Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Всемирный Русский Народный Собор

Всемирный Русский Народный Собор

Всемирный Русский Народный Собор может и должен стать интеллектуальным центром, собирающим вокруг себя людей, способных ставить и решать задачи создания собственных инструментов познания — социологических, политологических, культурологических.

Слово на XVII Всемирном Русском Народном Соборе,31 октября 2013 года

58

 

 

Нас многое сегодня разделяет. Во-первых, наше общество раздроблено. Мы по многим темам расходимся, существуют различные партии, политический плюрализм. Он, как бы об этом ни говорили, раздробляет общество. И мы знаем, что эта множественность, этот плюрализм небезобидны, особенно в предвыборное время, когда общество напрягается, когда борьба кандидатов проецируется на всё общество. Столкновения бывают иногда даже на кухне между родными и близкими людьми. Всякое разделение ослабляет общество и государство... политический плюрализм всегда оборачивается внутренним напряжением в обществе.

Есть другая тема, которая тоже разделяет наш народ. Это социальное неравенство, разное имущественное положение. Мы знаем, что есть неимущие наряду с очень богатыми людьми, у которых не хватает сдержанности, способности ограничивать себя, не хватает бытовой культуры, чтобы свое богатство не выпячивать перед глазами других людей. Наличие этих имущественных диспропорций — это тоже фактор, разделяющий наше общество.

И третий момент, тоже очень существенный. Мы многонациональная страна. Конечно, 90 % населения принадлежит к русскому этносу, где-то меньше, где-то больше. Но и меньшинства очень активны. И люди всех национальностей должны в такой стране, как Россия, чувствовать себя комфортно. Должен быть выстроен очень продуманный баланс в межэтнических отношениях. Нарушение этого баланса влечет за собой рост напряжения, который, как мы знаем, не только в России, но и в других местах оборачивается многими конфликтами.

Есть еще естественное разделение — разделение на поколения, на «отцов» и «детей». Кто-то иронизирует по этому поводу, а кто-то очень серьезно воспринимает эту проблему, особенно родители, когда они видят, что теряется общий язык и общая ценностная платформа в разговоре с детьми. Это реальная проблема, которая также несет в себе потенциал разделения.

59

 

 

А теперь давайте попытаемся понять: а что уравновешивает эти многочисленные потенциалы разделения в нашей стране? Традиционно такой системой была Церковь. Но после многих лет страданий и гонений Церковь только сегодня обретает некий потенциал. И это вызывает, как вы знаете, неадекватную, истерическую реакцию со стороны носителей нерелигиозного мировоззрения. Спрашиваю себя: а почему же у нас не было никакой истерики, когда мы жили в атеистическом государстве? Не было истерики со стороны православных людей по поводу того, что большинство людей заявляли, что они не принадлежат к Церкви, и Церковь находилась в угнетенном состоянии. Церковь же никого не угнетает, а истерика не прекращается.

Тем не менее у Церкви еще нет потенциала, позволяющего говорить о том, что она способна уравновесить все эти конфликты, хотя сегодня уже делается очень многое. Но у Церкви есть возможность собирать людей, в том числе людей разных взглядов и разных убеждений, во имя высших целей. Однако эти цели должны быть ясно сформулированы. Сегодня народ грамотный. Каждая партия у нас формулирует цели, но одни с ними соглашаются, а другие выступают против. Нужно так формулировать цели и задачи общенародной жизни, стратегического развития нашего общества, чтобы это объединяло людей независимо от политических, социальных, этнических, возрастных и прочих границ.

И вот в далеком 1993 году (вы помните, что тогда происходило в нашей стране — мы были близки к гражданской войне, разрушены были все внутренние связи в обществе, было колоссальное недоверие у людей к власти, власть себя тоже чувствовала как на оккупированной территории, происходило разрушение экономики, вооруженных сил, культуры, образования), в то тяжелейшее время, возникла идея Собора. Почему? А потому что в истории нашего государства Соборы всегда играли решающую роль. Однажды руководитель одного из западноевропейских государств в беседе со мной сказал: «У вас нет опыта демократии в России, в этом вся проблема». Когда я ему

60

 

 

рассказал об истории Земских соборов, то этот руководитель не мог ничего понять. Он говорит: «Но ведь это наверняка была элита — бояре, аристократия». Нет, это была не только аристократия. Крестьяне принимали участие в принятии судьбоносных решений. Никто, ни одна страна в Европе не имела таких демократических (если вы хотите использовать термин «демократия») механизмов, какие имела Россия в Средние века, конечно, с поправкой на особенности культуры, менталитет людей, обычаи и прочие факторы. Но в самые судьбоносные и сложные моменты собирался Собор, задача которого заключалась в том, чтобы принять решения в противовес существующим разделениям. И сделать это удавалось.

История Земских соборов замечательная, хотя не все было просто. И тот Собор, который четыреста лет тому назад избрал Михаила Феодоровича Романова на царство после Смуты, был непростым. И там пересеклись разные интересы. Одним из кандидатов на царство был тот самый польский королевич Владислав, войска которого были отброшены от Кремля Мининым и Пожарским. А сторонники этой модели остались в России, и их никто не изгнал, их пригласили на Собор. И они продвигали свою идею: заимствовать монарха из-за рубежа. Но верх взяла другая идея. Когда в 1993 году наше Отечество вздыбилось и народ, и общество погрузились в некий хаос, возникла идея Собора. Сразу же на Собор стали навешивать самые что ни на есть неприглядные ярлыки. Но постепенно перестали это делать; только в каких-то самых оголтелых изданиях до сих пор можно встретить необъективную оценку деятельности Собора. Сегодня все больше и больше признания того, что Собор является уникальной платформой для общенациональной дискуссии.

Демократия —это способ гармонизации разнонаправленных интересов внутри общества.

А зачем нужны отделения Собора? Затем, что на местах тоже возникают проблемы и конфликты. Существуют разные программы: экономические, политические, культурные, — но где можно их обсудить без каких-либо специальных обязательств по отношению к тем группам,

62

 

 

которые вступают в непримиримую борьбу друг с другом? Ведь должно быть такое спокойное пространство, где люди не кричат, где побеждают аргументы и где, самое главное, по молитве присутствует Божия благодать. Потому что Собор — это не просто собрание, это такое собрание, которое всегда сопровождает свою деятельность молитвой, призыванием помощи Божией.

Поэтому считаю, что на сегодня Всемирный Русский Народный Собор — это самый эффективный, самый значимый инструмент гражданского общества в России. И дай Бог, чтобы в регионах создавались отделения Собора, с тем чтобы помочь, в том числе и власти, развивать диалог с народом, с обществом.

Для властей очень важен Собор, потому что это место доброжелательного диалога с властью. Это ведь не оппозиционное собрание. Где еще можно услышать идеи, мысли и, может быть, поделиться собственными мыслями и идеями с представителями элит, в том числе интеллектуальной и культурной? Собор дает такие возможности.

Выступление на учредительном, собрании Новосибирского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора 24 августа 2013 года

 

* * *

На рубеже нулевых и десятых годов Всемирный Русский Народный Собор перерос статус общественного форума, который служил площадкой для обмена идеями, и ныне превращается в организацию, способную формулировать мировоззренческие ориентиры и предлагать ответы на вопросы современности. Так, именно интеллектуальными силами Собора предложены концепции гуманитарного и технологического суверенитета России, дан глубокий анализ русской цивилизационной и этнокультурной идентичности, ведется исследование проблематики солидарного общества.

Слово на открытии международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор»,18 ноября 2015 года

62


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.