Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Идеал

Идеал

Иисус, родившийся в Вифлееме, Иисус, Которого именовали бывшим из Назарета, есть не просто великий проповедник и пророк, но Он есть Сын Божий, Спаситель мира, Мессия, обетованный Богом еще первым людям, совершившим грех в райской жизни. И это величайшее свидетельство сопровождается многими очень важными духовными и интеллектуальными идеями, проникая в которые людям легче понять, что на самом деле совершил Господь Иисус Христос.

Целый комплекс этих идей, корпус Божественных истин был достаточно кратко и убедительно передан апостолам Самим Господом. На основе этого духовного, нравственного послания стала созидаться новая цивилизация, которой было суждено стать самой мощной за всю человеческую историю, — цивилизация, основанная на христианском нравственном идеале. И мы знаем, что многие поколения людей стремились воплотить этот духовный, нравственный идеал в своей личной, семейной, общественной

111

 

 

и государственной жизни. Что-то получалось, а что-то нет — такова юдоль человека. Боримый страстями и искушаемый извне, он нередко отказывается — если не умственно, то на практике — от этого идеала, и мы знаем, что в течение двух тысяч лет этот идеал, содержавшийся в апостольской проповеди и усвоенный многими и многими, не всегда приносил добрые плоды. И тем не менее если бы его не было, то мрак язычества, который уже две тысячи лет назад надламывал жизнь людей, подталкивал их к поискам живого и истинного Бога, обрушил бы сегодня духовную жизнь человечества, давно исчерпав свой потенциал. Евангельское же послание, которое жило в истории и которое усваивалось каждым последующим поколением людей, становилось основой культуры.

Слово в день памяти святых апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, 12 июля 2013 года

 

* * *

Своими крестными страданиями и смертью Христос явил людям идеал совершенной любви, призвал каждого из нас следовать Его примеру в отношениях друг с другом: терпеть, прощать, сострадать, жертвовать собой ради ближнего и любить.

Обращение по случаю 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 2016 года

 

* * *

Святая Русь — это духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой, является святость.

У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа.

Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? Хотел бы привести замечательные

112

 

 

слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающегося русского философа конца XIX — начала XX века: француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси. Вот идеал, — подчеркивает философ,— не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи...

Святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Димитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе и через литературу; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

Слово на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, 29 апреля 2014 года

 

* * *

Солидарное общество — это русский социальный идеал, непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. Это такое общество, в котором отношения

113

 

 

взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа.

Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное пространство.

Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения.

Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «экономикой» — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира.

Труд во благо человека должен иметь достойное вознаграждение.

Ценности солидарного общества вместе с нами разделяют другие народы Русской цивилизации, находящие в этих ценностях созвучие с духовными основами своих религий — ислама, иудаизма, буддизма. Это дает нам основания утверждать, что Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим

114

 

 

домом и общим достоянием для народов разных религий, вероисповеданий и культур. Прочным фундаментом этого дома стало отрицание превосходства одних народов над другими, уважение к их равенству и достоинству, то есть наследие, утвержденное еще святым Владимиром в его диалоге с Византией.

Доклад на XIX Всемирном Русском Народном Соборе,10 ноября 2015 года

 

* * *

Нашим идеалом является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание. Святой Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Основой для совместной жизни и совместных действий является фундамент общих, базовых ценностей, в том числе и тех, которые попытался сформулировать XV Всемирный Русский Народный Собор в 2011 году. Стремление к солидарности определяет весь исторический путь России, связуя воедино разные эпохи. Солидарные ценности пронизывают все пространство отечественной культуры. Потому нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта.

Слово на XVII Всемирном Русском Народном Соборе,31 октября 2013 года

 

* * *

Радость есть синоним спасения.

Человеческая жизнь такова, что мы постоянно боремся с самими собой, с окружающими обстоятельствами. Вот поэтому идеальный проект симфонии, то есть симфонического, согласованного взаимодействия Церкви и государства,

115

 

 

никогда за всю историю не был осуществлен, однако это обстоятельство не снижает значимости самой идеи.

Выступление в прямом эфире украинского телеканала «Интер», 28 июля 2010 года

 

* * *

Популярный ныне философия и психология жизни предлагают всяческое удовлетворение все возрастающих потребностей человека. В центре такого мировоззрения всегда сам человек, его «я»: мол, живи ради себя, зарабатывай ради себя или своих близких, трать как можно больше и будешь счастлив. Если бы такая философия возобладала в Древней Руси, то ни один князь не пришел бы со своей дружиной защищать Русь и она никогда не возродилась бы.

Для того чтобы достойно встречать вызовы современности, мы должны научиться жить иначе: не эгоизм, не потребительство, не чрезмерное обогащение только ради удовлетворения своих потребностей ставить во главу угла, а научиться жить вместе и посвящать жизнь достижению высоких и спасительных с точки зрения Божественного закона идеалов. Тогда вокруг этих идеалов сможет объединиться Отечество наше.

Слово после церемонии возложения венков к памятнику-колонне святому благоверному князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля, 21 сентября 2014 года

 

* * *

Бог нам возвращает сторицею все, что мы отдам другим.

Что же можем сделать мы, чтобы подняться к духовным высотам? Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть XX века, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез,

116

 

 

который лежит за пределами привычной дихотомии «правые — левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность».

Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и недолжном. Опираясь на заповеди не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй (Исх. 20, 13-15), оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодежи. Оно будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества. Оно обеспечит гражданам максимум социальных гарантий, создаст пространство равных возможностей для людей из разных регионов, социальных слоев и профессиональных групп. Добьется стремительного развития науки, передовых технологий, даст второе дыхание тем сферам, где мы традиционно лидировали. Наконец, такое государство создаст оптимальные возможности для жизни традиционных религиозных общин, для передачи духовного наследия наших предков будущим поколениям.

Искусство есть проявление гармонического начала человеческой личности.

Платформой для упомянутого синтеза должно стать единство культуры, непрерывно и преемственно развивавшейся на протяжении всей тысячелетней русской истории. Впитанные русской культурой христианские идеалы светили на всех крутых поворотах нашего исторического пути, как путеводная звезда перед волхвами. Они не дают сбиться с дороги и сегодня. Поэтому важнейшим залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры и укрепление ее духовного первоисточника — православной веры.

Слово на, открытии XVIII Всемирного Русского Народного Собора, 11 ноября 2014 года

117

 

 

* * *

Мы должны быть готовы бороться за Святую Русь — бороться в первую очередь с грехом внутри себя и через эту борьбу с грехом приближать тот идеал, который умом и сердцем принял князь Владимир. И если мы не дадим нашей истории, нашей культуре, оставив свой идеал, развернуться вспять, к прежним идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной, справедливой жизни, в центре которой — немеркнущий идеал святости, а значит, человеческой чистоты, разума, благородства, любви и надежды

Слово за, Божественной литургией в день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, 28 июля 2015 года

 

* * *

В наши дни, когда основополагающие ценности наследников Святой Руси испытываются на прочность, особенно важно хранить верность непреходящим идеалам мира, добра, милосердия, братства и взаимопомощи.

Приветствие участникам XX Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж»,23 ноября 2015 года

 

* * *

Есть нечто, что делает Антарктиду местом действительно очень важным, значимым для всего человечества. Это единственный континент, где нет оружия, нет никакой военной деятельности, где не ведется научных исследований, направленных на создание новых средств уничтожения. Вне зависимости от того, кто какую страну представляет, все полярники образуют здесь одну семью — протягивают друг другу руку помощи, когда это необходимо, бескорыстно делят свои ресурсы. Это образ идеального человечества и свидетельство того, что люди могут жить так — без границ, без оружия, без

118

 

 

вражды, сотрудничая и чувствуя себя членами одной семьи.

Слово при посещении российской антарктической станции «Беллинсгаузен», 18 февраля 2016 года


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.