Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Истина

Истина

Святому Иоанну Златоустому принадлежит замечательная мысль, что сущность истины заключается и в том, что она возвращается, когда многие на нее восстают. Только истина способна восстать тогда, когда с ней борются и когда ее разрушают силы, кажущиеся непреодолимыми абсолютному большинству людей.

Проповедь в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, на Бутовском полигоне, 1 июня 2013 года

 

* * *

Что же является духом истины? Духом истины является присутствие этой истины в человеческой жизни. Дух означает воплощение истины в человеческом бытии.

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю пятую по Пасхе в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы, 18 мая 2014 года

 

* * *

Как мы себя оцениваем? Что является нашей точкой отсчета? Ведь часто мы оцениваем самих себя по себе. Более того, мы других судим по себе, говорим о человеке, что он хороший или плохой, по-настоящему не зная, что у него в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на мир, свой взгляд на человека, свое личное самопонимание на другого и самих себя делаем неким мерилом истины. Но и о самих себе мы говорим, также сравнивая себя с собой. И часто это сравнение направлено не в сторону критики, в данном случае — самокритики, не в сторону беспощадного анализа, который только и может быть силой, помогающей человеку

135

 

 

стать лучше, но чаще всего мы себя оправдываем, мы превозносим себя над другими и говорим: «Ну что уж я так терзаю себя угрызениями совести, если что-то неправильно сделал; а вот тот сосед, или сослуживец, или начальник, или, наоборот, подчиненный, они-то как живут!» И внутренне поставляя себя над другими, превозносясь над другими, мы теряем всякую систему нравственных координат, потому что личность наша не является абсолютным мерилом истины.

Нужно сказать, что этот подход — себя поставлять в центр мира, себя считать мерилом истины — сегодня поощряется массовой культурой, общественной психологией и даже философией. Когда мы утверждаем нечто объективное, доказанное самой историей, например, героизм нашего народа в Великой Отечественной войне, появляются другие, которые говорят, что никакого героизма не было, а было то-то и то-то, принуждение или еще что-нибудь. Когда мы превозносим героизм отдельных личностей, наших маршалов, генералов, наших солдат, тех самых, которые, не имея ни должного обмундирования, ни вооружения, шли навстречу морю огня противника и погибали, то сейчас нередко, оценивая этот подвиг, кто-то говорит: «Ну, это их дело, что они погибали. А вот генерал Власов избрал другую точку зрения, и у каждого своя правда».

Сегодня общество потребления, которое ориентировано на большее количество материальных ценностей, которыми должен обладать человек, очень устраивает эта философия отсутствия абсолютной правды, отсутствия абсолютного мерила истины. У каждого своя правда, живи по своей правде, не оглядывайся ни на кого — вот жизненная философия современного общества.

Бог никого не принуждает к добру, но всегда оставляет человеку возможность вернуться на путь добра.

А разве может быть так? Апостол Павел говорит, что нет, что не может человек оценивать себя по самому себе и сравнивать себя с собой же, потому что он не есть мерило истины, потому что истина объективна, она не зависит от людей (2 Кор. 10, 12). Но тогда многие спросят: а где же эта истина? Вчера нас учили тому, что истина — это одно, сегодня

136

 

 

учат, что истина — это другое. Сколько было философий за историю человеческого рода? Где эта истина? И ведь правильно спрашивают, и одновременно абсолютно неверно. Правильно — если мы забудем о Боге, если мы скажем, что Бога нет. Тогда, конечно, нет абсолютной истины, нет мерила, критерия добра и зла, тогда каждый себе и другим судия, тогда общество распадается на атомы и молекулы. Но когда наступает тяжелый час икс и обществу нужно мобилизоваться, у такого раздробленного общества, где каждый живет по своей правде, не будет никакой объединительной идеи.

Слово после Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска,19 сентября 2013 года

 

* * *

Бессмысленно ожидать, что другие люди, что общество в целом, будут меняться, если мы сами меняться не хотим.

Что было бы с человеческим обществом, если бы человек не был способен отдать себя другим? Не обязательно до смерти, хотя иногда и это требуется. Могло бы существовать такое общество, если бы каждый был устремлен только к достижению своего счастья и своего благополучия? Общество распалось бы на молекулы, на индивидуумы, отчужденные Друг от друга. Если что и скрепляет общество, то чувство солидарности, а солидарность всегда предполагает способность одного послужить другому, способность одного дать что-то другому, а в экстренных обстоятельствах — жизнь свою отдать за ближних своих (Ин. 15,13). Как все это далеко от той жизненной философии, которую мы сегодня почерпываем из средств массовой информации, из фильмов, из рекламы. Нам предлагают жить богато, весело, зарабатывать много, все тратить на себя, — мол, один раз живем, — ни в чем себя не сдерживать, никак не воспитывать свое инстинктивное начало, наоборот — раскрепощать инстинкт, делать все, что ты хочешь делать. Где же здесь самое главное — Божественная истина о любви? И вот люди, воспитанные таким образом, вступают в брак. И что получается? До 70% браков распадаются,

137

 

 

особенно первых, а следствие разводов несчастные сироты при живых родителях. Не могут жить вместе, потому что настоящей любви нет. Есть потребительское отношение друг к другу — использовать красоту, близость другого человека для своего собственного услаждения. Но когда нужно отдать себя другому, когда нужно разделить трудности с другим человеком, а тем более если оба попадают в трудные жизненные обстоятельства, вот здесь и надламываются человеческие чувства, которые не имеют глубокого корня.

То же можно сказать и об обществе, и обо всем человеческом роде. Мы можем существовать как индивиды, мы можем существовать как семьи, мы можем существовать как человеческие общества только тогда, когда величайшая Божественная истина, открытая нам на Кресте, становится главным законом жизни.

Проповедь после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска, 22 сентября 2013 года


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.