Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Информационное пространство

Информационное пространство

Если говорить о том, что сегодня происходит в информационном пространстве, то следует отметить главную опасность для человеческой личности, которая заключается в потере способности различать добро и зло. То, что сейчас происходит, не случилось внезапно в последние годы — это подготовлено общественным развитием в течение двухсот-трехсот лет. Но в XX веке появилось направление, которое философы назвали постмодерном, то есть отказом от объективной истины. Постмодерн переносит ответственность на личность человека, которая при таком подходе является началом и концом в выработке критерия различения добра и зла. Сам человек, и никто другой, определяет, что хорошо, а что плохо; у каждого свое понимание блага и беззакония. Нет объективного мерила, значит, нет и реального понятия о нравственности.

Этот подход привел к тому, что традиционные связи, например, в семье, разрушаются. Сегодня люди с легкостью

129

 

 

относятся к разводам, это считается совершенно нормальным. Пропагандируются гомосексуальные контакты, которые ставятся на один уровень с традиционным браком. Утрачивается понятие нравственной чистоты, моральной порядочности. Особенно большой урон нанесла так называемая сексуальная революция шестидесятых годов. Сегодня мы видим, к чему она привела, исказив сознание нового поколения.

Преобразование нашего общества не может идти вне нравственного возрождения личности.

Мы стоим перед трагедией разрушения духовных основ существования общества, которое сегодня объединяет людей только на основе права. Один тип поведения разрешен законодательством, другой нет. Но хорошо известно, что люди законов почти не знают — они живут по совести, согласно своим убеждениям. Если человек действует так, как будто ему все позволено, и сам определяет, что хорошо, а что плохо, то мы приходим к тому, что можно назвать атомизацией общества, — к очень высокому уровню отчуждения людей друг от друга. Потому что нет общей нравственной платформы.

Все страны проходили через войны. Когда нужно защищать Родину, что заставляет людей взять в руки оружие и идти, чтобы принести себя в жертву? Закон? Вовсе нет — нравственное чувство. Ты защищаешь свой дом, свой народ, своих близких. В экстремальных ситуациях духовное состояние общества является решающим.

Позвольте мне привести пример: трагедия, связанная с цунами в Японии. Мы восхищаемся тем, как японский народ откликнулся на эту катастрофу, явив высокий уровень солидарности, взаимной поддержки. Не законы определяли в тот момент поведение людей, а совесть: «Так надо поступить!» То, с чем мы сегодня сталкиваемся в информационном пространстве, разрушает понятие совести, потому что каждый живет по своему разумению. Однако общество нежизнеспособно, если оно уничтожает нравственную основу собственного бытия.

Поэтому мы не хотим уходить и не уйдем из информационного пространства. Мы сознаём, что мы там

130

 

 

в меньшинстве, что у нас нет таких больших денег, как у тех, кто предлагает иной образ мысли и другое устроение жизни. Но мы глубоко убеждены в том, что Церковь должна настаивать на необходимости иметь абсолютный критерий различения добра и зла, проистекающий из нравственной традиции.

Проблематика нравственности невозможна без темы Бога. Нас убеждают в том, что мораль является производной от эволюции человека, зависит от степени развития общества. Но почему убийство — злодеяние и в Японии, и в России, и в Африке? Почему обман и ложь — это преступление вне зависимости от исторического и культурного контекста? Потому что эти грехи противоречат глубинной природе человека. Значит, существует некий абсолютный критерий нравственности, который жив в каждом народе и в каждую эпоху.

Абсолютная правда есть: это Божий закон.

Сегодня задача Церкви, деятелей культуры, всех людей, которые осознают опасность происходящего, — содействовать сохранению абсолютных критериев различения добра и зла, а значит, нравственного начала в жизни людей. Не вижу более важной цели, не могу сравнить эту миссию ни с какой другой — ни с политикой, ни с экономикой, ни с научными открытиями. От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит, будет существовать человечество или нет. Потому что, если зло воспринимать как добро, оно разрушит и человеческую личность, и общество, и цивилизацию. Соприкасаясь с современным информационным пространством, мы видим эти риски. Глубоко убежден — настало время, когда мы должны усиливать взаимодействие тех, кто осознаёт наличие таких опасностей и готов бороться за наше общее будущее. Все свои поездки за границу и по России я связываю с надеждой отыскать таких людей. К счастью, найти их очень легко, потому что их большинство — ив Японии, и в России, и в Африке, и в Америке; ведь если бы все утратили совесть и нравственное начало, мира бы уже не существовало. Поэтому я выступаю за солидарность всех тех, кто

131

 

 

понимает важность сохранения моральных законов в жизни человеческого сообщества.

Интервью японским, журналистам, 11 сентября 2012 года

 

* * *

К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей направлены в первую очередь на то, что важно в данный момент, что связано с профессиональной деятельностью, с решением различных текущих вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой повседневностью, что последняя закрывает собой то самое основное и фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть позитивной, мирной и благополучной.

Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах, — какое смятение умов, какие кровопролития, ненависть, вражда, столкновения различных групп! Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека, поэтому за основу принимается нечто временное, преходящее, чаще всего политизированное, что не может содействовать формированию целостной человеческой личности.

Слово на церемонии награждения победителей VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры, 26 февраля 2014 года


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.