Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Грех

Грех

Мы живем в эпоху, когда впервые за всю историю человечества, включая языческие времена, грех получает законодательное оправдание, когда грех насаждается силой государства или если не насаждается, то пропагандируется государством со ссылками на человеческую свободу. Когда грех становится нормой поведения, общество перестает быть жизнеспособным. Нужно быть очень ограниченным человеком или, если говорить о политиках, нужно иметь очень опасную политическую программу либо просто не иметь трезвого разума, чтобы поддерживать разрушительные для общества тенденции. Грех разрушает личность человека. Это не наша выдумка — так Бог сказал. И не просто сказал — Он так создал человека. Он создал человека таким образом, что грех разрушает человеческую личность, хотим мы этого или не хотим. Потому что там, где грех, там смерть, это в Слове Божием сказано (Рим. 6, 23). А что такое смерть? Смерть — это распад человеческого бытия, распад жизни.

Так вот, если грех насаждается силой закона, силой убеждения, пропагандой, то человеческая жизнь подвергается колоссальной опасности. Личность теряет свою целостность. А что означает такая потеря в масштабах общества? Это означает разрушение целостности общества, жизнеспособности человеческой цивилизации. Меня часто спрашивают, что такое конец света. Конец света — это такое состояние общества, когда зла больше, чем добра. В апостольском послании сказано, что есть нечто, что удерживает от конца света (2 Фес. 2, 7). Некоторые богословы размышляли о том, что или кто этот «удерживающий». Считали, что это государство. Считали, что это Церковь. На самом деле

71

 

 

«удерживающий» — это добро, а значит, и все институты, которые служат утверждению добра, в том числе и государство, если оно выполняет эту миссию, и Церковь, и многое другое. Потому что, пока добра больше, чем зла, у человека есть жизненный потенциал, есть он и у общества, и у цивилизации. А если зла будет больше, то оно будет стремительно распространяться — как микробы в крови — и погубит человеческую цивилизацию, а значит, приведет мир к концу.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала «Россия», 2014 года

 

* * *

Без Причастия не может быть спасения человека.

Борьба с грехом предполагает в первую очередь постоянный самоконтроль вне зависимости от того, какую пищу вы вкушаете — постную или скоромную, вне зависимости от того, в каких условиях вы находитесь — на отдыхе или на работе, вне зависимости от физического вашего состояния — вы устали или бодры, вы здоровы или больны. Внутренний самоконтроль — это непременное условие возрастания человеческой личности, это то, без чего человек не может расти, причем не только духовно, нравственно, но даже интеллектуально. Если мы не пересматриваем своих взглядов на те или иные вопросы, если мы не способны преодолевать внутренние свои заблуждения, когда убеждаемся, что таковые существуют, то мы либо останавливаемся в своем интеллектуальном росте, либо начинаем просто коснеть в ошибках, предрассудках и грехах. Поэтому первое непременное условие — борьба с помыслами, как говорят святые отцы, то есть это обостренное чувство опасности. Когда возникает в сознании человека греховная мысль, она должна немедленно пройти через сито самооценки: «Это что, случайность? Откуда эти мысли? Почему я останавливаюсь на них? Мне что, приятно тешить себя этой иллюзией, этими мыслями, этими мечтаниями? Или у меня уже просто нет силы им сопротивляться?» Трезвая оценка наличного духовного состояния — это непременное условие следующего шага — преодоления

72

 

 

помыслов. Если мы отдаем себе отчет в том, что действительно оказались в плену, в плену некоей уже инерции, что греховная мысль начинает нас порабощать, тогда нужно бить тревогу для самого себя. Замечательным средством преодоления такого состояния является покаяние. Если мы сознаём, что та или иная мысль является греховной, если мы фиксируем саму эту идею, появление греховности в нашем сознании, то необходимо раскаяться пред Господом. Не пропустить это, что называется, мимо ушей — да подумаешь, какая разница, — а, остановившись на этом, пред лицом Божиим принести покаяние, а затем исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин и призвать силу Божию в помощь. Все это имеет отношение к помыслам, то есть к передней линии обороны, которую должен выстраивать человек перед напором греха. Но ведь есть и вторая линия обороны. Там одержать победу гораздо сложнее. Это область нашей воли, когда мысль может перейти в действие. Если мы допустили такое господство греховной стихии в нашем сознании, то остановить ее очень тяжело. Нужно воздействовать на волю, а воля чаще всего у нас куда слабее, чем мысль. Ведь в мыслях мы иногда горы готовы сдвинуть — как мы иногда представляем себе будущую жизнь, свои успехи, как мы смотрим на свою карьеру. Часто все это так и остается в фантазии, в мыслях. Не хватает воли осуществить одно, другое, третье. Вот так же и в духовной жизни. Рубеж воли — это уже очень сложный рубеж, когда пали редуты передовой линии обороны.

И наконец, последнее — это когда мы совершили греховное деяние. Это означает, что мы проиграли три рубежа обороны, мы просмотрели грех, мы просмотрели проникновение зла в нашу душу, совершили греховное дело. Какая может быть реакция? Чаще всего такая: ну а кто без греха, а чем я отличаюсь от других? Господи, ну так мы устроены, ну искусил лукавый.

Путь к Богу всегда бывает тернистым.

Вся эта самоуспокоительная риторика, которую нередко мы употребляем в разговоре с самими собой, укрепляет нас в совершении греховных деяний и на будущее. И нет

73

 

 

другого способа, другого средства, другой технологии, как уметь критически оценивать свое внутреннее состояние, уметь делать себе выговоры, уметь заставлять себя сменить образ мыслей или образ действий. А если уж совершаем грех, то искренне, по-настоящему, без внутреннего самооправдания, пред лицом Божиим, если стесняемся сделать это пред лицом людей, испросить прощения в совершенном грехе, принести покаяние в таинстве Исповеди, причаститься Святых Христовых Таин.

Некоторые считают, что причащаться, исповедоваться нужно четыре раза в год или один раз в год. Греховно все это, неправильно. Если так будем поступать, то какие редуты, какая оборона — как мы можем без благодати Божией побеждать свой грех? Да никак. Поэтому исповедоваться и причащаться нужно часто, так часто, как требует душа. Согласно древней церковной традиции христиане причащались всякий раз, когда они участвовали в Евхаристии, то есть когда они посещали Литургию. Сейчас эта традиция претерпела изменения, и в лучшем случае люди причащаются раз в неделю. И то хорошо, если только это Причастие сопровождается внутренним раскаянием и искренним покаянием в таинстве Исповеди.

Синергия, взаимодействиеБожественного Промысла и человеческой свободы —это реальность, которая лежит в основе нашего спасения.

Есть технологии и есть способы, но самое главное — есть огромный опыт духовной жизни святых угодников, подвижников, святых отцов. Читайте жития святых. Старайтесь читать в меру своих возможностей и святоотеческие тексты. И душеспасительное чтение также должно быть на вашем столе, потому что, погружая себя в стихию духовной жизни, сформированной в недрах Церкви, мы становимся ближе и к Богу, и к получению прощения за наши грехи.

«Слово пастыря», 20 апреля 2013 года

 

* * *

Человек, совершающий грех, и сам страдает, и распространяет его вокруг себя. Искажается человеческая природа, уничтожаются идеалы, стирается чувство ответственности, долга, правды, любви, потому что грех не останавливается,

74

 

 

он расширяется, и его задача, цель зла, диавола — захватить всю человеческую душу. Началось с небольшого, а кончается жизненной трагедией. Возникает вопрос: а есть ли средство, лекарство от этой страшной болезни, которая распространяет смертельные метастазы как по нашему телу, так и вне нас? О таком снадобье замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не так вода по природе своей омывает нечистоту тела, как милосердие силой своей очищает нашу душу». Святые отцы вообще очень любили строить свою речь и писания на сравнениях, на образах. Как замечателен образ воды, которая очищает от нечистоты человеческое тело! Какое облегчение мы получаем, когда смываем с себя всю грязь! Вот так же, и в еще большей степени, говорит святитель Иоанн Златоуст, милосердие очищает нашу душу. Можно много говорить о том, почему так происходит. Скажу лишь, что грех проистекает от того, что человек исторгает из своей жизни даже Бога, не говоря уже о других людях. Он поставляет себя в центр жизни. Так же произошел грех и в раю, на заре человеческой истории. Была дана заповедь, Творец был в центре бытия, но человек захотел занять Его место и пал. В основе всякого грехопадения — подавление себя в средоточие жизни. Но милосердие, милостыня, как говорят святые отцы, заставляет нас увидеть ближнего. Это не означает, что мы сразу, исключив себя, поставим его на главное место, но всякий раз, когда мы кому-нибудь помогаем, то хоть чуть-чуть отдаем ему часть в своей жизни, в душе, в сердце. Если милосердие становится привычкой, то человек меняется на глазах. Мне приходилось видеть, как некоторые с брезгливой улыбкой переступали порог учреждения, где опекаются несчастные люди, чтобы передать им подарки, но потом, уязвленные болью другого, они сдвигали собственное «я» с пьедестала и чувствовали замечательную силу, которую страдающий ближний дает творящему милость.

Слово в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве, 16 марта 2016 года

75


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.