Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Закон

Закон

Не все законы отражают чаяния людей. Есть законы, которые не в полной мере отражают нравственную основу человеческой личности, есть законы, плохо написанные, есть законы, едва принятые большинством, есть законы, которые подвергаются критике со стороны большого числа людей, а есть еще проблема низкой культуры, в том числе правовой, что ведет к высокому уровню криминализации. Все эти факторы приводят к мысли о том, что один только закон не может быть регулятором человеческих отношений.

Мы делаем добро не потому, что есть закон, — мы законов часто не знаем. Мы делаем добро или, наоборот, зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Эта мотивация исходит из нашего ума, из нашего сердца, и, когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение и в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без

106

 

 

нравственной основы не может существовать человеческое общество. Никакие законы в отрыве от нравственности не способны установить справедливые, мирные отношения между людьми, особенно если речь идет о таких обществах, где есть представители разных культур, разных религий, разного отношения к религии в принципе, — многоконфессиональных, многоэтнических обществах.

Слово на церемонии награждения победителей VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры, 26 февраля 2014 года

 

* * *

Великий закон жизни: что посеешь, то и пожнешь.

Сейчас наступила эпоха в нашей истории, когда мы должны сеять добро в своих семьях, в трудовых коллективах, в общественных отношениях. Сеять добро и не отчаиваться, если не видим немедленной отдачи, потому что мы обязательно пожнем богатейший урожай человеческой доброты, любви, порядочности, честности, верности долгу. Именно добро есть та великая сила, которая по Божиему нравственному закону, вложенному в природу человека, меняет жизнь к лучшему

Апостол Павел обращает к тем, кто сеет добро, удивительные слова: «Не унывайте — вы дождетесь своего, только не ослабевайте» (Гал. 6, 9). Как часто бывает в нашей жизни: мы делаем добро, а немедленной отдачи не видим. Иногда некоторые даже впадают в ропот и говорят: «Где же Бог? Где же справедливость?» Не будь скор на суд, не ослабевай в делании добра. И если ты сеешь добро, оно умножается по Божественному закону, отображаясь в сердцах и в жизни других людей. Мы начинаем возрастать в добре, и если это происходит в масштабах народа, то и народ меняется, жизнь меняется. А без возрастания в добре никакие технологии, никакие деньги не сделают человека счастливым. Ведь хорошо известно, что человеческое счастье не зависит от уровня потребления,— можно потреблять по максимуму, но счастья не иметь. Если мы очень серьезно воспримем

107

 

 

то, чему учит нас апостол Павел, мы будем счастливыми людьми, и Отечество наше будет процветать, потому что нет Божественных слов, которые были бы лишены смысла, и потому что Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7).

Слово по окончании Божественной литургии в кафедральном соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Норильска, 16 сентября 2015 года

 

* * *

Люди строят свою жизнь по законам, по предписаниям, по правилам. И чем сложнее становится человеческое общежитие, чем сложнее становится человеческая цивилизация, тем больше появляется правил — профессиональных, корпоративных, разного рода инструкций, государственных законов. Любая сторона жизни людей строго регламентируется, и если эти законы, предписания, инструкции не исполняются, то человек либо порицается, либо лишается работы, либо вообще теряет свободу.

В юриспруденции есть понимание связи нравственности и права. Не может существовать право в отрыве от нравственности. А сегодня нам говорят: никакого нравственного закона, обязательного для всех, не существует.

А при каком условии люди дерзнули провозгласить отмену этого нравственного закона? Это можно было сделать только в том случае, если люди отказываются от Бога. Тогда нравственность становится относительной — она привязывается к авторитету политиков, философов, поп-звезд. Подражая таким «героям», люди начинают копировать и их образ жизни, но это все частности, не имеющие отношения ко всему обществу, ко всему роду человеческому. Нравственный закон может быть обязательным для всех только в том случае, если он основывается на Божественном законе. Для того чтобы этот нравственный закон изничтожить и превратить нравственную жизнь в неуправляемую стихию, и надо было отказаться от идеи Бога. У этого богоборчества не просто философская задача, как нас пытались убедить.

108

 

 

Вера в Бога имеет совершенно конкретное осуществление в жизни каждого человека, потому что, если ты в Бога не веришь, у тебя нет никакого абсолютного нравственного закона. Твоя внутренняя стихия раскрепощается, ты можешь творить что хочешь. А разве не это мы наблюдаем сегодня в жизни нашего народа, — может быть, в меньшей степени в жизни нашего народа, если посмотреть на все то, что происходит в мире?

Есть такая сила, помимо умных книг и хороших проповедей в храме, — это наша совесть, это наше врожденное нравственное чувство, которое странным образом не совпадает ни с какими частными нравственными концепциями, изобретаемыми людьми, но точно совпадает с Божиим законом. Божественные заповеди как будто отпечатаны в нашей внутренней матрице, как будто из них соткано наше нравственное начало. А ведь так оно и есть. И потому самым величайшим доказательством бытия Божия является признание наличия этого нравственного внутреннего закона, которое опознается голосом совести, но подтверждается тем письменным законом, который Бог принес роду человеческому.

Слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова, 7 января 2016 года

 

* * *

Если право отрывается от нравственности, оно становится несправедливым.

Одним из наиболее действенных инструментов сохранения социальной стабильности является закон. Право — это, несомненно, человеческое установление, но его ценностные основания лежат в нравственном Божественном законе. Попробуйте закон оторвать от морали, как это сделали в Южной Африке во времена апартеида или в фашистской Германии, когда составляли человеконенавистническое законодательство. Можно подтвердить эту мысль словами Владимира Сергеевича Соловьева, на мой взгляд, русского философа номер один, жившего в конце XIX века. Он пишет: «Между идеальным добром и злою действительностью есть промежуточная область права и закона, служащая

109

 

 

воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением — государством — обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве». При этом, продолжает свою мысль философ, если право отчуждается от нравственных принципов и целей, то, самое главное, оно теряет свое безусловное основание и в сущности ничем уже не отличается от произвола. Оторвите нравственность от закона, и он начнет обслуживать человеческие стихии, а не выражать то духовное начало, которое пришло к нам свыше и которое является основой человеческого бытия. В идеале право должно проецировать нормы нравственных заповедей на различные стороны жизни людей. Но в реальной жизни под воздействием многих факторов, в том числе политических, социальных, экономических, культурных, оно от этого идеала отходит.

Идеи вседозволенности, неограниченной свободы личности, крайнего индивидуализма, постепенно проникавшие в течение последних столетий во все сферы жизни общества — от политики и экономики до культуры и искусства, — бросают вызов нравственным ценностям, объявляют их ненужными и даже мешающими общественному развитию. Мы становимся свидетелями того, как в ряде стран это опасное явление отражается в законодательстве, что приводит к эрозии важнейших общественных институтов, в первую очередь таких как семья и школа.

Слово на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.