Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Отчаяние

Отчаяние

Многие люди в течение своей жизни переживают невероятно тяжелое состояние, которое называется отчаянием. У святых отцов есть очень мудрые размышления на эту тему. Приведу вам слова преподобного Нила Синайского: «Смотри, никто да не говорит: много нагрешил, нет мне прощения. Так говорит тот, кто не знает, что Бог есть Бог кающихся. А Бог говорит: радость имею о едином грешнике кающемся». Далее — особые слова, которые буквально пронзают сознание: «Согрешить —дело человеческое, отчаиваться — диавольское, потому что сатана был низвергнут в преисподнюю от отчаяния, не пожелав раскаяться». Если речь идет об унынии, о чувстве безысходности, значит, диавол господствует над человеком. Поэтому, переживая трудные обстоятельства, мы никогда, ни при каких условиях не должны впадать в это состояние.

Нередко у человека, особенно нерелигиозного, нет сил сопротивляться. Отчаявшемуся не на что опереться, его взгляд на окружающий мир исполнен глубочайшего пессимизма, нет никакой надежды, ни малейшего просвета. Если это не остановить, то сатана доводит людей до смерти, поскольку он есть зло, а апогеем греха являются смерть и небытие. Именно отчаяние всегда бывает причиной самоубийств.

Безнадежность часто охватывает нас в сложных жизненных ситуациях, будь то неудачи на работе или разлад в семье. Бывает, что и монашествующие, живя в монастыре,

248

 

 

испытывают это чувство. Нужно помнить: если появляются признаки отчаяния, значит, диавол касается человеческой души, и уныния ему мало — ему нужна смерть физическая и духовная.

У святителя Иоанна Златоуста находим слова: «Не так губит грех, как губит отчаянье». Мысль пронзительная и очень правильная, ведь согрешающий может принести покаяние, даже если ему остаются лишь последние мгновения земной жизни. Достаточно вспомнить разбойника на кресте: только миг отделял этого по-настоящему грешного человека от смерти, но он нашел в себе силы исповедовать в лице Того, Кто висел с ним рядом, Господа и Спасителя. Это исповедание было принято и как покаяние, и как выражение глубокой веры, и разбойник оправданным вошел в Царствие Небесное.

Покуда есть возможность жить, дышать, мыслить, отчаяние никогда не должно порабощать наше сознание и сковывать надежду. Златоуст говорит, что даже если человек упал до самых глубин зла, — то есть практически до ада, еще живя в этом мире, — то и у него остается надежда на раскаяние.

Отчаяние, несомненно, является опаснейшим духовным состоянием. Но оно наступает не вдруг, возникает не из пустоты — внешние обстоятельства подталкивают человека к глубокому негативному переживанию. Почему-то все, что происходит с нами, нередко кажется очень далеким от внутренней, духовной жизни, но на самом деле все, что нас касается, все, что мы чувствуем, так или иначе связано с нашим духом, с бессмертной душой, и для спасения неважных моментов нет.

Потому и призывают нас Слово Божие и святоотеческая мысль к бодрствованию, к способности контролировать чувства и мысли, создавая внутреннюю преграду для воздействия на нас диавольского искушения. Эти навыки, возникают в течение Великого поста и должны сохраняться, с тем чтобы в самые трудные моменты жизни мы не оступились, не допустили роковой ошибки, но всегда сохраняли

249

 

 

великую надежду на Бога, Который радуется о едином кающемся грешнике.

Проповедь после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Стефано-Махрищском монастыре,17 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.