Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Мысль

Мысль

Как же формируются мысли? Они возникают не сами по себе, а в результате соприкосновения человеческого ума с окружающей действительностью. Мир, реальность влияют на формирование мыслей. А сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается мощный информационный поток, который так или иначе формирует греховный образ мыслей, — это и фильмы, и книги, и телевидение, и Интернет, и реклама... И под влиянием этих внешних раздражителей, когда человек допускает их в свое внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, его мысли начинают работать в совершенно определенном направлении. Сопротивляться же врагу, который уже ворвался внутрь крепости, очень трудно, — обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя...

Так происходит и в нашей духовной жизни: когда мы впускаем в свой разум греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, мыслительная часть нашей души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе и ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать того, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои желания и прихоти: есть и пить без меры, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, обеспечивать нечестными средствами свое продвижение по службе, достижение каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих

216

 

 

людей?» Духовное расслабление отнюдь не означает отсутствия активности. Человек внешне может быть очень активным, а духовно, внутренне — парализованным.

Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам жизни — контроля над всем тем, что входит в нас, особенно что проникает в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, хотя и полных энергии, но неспособных критически воспринимать окружающую их действительность, а особенно отделять правду от лжи и добро — от зла.

Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, — анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разобрать «кровлю» мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны. Великий пост мы посвящаем именно тому, чтобы взять под контроль свои мысли, сосредоточить свои чувства и свою волю, и — что очень важно (и об этом говорит святитель Григорий) — это не должно оставаться на уровне размышлений наедине с самим собой. Это должно выплеснуться в определенный волевой акт, и таким волевым актом является покаяние, сознание своей греховности, ошибочности своих мыслей и своих действий, искреннее раскаяние пред Богом, которое должно сопровождаться и разрешением от грехов в таинстве Исповеди.

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском,16 марта 2014 года

 

* * *

Почему рождаются мудрые мысли? Потому что, когда человек поставляет себя пред лицем Божиим, он принимает на себя определенные обязательства, он входит в некую

217

 

 

систему жизненных ценностей. Живя в системе евангельских ценностей, такой человек, даже не слишком образованный, становится мудрецом, потому что нет ничего выше Божественной мудрости. А от мудрых мыслей проистекает и соответствующий образ жизни.

Что такое мысли? Это мировоззрение, это взгляд человека на окружающий мир и на других людей, это отношение к Богу, это та самая мудрость, которую, по слову преподобного Ефрема Сирина, порождает вера. А если складывается мудрый образ мыслей, то к чему он должен привести человека? — К определенному образу жизни. Мы наблюдаем замечательную связь: вера, мудрые мысли и правильный образ жизни.

Если посмотреть на историю нашего народа, то легко убедиться, что всякий раз, когда мы старались строить свою жизнь в соответствии с верой, с мудрыми мыслями, мы добивались успеха.

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю седьмую по Пятидесятнице на площади Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы, 19 июля 2015 года

 

 

* * *

Одно дело — мысль, другое дело — жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда добрая мысль осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность. И наши великие мыслители это хорошо понимали и устремлялись в Оптину пустынь, чтобы из разговоров с теми, кто на своем личном опыте понял, что означают те ценности, которые пребывали в мыслях наших соотечественников в то время, ответить себе на главный вопрос: а что нужно сделать, чтобы самые высокие идеалы могли быть осуществлены в реальной жизни людей?

Слово в день памяти преподобного Амвросия Оптинского во Введенском соборе Оптиной пустыни,23 октября 2013 года

218

 

 

Благочестивая фраза по-настоящему благочестива тогда, когда она возбуждает мысль, когда она влияет на сердце, на мировоззрение.

Слово на встрече с участниками VI фестиваля «Вера и слово», 24 сентября 2014 года


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.