой и болезненный путь от безбожия к возрождению православной веры, появится мода на милосердие, на благотворительность, на совершение добрых дел.

Мы становимся настоящими свидетелями Воскресения Христова, когда подражаем Его жертвенному служению

255

 

 

и видим, как вокруг нас меняется, преображается, воскресает мир, как оживают истомившиеся по любви и человеческому теплу люди. Пусть же свет Воскресения Христова будет для каждого из нас верным ориентиром, который помогает не заблудиться при ежедневном выборе жизненного пути.

Обращение к телезрителям в прямом эфире перед началом Пасхального богослужения, 1 мая 2016 года


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.