Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Любовь

Любовь

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3, 14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение, по милости Божией, достигнет осуществления. Однако любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему». А что значит «совершенная любовь»? Она простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам, она жертвенная и превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные

195

 

 

страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты наконец врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в таинстве Евхаристии.

Пасхальное послание, 30 апреля 2016 года

 

* * *

Любовь — величайшаяхристианскаяценность, преобразующая жизнь человека.

Любовь — это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божий дар. Один под солнцем может так облучиться, что в больницу попадет, а другой укрепляет свое здоровье. Один чистым воздухом дышит, а другой делает все для того, чтобы загрязнить воздух промышленными отходами, так что люди вдыхают уже не воздух, а заразу. Точно так же и с любовью. Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное: наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические различия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то может сказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которые работают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если бы не любовь, которая способна соединять людей. А то, что сейчас под любовью подразумевается, — человеческая страсть, реализация этой страсти — к любви не имеет отношения...

Любовь — это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление

196

 

 

человеческой воли, воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть — это начать думать хорошо о человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце. Меняется отношение к человеку, если вы делаете ему добро. Так вот, любовь — это в том числе такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра. Мы знаем, что такое влюбленность: встретились молодые люди, понравились друг другу — это хорошее, светлое чувство. Иногда говорят: «Мы полюбили друг друга». Большой вопрос — полюбили или еще не полюбили; испытание жизнью покажет, есть здесь любовь или нет. Но для того чтобы влюбленность переросла в любовь, нужно направлять волю к добру, нужно разделять друг с другом свою жизнь, отдавать часть самого себя другому человеку. Поэтому любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны, задание, которое Бог перед каждым из нас ставит. И пока это в роде человеческом существует, то существует такое понятие, как общность людей, существует даже такое понятие, как добро, потому что в основе добра всегда любовь.

Для тогочтобы иметь подлинную любовь, человек должен жить по Божию закону.

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 16). Удивительные слова. С одной стороны, такие простые, а с другой — невероятно сложные для понимания. Дай Бог, чтобы наши люди сегодня не поддались на искушение разрушить этот дар. Если он будет разрушен, думаю, на этом закончится человеческая история.

Интервью телеканалу «Россия», 31 января 2010 года

 

* * *

Более всего в жизни люди нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на все то, что их окружает,

197

 

 

 

на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей.

Только Божия правда неизменна и вечна, и человек, соединяющий себя с Богом, воспринимает способность отличать добро от зла.

В самом деле, как отличить правду от лжи, когда ложь никогда не называет себя ложью? Она ведь всегда выдает себя за правду — ив большом, и в малом. Как отличить честного человека от человека бесчестного? Ведь бесчестный никогда не скажет: я без всякой чести, я без совести, я творю, что хочу, мне совершенно безразлично то, что происходит с людьми вокруг меня. Ни один человек так не скажет, самый бесчестный будет стараться казаться честным. То же самое мы можем сказать о большом и о малом, что совершается с нами, с народом нашим, со страной нашей, со всем родом человеческим. Как же не заблудиться в этих потемках? Как не принять искусственные декорации за подлинную, Богом данную природу? Как не ошибиться в анализе, в оценке происходящего? Как действительно не стать соучастником дел беззакония? Как душу свою, в конце концов, спасти в этом мире, который совершенно непрозрачен, который очень легко может ввести в заблуждение любого человека? И это особенно относится к нашему времени, к тому мощному информационному потоку, который обрушивается на каждого человека через средства массовой информации, особенно через телевидение, через Интернет. Зло, как всегда бывало, есть и, наверное, будет, рядится в привлекательную одежду. Яд завертывают в красивый фантик, чтобы люди приняли это за сладкую конфету и вкусили от этого продукта, который на самом деле отравляет сознание, душу, а иногда разрушает и физическую природу человека. И на этом строится сегодня практически вся система отношений людей. Как много лжи и как много неправды в этих отношениях! Как же не запутаться, как понять, что под фантиком ядовитое содержимое? Как ясно понять, куда нужно идти, что делать? А если говорить об общественной жизни — кого поддерживать, с кем быть, кого считать авторитетом? Где этот самый критерий, где это мерило?

198

 

 

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь, исходящий из этой опасной философии, утверждают, что сам человек являет для самого себя истину — сколько голов, сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом для других.

Истина же заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но и подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь. Достичь подлинной любви означает быть готовым не только благополучие, молодость и красоту, не только комфорт и какие-то благоприятные обстоятельства — жизнь свою принести в жертву.

Проповедь после Божественной литургии в Богоявленском, кафедральном соборе г. Томска, 22 сентября 2013 года

 

* * *

Не быть побежденным злом — значит не принимать чужую злобу в свое сердце.

Любая человеческая жизнь бесценна, ведь за нее заплачено воплощением, жизнью, смертью и воскресением Единородного Сына Божия. Все это еще сильнее побуждает нас относиться с особым благоговением и вниманием к каждому человеку, вне зависимости от того, насколько он отличен от нас. По мысли святителя Московского Филарета (Дроздова), «любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого». К этой деятельной любви и хочется призвать всех: быть, по слову апостола Павла, братолюбивыми друг к другу... в почтительности предупреждать друг друга, в усердии не ослабевать; духом пламенеть, Господу служить (Рим. 12, 10-11; Евр. 13, 16).

Рождественское послание, 7 января 2014 года

199

 

 

* * *

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это стезя любви. О ней мы призваны свидетельствовать всему миру в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

Пасхальное послание, 30 апреля 2016 года


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.