Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Осуждение, суд

Осуждение, суд

Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя».

Это мудрое наставление святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас, или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.

А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. В гордости человек видит только самого себя, самому себе служит, и поэтому малейшее возражение со стороны других, или образ жизни другого человека, или слова его, которые кажутся гордому человеку подозрительными, как бы сужающими пространство для его собственного «я», становятся причиной осуждения. И мы знаем, что самое горькое, самое страшное и разрушительное осуждение, которое сопровождается ложью и именуется клеветой, чаще всего производится теми, кто страдает от страшного порока — гордыни.

Но случается и так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба тоже порок, который проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего

238

 

 

состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, там диавол.

Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение. Господь запретил нам судить других людей: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). И когда в Его присутствии хотели побить камнями женщину, впавшую в прелюбодеяние, Он, обращаясь к тем, кто готов был стать палачом, сказал слова, которые до сих пор потрясают своей правдой: тот, кто без греха, первый брось в нее камень (Ин. 8,7).

Мы бросаем камни, не физические — словесные, осуждая людей. Так вот, как только захотим осудить, представим себе блудницу, взятую в прелюбодеянии, Спасителя, рассвирепевшую толпу с камнями в руках и слово Его: Кто без греха, первый брось в нее камень. И может быть, эти слова помогут нам остановиться и не осуждать другого человека.

Но Господь не только запретил нам судить. Он связывает наше отношение к ближним с нашей загробной участью: каким судом судите, таким будете судимы. Не судите, да не судимы будете, — благодаря одной только нашей способности и готовности не судить людей мы можем быть освобождены от Суда Божия, мы можем быть оправданы.

Почему же такая милость от Бога за исполнение всего одной заповеди, всего одного Его предписания?

А потому что если не осуждаем других людей, то не имеем гордыни; не осуждаем — не имеем злобы. А если нет внутри гордыни и злобы, то очень легко в таком сердце поселяется любовь.

Любовь разрушается, если мы осуждаем друг друга. Это хорошо известно из семейной жизни, из жизни близких людей. Когда начинают за глаза судить друг друга, тогда

239

 

 

чувства постепенно охлаждаются, и тот, кого осуждаешь, становится тебе не близким, не ближним, а дальним.

Как же нам преодолеть этот грех, как остановиться? Первое и самое главное: нужно помнить о том, какова участь за гробом людей, осуждающих своих ближних. Ясные и недвусмысленные слова Спасителя должны остановить нас от всякого осуждения. Но очень важно воздерживаться вообще от пустых слов. Пустословие очень быстро переходит в злоречие, поэтому нужно избегать пустых, ненужных, праздных слов и быть бдительными по отношению к тому, что мы говорим о ближних своих.

Осуждение должно быть под запретом. Как только возникает мысль осудить человека, мы должны вспомнить о Суде Божием. Мы должны избегать празднословия и следить за своими словами. К этому призывает нас Церковь, особенно в дни Великого поста, настраивая нас на то, чтобы мы были бдительны к своим словам, так как через слово можем либо оправдаться, либо спастись (Мф. 12, 37).

Слово в четверг первой седмицы Великого поста, после утреннего богослужения в Борисоглебском Аносином женском монастыре, 21 марта 2013 года

 

* * *

Осуждение ближнего должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих недостатков.

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам (Мк. 4,24). Две тысячи лет назад были сказаны эти слова, но как же актуально они звучат и сегодня! Они обращены к каждому человеку, они затрагивают глубочайшие внутренние струны, они сообщают человеку огромной силы мудрость, овладев которой можно многое изменить в собственной жизни. Что означает мерить мерою? Это значит оценивать человека. А что является критерием, мерилом этой оценки, что формирует это мерило? Мы сами, наш разум, наше отношение в первую очередь к себе, потому что чаще всего именно через призму человеческих отношений мы оцениваем людей: хорош для нас тот, кто хорошо к нам относится, а кто относится плохо, тот и плох. Но когда мы этим мерилом меряем человека, мы же никогда не спрашиваем себя: хорош ли я сам?

240

 

 

правильно ли, что я по себе меряю других? может быть, я сам живу греховной жизнью? может быть, мой мозг, мой разум порабощен опасными и злыми мыслями и идеями? может быть, гордыня, что называется, через край переливается? может быть, ничего хорошего во мне и нет, а я меряю этим мерилом своих ближних?

Слово Божие — мерило правды,в нем — непогрешимое свидетельство об истине.

Господь же говорит: каким мерилом мерите, таким и вам будет отмерено. И больше уже ничего говорить не надо. Каждый человек, который критически себя оценивает (не тот, конечно, у кого закрыто внутреннее зрение, кто вообще не способен оценивать себя объективно,— с такими людьми почти ничего не может произойти доброго), который способен подвергнуть себя внутреннему суду, может задать себе вопрос, что с ним будет после смерти, попадет он в ад или в рай. И такой человек спросит себя: я меряю другого по своему разумению, а я-то каков, Господи? Сколько грехов я совершил! Сколько неправды принес! Скольких обидел! Сколько пустых слов произнес! Скольких осудил! Скольким в жизни подножку подставил! Значит, и меня Господь будет судить таким же мерилом. И разве после такого суда унаследуешь Царствие Небесное? Дивные слова: какой мерою мерите, такой и вас будут измерять. Давайте запомним эти слова! И всякий раз, когда захотим вынести свой грозный суд над человеком (всегда очень грозный, ведь это мы себе многое прощаем, а другим — ни в коем случае), давайте вспомним эти евангельские слова, которые помогут нам вовремя остановиться и сказать: Боже! милостив буди ко мне, грешному (Лк. 18, 13), будь справедлив по милости Своей Божественной, будь любящим Отцом, прости мои грехи, а я не судья своему брату. Если нам что-то не нравится в человеке, самым правильным ответом на его плохие поступки (если они не затрагивают профессиональных или общественных дел, — там другое измерение) будет предать человека суду Божиему и не вершить над ним своего неправедного суда. И если все эти Божественные мысли, эти слова, которые Бог нам принес и передал через святых апостолов, будут

241

 

 

усваиваться родом человеческим, народом нашим, жизнь наша изменится до неузнаваемости.

Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных священномучеников Кукши и Пимена Постника в Троицком соборе г. Калуги, 9 сентября 2014 года


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.