Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Бессмертие

Бессмертие

Что означает человеческая жизнь? Что означают эти семьдесят-восемьдесят лет, прожитые человеком? Какое значение имеет все это в масштабах Вселенной, космоса? Никакого, если мы скажем, что с нашей смертью прекращается вся жизнь. Вот потому и не может быть великих свершений, если человек не верит в бессмертие. И не может быть подлинного жизненного оптимизма, если он не верит в бессмертие. И не может быть победы над страхом смерти, если нет веры в бессмертие.

А в наше время сознание современных людей уводится в сторону от этих самых главных мыслей путем смещения жизненных акцентов и подмены ценностей; перспектива жизни и смерти также ускользает от них.

И современная культура искажает тему смерти, поднимая ее в фильмах и литературных произведениях, может быть, только ради одного — развлечь человека, увлечь его остротой сюжета.

И цивилизация развивается так, будто на земле мы будем жить всегда. Нам предлагают жить все богаче и богаче, покупать все больше и больше, тратить как можно больше. Нет никаких других целей! Живи весело, богато, если можешь иметь власть, держи ее и руками, и зубами, наслаждайся жизнью! И не нужна уже никакая вера

20

 

 

в воскресение, потому что жизненные акценты смещены... Но что же означает такая жизнь перед лицом смерти? Религиозная вера дает нам ответы на самые важные вопросы: зачем человек живет? как нужно относиться к этой жизни? какие подлинные ценности нужно беречь? ради чего стоит жить? И Церковь Божия, исполняя те обязательства, которые она приняла от Самого Спасителя, на протяжении двух тысячелетий проповедует людям великую истину о том, что душа человека бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная.

Слово в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасская, 13 октября 2015 года

 

* * *

Когда мы говорим, что Христос Своим Воскресением упразднил смерть, это, несмотря на то, что сказанное входит в противоречие с нашим опытом, не фигура речи, не образ. Люди умирали до Христа, умирают и после Воскресения, и у человека, не знающего смысла христианского послания, может возникнуть мысль о несоответствии содержания праздника с реальностью жизни. Но то, что мы называем смертью — прекращение функционирования человеческого организма, распад и тление, — не является концом жизни, о чем ярко свидетельствует воскрешение Лазаря Четверодневного. Когда по приказу Спасителя от гробовой пещеры Лазаря стали отваливать камень, заграждавший вход, Марфа говорила: «Не надо, уже четвертый день, уже смердит» (Ин. 11, 39). Человеческое тело начало разрушаться, но Господь взывает к Лазарю, и он, повитый погребальными пеленами с признаками тления, выходит живым.

Образ Лазаря, воскресшего силой Божией, помогает понять, почему мы говорим, что Христос разрушил смерть. Бог обладает силой и способностью сохранять человеческую жизнь даже после того, как перестает биться сердце и разрушается плоть. Никто не знает, что означает жизнь

21

 

 

за гробом, но она есть. Удивительным образом сегодня и ученые начинают размышлять о том, что наверняка есть некие параллельные миры, и даже пытаются научно объяснить это понятие, говоря о кривизне пространства и времени. Человеческий разум плохо понимает логику ученых, которые всерьез рассуждают о возможности параллельной жизни. Но нам после Христа Спасителя не нужно никаких научных исследований и изысканий — мы точно знаем, что есть загробный мир и там продолжается человеческая жизнь. Христос разрушил оковы смерти, и через Воскресение Христово людям открылась возможность жить в общении с Богом, то есть иметь подлинное житие.

Мы иногда восклицаем про себя: «Ну что за жалкое существование!» Но понятие жизни включает в себя не просто сам факт выживания, оно наполнено положительными и великими смыслами. Именно его там, за гробом, каждому из нас открыл Спаситель, и мы говорим, что Он реально победил смерть.

Сегодня в мире много страхов. Люди, живя все более и более благополучно, начинают панически бояться смерти — в большей степени богачи, привыкшие наслаждаться жизнью. Для них смерть — это крушение всего. Зачем нужны миллионы и миллиарды, которые дают столько возможностей для получения удовольствий, и вдруг — прах, пепел, ничего нет? Они цепляются за земную жизнь всеми силами...

Христос снимает с нас страх смерти. Он говорит, что ее нет, — есть бессмертие. Он вводит нас в вечность, которая наполнена Его жизнью, Его Божественным присутствием. Что это означает для нас, живущих во плоти в этом ограниченном мире, в преддверии своей физической гибели? Кого-то от нее отделяют десятки лет, но что это перед лицом истории? Кого-то, может быть, отделяют годы... Мы живем в преддверии этого события, но Воскресение Христово наполняет наш взор в будущее огромным оптимизмом и жизненной силой. Для нас ничего не должно быть страшного в этом мире, потому что мы бессмертны.

22

 

 

Ничто не должно быть ужасающим для нас, потому что никаких ужасов не может быть для тех, кто точно знает о своем бессмертии. Это самая главная весть, которую Христос Своим Воскресением передал всему человеческому роду. Поэтому христианство является верой, исполненной огромного оптимизма. У нас не должно быть уныния, страхов, малодушия. Мы можем ничего не бояться в этой жизни, как не боялись наши мученики, исповедники, как не страшились древние мученики Церкви Христовой, как не пугаются смерти святые люди, живущие пред лицом Божиим. А потому празднование Святой Пасхи должно в первую очередь помочь нам укрепиться в вере в то бессмертие, которое Господь Своим Воскресением даровал каждому из нас.

Слово после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве, 1 мая 2016 года


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.