Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кризис

Кризис

Слово «кризис» в переводе с греческого означает «суд». Любой кризис — это суд. Он ставит человека в состояние некоего внутреннего выбора, в том числе мировоззренческого. Он выводит человека из состояния спячки. Он обостряет способность человека критически оценивать то, что происходит с ним и с окружающим миром. Кризис — это некая встряска.

Выступление в прямом эфире украинского телеканала «Интер», 28 июля 2010 года

172

 

 

Все охают и ахают по поводу кризиса, который сейчас разразился, а мне кажется, что этот кризис может помочь людям. Слишком много в последнее время стали возлагать надежд на маммону — деньги как синоним счастья, деньги как синоним благополучия... Имеешь деньги — имеешь все: свободу, власть, удовольствие, возможность наслаждаться всем, чем ты хочешь наслаждаться. Вот эта иллюзия полной автономии от Бога, от других людей возникает на волне повышенного потребления, повышенных материальных возможностей. Сегодняшний кризис помогает понять, что это иллюзия, что не все так просто. Этот образ современного счастливого человека — мираж.

Выступление в Киево-Печерской лавре перед преподавателями и студентами Киевской духовной академии и православной интеллигенцией, 29 июля 2009 года

 

* * *

Кризис — это не только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности, он заставляет людей задуматься. Знаете, когда все хорошо, когда все идет по накатанному, то как-то и думать не о чем: привык ты к своему бутерброду с маслом, вот и кушаешь этот бутерброд. А когда у тебя этот бутерброд отнимают, это какой-то вызов, какой-то толчок, ты начинаешь размышлять. Полагаю, что в каком-то смысле кризис может помочь нашим людям выработать правильное отношение к труду, ведь когда в девяностых годах мы говорили о безработице, речь шла о какой-то виртуальной безработице. Реальной безработицы у нас не было. Реальная безработица сразу отрезвляет, она заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, работать хорошо, опасаясь потерять работу. У нас не было этого никогда. Я сам часто выступал в качестве работодателя и удивлялся, как люди не дорожат своей работой, как могут по пустяку рассориться и уйти, как трудно было делать замечания, усиливать рабочую дисциплину. И хотя нам говорили, что мы живем в условиях свободного

173

 

 

рынка и у нас существует конкуренция, я не видел никакой особенной конкуренции на рынке труда. Поэтому думаю, что сейчас (это жесткие слова, но их нужно кому-то произносить, и Церковь имеет право это делать, потому что это касается духовной жизни людей) мы должны научиться хорошо работать. И не только в том смысле, как говорят наши руководители, чтобы быть конкурентоспособными, — конечно, и для этого тоже, — но в первую очередь для того, чтобы строить свое собственное благополучие. Вот почему в кризисе есть положительные моменты.

Кризис, надеюсь, проткнет наконец-то эту тонкую искусственную оболочку мыльного пузыря, название которого «виртуальная экономика», но в котором ничего нет. Деньги — это всегда эквивалент затраченного труда — умственного, физического, духовного. Если деньги перестают быть эквивалентом затраченного труда и ценностей, то они перестают быть деньгами. Если деньги становятся результатом финансовой интриги, спекулятивной схемы, то они перестают быть деньгами, они теряют свою ценность или исчезают, с чем мы сегодня и сталкиваемся...

Добрые дела нужно делать, даже сознавая свою греховность.

Мы, конечно, должны перестраивать свою экономику, мы должны отказываться от этого виртуального измерения, на котором в одночасье обогащались очень многие. Я имел однажды возможность быть в кругу богатых людей, которые хвалились тем, что за неделю, не прикладывая никаких усилий, заработали двадцать миллионов долларов, играя на бирже. Но эти же двадцать миллионов долларов кто-то должен обеспечить ценностями, а сделать это невозможно... Очень важно, чтобы мы вышли из кризиса умудренными и с пониманием своего собственного личного вклада в созидание нашего Отечества. Каждый должен себя спросить, отвечает ли его собственная зарплата его реальному вкладу. Иногда этот вклад больше, чем зарплата, и тогда мы говорим о необходимости повышать зарплату. Ну, а если зарплата намного превышает реальный вклад? Если значительная часть вклада виртуальна, разве это не вклад в развитие кризисных отношений в экономике?

174

 

 

Нам Бог дает сейчас шанс. Мы — терпеливые люди, намного терпеливее, чем многие другие. У нас есть способность преодолевать трудности, только главное — не впадать в истерику. Есть такое искушение — впасть в истерику и среди кого-то, в данном случае среди тех, кто облечен властью, искать виновных. Мы должны от этого себя оградить. Мы станем сильными, когда мы все сделаем правильные выводы из кризиса — и власть, и Церковь, и народ... Что может сегодня помочь людям возрастать в их религиозности? Думаю, сама жизнь. То, о чем мы говорим, должно помогать делать не только экономические и политические, но и нравственные, религиозные выводы. Испытания и даются нам для того, чтобы мы вышли из них очищенными, сильными.

Возьмите, к примеру, все творчество Ф. М. Достоевского, сквозь которое проходит эта поразительная идея, что через трудности и даже через страдания — при их правильном прохождении: с верой, с надеждой на Бога, с готовностью напрягать свои собственные силы — человек выходит всегда победителем и всегда сильным.

Мы живем в очень интересное время. Прошло ожесточение девяностых, когда вообще трудно было о чем-либо говорить и думать, когда была просто какая-то пещерная борьба за существование. Сегодня в нашей жизни есть запас прочности, в том числе и благодаря правильной экономической политике государства, и трудности, которые сегодня еще встречаются нам на пути, мы должны обратить на наше общее благо.

Пресс-конференция в Калининграде, 22 марта 2009 года

 

* * *

Подчинять свой разум следует только Слову Божию.

Кризис, конечно, опасное явление. Кризис надламывает экономику. Благодаря тем усилиям, которые сегодня предпринимаются, в том числе и властями, многие еще не чувствуют холодного дыхания этого кризиса (хотя многие его уже ощутили). Для того чтобы справляться с кризисом, нужно не только хорошо координировать

175

 

 

какие-то экономические действия и выстраивать экономическую политику — надо быть внутренне сильным, хорошо организованным человеком. И чтобы наш народ был способен преодолеть и этот кризис, и любые другие кризисы — и внутренние, и внешние, он должен быть духовно сильным. Только сильная нация способна решать задачи, которые перед ней стоят.

Откуда взять эту силу? Из рекламы и все повышающегося уровня потребления? Из наслаждений, которые нам этот безбожный образ жизни предлагает? — Никогда. Человек, который живет таким образом, становится мягкотелым, слабым, неспособным не то что препобеждать кризисы, но справляться даже с легкими стрессами. Смотрите, какими раздражительными сейчас все стали. Едем на машине и кто-то перестроился не так: его готовы просто растерзать, открывают окно, кричат страшные слова. Дай такому человеку оружие — стрелять начнет. О чем это свидетельствует? О слабости, о надломленности, о неспособности преодолеть даже легкий стресс — что же говорить о кризисах! И чтобы стать сильными, нам надо научиться мирно жить друг с другом. А это возможно, когда в сердце человека — вера, когда он воспитывается в христианской системе нравственных ценностей. И чтобы в каждой конкретной ситуации иметь ясное понимание того, как нужно себя вести и что нужно делать, необходим реальный диалог Церкви и общества. Не по отвлеченным вопросам, а по тем, которые конкретно касаются жизни людей.

Эксклюзивное интервью каналу «Вести»,20 апреля 2009 года

 

* * *

Покаяние, пост,молитва и милосердие — вот четыре средства для духовного обновления и нравственного возрождения человека.

Сегодня мир переживает кризис, как уже не раз переживал на перекрестках истории. Многие общества находятся в турбулентном состоянии. Люди утрачивают прежние ориентиры. Будущее вызывает скорее беспокойство, чем уверенность в позитивном развитии. В глобальном масштабе соперничают различные мировоззрения и проекты

176

 

 

мироустройства, в том числе и религиозные. В этой ситуации ни одно общество, ни одна нация не выживет, если не определит стратегию своего развития. Но такая стратегия будет ненадежной, если ограничится политической или экономической сферами жизни общества. Необходима опора на фундаментальные —духовные и нравственные — ценности. Но фундаментальные духовные ценности нельзя выдумать. История минувшего века дает нам урок того, как выдуманные идеалы превращались в идеологии и приводили в конце концов к историческим катастрофам.

Выступление на, совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»,28 ноября 2012 года

 

* * *

С утратой базисных, культуроопределяющих ориентиров общество ввергается в серьезный духовный кризис, выход из которого не способны дать ни современные идеалы потребления, ни концепции жизни «для себя», ни поиск новых удовольствий. В основе этого кризиса лежит в первую очередь кризис семейных ценностей, поскольку именно семья является оплотом традиции, залогом преемственности поколений, главной школой нравственного и духовного воспитания личности.

Приветствие участникам III форума Всероссийской программы «Святость материнства», 18 ноября 2013 года

 

* * *

Кризис экономический напрямую связан с кризисом ценностей и мировоззрения. И первопричина нестабильности в экономике — это деградация ее нравственных основ, когда утрачивается высшая цель хозяйствования, заключающаяся во благе человека, в построении гармоничного и справедливого общества.

Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы,23 декабря 2009 года

177

 

 

Все наши неурядицы и все наши неудачи проистекают от кризиса человеческой личности. Приведу вам элементарный пример. Вот мы говорим об экологическом кризисе. Может быть, на Севере об этом надо особенно громко говорить. Загрязнение окружающей среды — это очень опасный кризис современной цивилизации. Почему он происходит? А потому что у человека нет понимания того, что загрязнение среды есть грех. Мы, кстати, очень чувствительны к этим глобальным катастрофам, связанным с загрязнением среды. Какой-то завод сбросил какие-то стоки в реку, поплыло это огромное масляное пятно. Все знают, все переживают, все осуждают, открываются уголовные дела. Мы очень болезненно переживаем грязь на улицах наших городов, особенно весной, когда сходит снег. Идут люди, смотрят на эти пластмассовые бутылки, на грязь, на коробки из-под сигарет, испытывают чувство дискомфорта. Все это правильно. Но ведь все это зависит от нас самих. Могут ли быть чистыми города, если у нас кухни грязные? Не могут. Могут ли быть красивыми улицы, парки, скверы, если свой собственный палисадничек рядом с домом мы содержать не можем? Всё начинается на уровне нашего сердца, нашего сознания. Мы формируем пространство вокруг себя. Если у нас есть различение добра от зла, если мы понимаем, что хорошо и что плохо, то это выражается в том числе в эстетических категориях. Можно иметь самый скромный дом, самую скромную обстановку, и это будут замечательный дом и прекрасная обстановка, и чистота, и порядок. Но если мы не можем содержать свое собственное жилище в порядке, как же мы будем города содержать в порядке, как же мы будем страну содержать в порядке? Это же мы сами, и почему мы должны что-то требовать от мэров, от губернаторов, от президентов? Причем мы ведь жестко требуем, если что-то не по нам. А ведь чаще всего все то, против чего мы выступаем в общественной жизни, так или иначе присутствует в нашей собственной жизни.

178

 

 

Внутренняя работа над самим собой есть непременное условие жизненной победы.

Если продолжать тему связи нравственности с жизнью, то сейчас особенно поучительным является все то, что происходит в связи с экономическим кризисом. Вот люди устремились к богатству. В нашей стране это движение было особенно болезненным, потому что — чего греха таить? — все жили бедненько, а тут вдруг у многих появились новые возможности. Вот голова и закружилась, что называется, с цепи сорвались. И ушел на задний план вопрос: а как я зарабатываю свои деньги? И получилось, что значительная часть богатства, которым люди овладели, получена из воздуха: спекуляции на бирже, на курсовой разнице, на торговле акциями. Очень многие заработали огромные, сумасшедшие средства просто из воздуха.

Но ведь экономика так существовать не может, ведь деньги являются эквивалентом реальных ценностей, которые производятся людьми. И если нарастает объем денег, не подкрепленных реальными ценностями, то экономика рушится. И все то, что произошло сейчас — болезнь, даже не столько наша, сколько мировая, — свидетельствует, что когда происходит разрыв между экономической деятельностью и нравственностью, то экономика начинает идти по нежизнеспособному пути, зло начинает управлять экономическим процессом, а зло нежизнеспособно.

Покаяние — беспристрастная самооценка наедине с собственной совестью.

То же самое в области политики: здесь также может быть такое буйство человеческих страстей, такая конфронтация, такая борьба, что будет страдать весь народ. И мы с вами прошли этими трудными путями девяностых годов. Мы помним, что происходило в стране. О какой тогда нравственности можно было говорить? Страну мы теряли: во многом разрушили и свою экономику, и культуру, и науку, и образование. Слава Богу, что не до конца разрушили. И происходило это именно потому, что наступил полный разрыв между реальной деятельностью, в том числе политической деятельностью, и нравственным началом человека.

Выступление на встрече с общественностью Архангельска, 23 августа 2009 года

179

 

 

* * *

В девяностые годы, когда рухнула экономика, когда возник системный кризис во всех сферах общественной деятельности: науке, культуре, образовании, спорте, кинематографе и других, когда люди просто умирали, мы теряли миллионы людей только потому, что они оказались неспособными пережить ту перестройку общественной жизни! А сколько людей поплатились за это алкоголизмом, потерей своего социального статуса! Сколько появилось бомжей!

Выступление в прямом эфире украинского телеканала «Интер», 28 июля 2010 года

 

* * *

Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.

Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делает наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.

Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.

Все конфликты могут быть разрешены только во Христе Иисусе.

Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы

180

 

 

 

забыто современной молодежью. Россия, Беларусь, Украина и Молдова — одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.

Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы,23 декабря 2011 года

 

* * *

Церкви... давно известно ноу-хау по выводу человеческих душ из кризиса. Как говорил святой XX века, исповедник Роман Медведь, мы должны «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро...».

Интервью газете «Известия», 12 мая 2009 года

 

* * *

Глубинные причины кризисных явлений коренятся в природе человека, в ее удобопреклонности, расположенности ко греху. К сожалению, сегодня люди зачастую отказываются вести диалог, не пытаются услышать, понять и принять друг друга, а используют язык оружия и насилия, который им кажется наиболее действенным средством разрешения возникающих трудностей.

Нельзя иметь ад в сердце здесь, на земле, и обрести рай в вечности.Но если мы сможем стяжать рай в сердце в нашей земной жизни, то он будет и в вечности.

Мы же призваны подражать великой любви Христа, которую Он явил к роду человеческому, однажды пострадав за грехи наши, праведник за неправедных (1 Пет. 3, 18). Каждый способен изменить мир вокруг себя к лучшему, совершая дела милосердия, своей жизнью являя действенность преображающего евангельского закона, молясь за ближних и дальних. Именно так мы можем противостоять нарастающей враждебности, ибо зло не способно победить любовь, как тьма не может поглотить Свет истинный, чрез Который мир начал быть (Ин. 1, 9-10).

Приветствие организаторам и участникам XI ежегодной сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» на о. Родос, 2 октября 2013 года

181

 

 

В жизни больших человеческих сообществ, наций, государств, всей человеческой цивилизации встречаются какие-то переломные, критические моменты. А сколько таких переломных моментов в личной жизни человека! Давайте отталкиваться от личности, потому что из человеческого сердца исходят и добро, и зло (Мф. 15, 19). Как же мы должны встречать свой личный кризис? Должны ли мы сложить руки, отказаться от борьбы, от преодоления проблем, которые на нас обрушились? Это — опасная точка зрения, опасная позиция. Человек побеждает собственный кризис, если он в первую очередь работает над самим собой.

Глубоко убежден в том, что в основе всякого общественного кризиса — нравственное неблагополучие людей. И эта человеческая неправда, складываясь и умножаясь, приводит к общественным и цивилизационным кризисам. Замечательные слова есть у апостола Павла в Послании к Ефесянам, что наша брань, то есть наша борьба, не против крови и плоти, то есть не против вещественных, материальных факторов, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,12). Это — метафизическая идея, превышающая всякую физическую реальность. Мы во время кризиса преодолеваем зло (и не только во время кризиса).

Человек, обретающий Духа Святого, становится духовно сильным, способным, к прозрению; он видит то, чего не видят другие.

Если говорить об источнике зла — это темная сила. Может быть, кто-то сейчас улыбнется и скажет: нам тут Патриарх на Рождество какие-то сказки рассказывает. Это не сказки. Если бы не было этой силы, иной была бы человеческая история. И апостол Павел, словно отвечая на ваш вопрос, говорит: вы должны облечься в броню праведности, препоясаться истиной, обуть ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6, 14-15). Он уподобляет человека воину и, используя эту метафору, говорит о том, что должен сделать человек перед лицом любой напасти, любого кризиса, любого диавольского искушения. Облечься в праведность, то есть не терять системы нравственных координат,

182

 

 

обстоятельства не должны разрушать нас. Препоясаться истиной — не многими, не тысячами и миллионами истин, которые проистекают от нашей воли и от нашего собственного «я»,— но той единственной истиной, без которой распадаются человеческая личность и жизнь человеческих обществ; Божественной истиной, которая дана нам и писаным Божиим законом, и тем законом, о котором Кант говорил, что он в сердце человека, — нравственным законом. Обуть ноги в готовность благовествовать мир, то есть нести мир в тот момент, когда люди менее всего думают о мире.

Мне кажется, что эти слова должны помочь каждому человеку преодолевать личные кризисы и занимать правильную позицию, когда кризис охватывает общество или государство...

Ждать ничего не надо — нужно действовать, исходя из понимания своей собственной позиции перед лицом зла.

А как именно действовать? Мы говорим: облечься в броню праведности и препоясаться истиной. Но эта идея может быть актуализирована в различных категориях профессиональной работы человека. Для политика — это одни категории, для человека, занимающегося бизнесом, — другие, для трудящегося на заводе — третьи. По апостолу Павлу, мы должны правильно действовать в любых случаях. И замечательно, когда политика не разрывает связи с нравственным началом (к сожалению, так бывает не всегда), когда в экономике отсутствует преступный элемент, когда в человеческих взаимоотношениях есть уважение. А зависит все это от личности человека...

Праведность предполагает смирение и кротость. Смирение и кротость очень тесно связаны с терпением. Человек, не имеющий терпения, не имеет ни кротости, ни смирения.

Терпение — этодобродетель, которая свидетельствует о внутренней силе человека.

Но и терпеть можно по-разному: сжав зубы так, что скулам становится больно. У такого терпящего человека глаза могут гореть диавольским огнем, он может накапливать в себе потенциал злобы. А смиренный человек, который сознает свою греховность, всегда терпелив в силу своей природы.

183

 

 

И это дает ему возможность поступать мудро, не реагировать немедленно, вкладывая в эту реакцию и свою злобу, и гнев, и свой внутренний огонь, — но реагировать разумно, с тем чтобы не разрушать ткань человеческих отношений.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала, «Россия», 7 января 2015 года


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.