Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Душа

Душа

Радость, мир, покой, любовь — совокупность этих чувств и определяет подлинное качество человеческой жизни, и для того, чтобы это качество было высоким, нужно всегда помнить о своей душе. Тогда и в топях, и в болотах, и совершая тяжелую работу, человек будет способен сохранять внутренний мир, покой и быть счастливым. А живя во дворце, наслаждаясь всеми благами современной

94

 

 

цивилизации, можно проходить через ад, приводящий человека к полному жизненному фиаско, вплоть до наложения на себя рук.

Слово в Успенском соборе подворья Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым,20 сентября 2013 года

 

* * *

Количество зла в мире не уменьшается, а многим даже кажется, что увеличивается. Острота конфликтов возрастает. Количество людей, вовлекающихся в общественные конфликты, несоизмеримо возрастает по сравнению с прошлым. Это означает, что никакой общественный прогресс, будь то технический, который налицо, социальный, законодательный, не способен радикально изменить жизнь людей к лучшему. Можно ее изменить в одной сфере бытия — например, обеспечить человека большим комфортом, дать ему более скоростные и комфортные средства передвижения, предоставить ему еще более продвинутые средства связи... Но что же происходит с человеческой душой? Человек становится от этого более счастливым? У него больше мира, покоя, внутреннего благополучия? У него появляется больше сил для того, чтобы правильно выстраивать отношения с окружающими его людьми? И вот здесь в лучшем случае — вопрос, а в худшем — отрицательный ответ... Очень многие сегодня говорят о деградации, в том числе общественных отношений. Люди становятся жестокими, холодными, безразличными.

Сколько людей отдали свои жизни в Великую Отечественную войну для спасения страны! Мы знаем и темные страницы в истории нашего Отечества, и тем не менее массовый героизм — это реальность. Возникает вопрос: способны ли мы сегодня к массовому героизму? На этот вопрос, к счастью, в жизни нет ответа, и не дай Бог, чтобы он когда-то появился. Но общество должно чувствовать свою способность и готовность встретить общие трудности общими усилиями.

95

 

 

Отчего же мы имеем столь неблагоприятную тенденцию в развитии и общественных отношений, и внутреннего состояния человека? Отчего мы наблюдаем сегодня кризис семьи, кризис в отношениях поколений, многие другие кризисы? А потому что кризис переживает человеческая личность. Вы можете погрузить человека в идеальные материальные условия, поместить его во дворец, максимально обеспечить удовлетворение его потребностей, а внутри человека будет ад. И есть огромное количество примеров того, как самые благополучные, самые продвинутые люди живут в аду.

Мы прикасаемся к тайне человеческой души, к тайне внутренней жизни человека. Приведу замечательные слова из Священного Писания: Из сердца человека исходят злые помыслы (Мф. 15, 19). А если злые помыслы исходят, то за ними следуют и злые дела, и никакая, даже самая отточенная правовая система, никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений не способна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, — человеческая душа — есть самая главная проблема современности. И не только современности — это самая главная проблема человеческого бытия; и чем быстрее это поймет большее количество людей, тем меньше злых помыслов претворятся в злые дела.

В основе всякого общественного кризиса — нравственное неблагополучие людей.

Сегодня мои слова многим очень сложно понять. Одним — потому что обстоятельства жизни тяжелые: нехватка денег, проживание в невыносимых условиях, часто в домах, которые и домами-то назвать невозможно, без должного уровня материального обеспечения. Конечно, для многих из этих людей в первую очередь стоит вопрос жилья, денег, устройства детей, образования — где уж тут о душе думать? А у других все есть, но они хотят все больше и больше — где же здесь о душе думать?

А потом мы спрашиваем: «Почему у нас огромное количество людей воруют друг у друга? Почему мы не можем наладить деловые отношения? Почему главной проблемой

96

 

 

развития страны является проблема коррупции и криминала?» Конечно, социологи тут же скажут почему, но это будет неправильный ответ. А правильный ответ тот, который мы с вами сейчас пытаемся сформулировать: из сердца человеческого исходят злые помыслы, которые облекаются в плоть и кровь преступных деяний.

Общество с крокодиловыми слезами на глазах возмущается результатами ЕГЭ: «Какое огромное количество детей списали! Как много людей на этом нечестно заработали!» Но делает ли кто-то правильные выводы, отчего это происходит? Конечно, можно еще раз сказать: «Неправильно министерство образования что-то сделало! Неправильные инструкции спустили!» Да не в инструкциях дело — дело в мировоззрении человека, в убеждениях, в чести, в достоинстве. Я не хочу защищать ЕГЭ, хотя и не хочу огульно его отвергать. Тема ЕГЭ особая, и, может быть, когда-нибудь мы об этом поговорим. Но сегодня ЕГЭ — как лакмусовая бумажка нравственного состояния молодежи и народа нашего. А ведь этот печальный перечень можно продолжать и продолжать...

Вера мировоззренчески поддерживает ту идею, которую эстетически выражает искусство.

Пока мы все вместе, всем народом — Церковь, интеллигенция, средства массовой информации — не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе — это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека — технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, — одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может. В чем заслуга нашей классической русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства, облекла этот идеал в образ положительного героя, и образ этот предлагался в школе, дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала, нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек, который

97

 

 

всеми силами стремится загребать деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но это страшный герой. Это нежизнеспособный герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого эта безудержная потребительская философия.

И дело, конечно, не только в философии. Дело в первую очередь в том, что происходит в нашей жизни. Но и от сознания людей зависит многое. И поэтому сегодня все те, кто может оказывать влияние на человеческое сознание — и Церковь, и школа, и интеллигенция, и средства массовой информации, — должны не ссориться и не перетягивать на себя канат, а вместе работать для того, чтобы менялось мироощущение современного человека, чтобы появлялись идеалы, способные устроять жизнь личности и общества ко благу.

«Слово пастыря», 25 июня 2011 года

 

* * *

Экономика играет очень важную роль в формировании могущества страны, ее материального благополучия, в укреплении ее обороноспособности. Но мы знаем, что очень часто страны, государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому, что нечто надломилось в душах людей, что-то произошло на уровне их сознания, — когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель. Совершенно очевидно: от того, что происходит на уровне нашего сознания, наших убеждений, на уровне нашей внутренней, духовной, жизни, во многом зависит, положительным или отрицательным будет результат. И это применимо и к личности, и к семье, и к обществу, и к государству.

Слово на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 21 июня 2014 года

98


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.