Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Экология

Экология

Не только экономика страдает от бездушия людей. Вся земля, все творение Божие, по слову апостола Павла, совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22), неся на себе последствия отпадения человека от Создателя. По состоянию наших подъездов, дворов и улиц, по уровню

444

 

 

загрязненности рек, лесов и атмосферы мы можем сказать о состоянии наших душ. И это ясно свидетельствует о том, что без нравственного обновления, без очищения души через принесение нравственных норм в систему образования, через проявление этих норм в реальной жизни людей мы никогда не решим в том числе и экологических проблем. Если ребенок не приучен к тому, что грешно ломать дерево, грешно загрязнять природу, то этот ребенок не научится ничему и в будущем. Пренебрежительное и эксплуататорское отношение к окружающему миру станет частью его натуры, и его трудно будет изменить. То же самое сейчас происходит и в нашем обществе, и во многих других странах и государствах.

Слово на открытии XIII Всемирного Русского Народного Собора, 22 мая 2009 года

 

* * *

Когда начались пожары в нашей стране, то Церковь сказала: «Это наказание за грехи». И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять Церковь за то, что она говорит несвоевременные, обидные для людей вещи. Но когда смотришь репортажи о том, как ликвидируются пожары, когда слушаешь внимательно заявления экспертов, то понимаешь, насколько же права Церковь, которая свидетельствует о том, что и пожары эти являются наказанием за грех.

Однозначно и единогласно все утверждают, что причина пожаров — так называемый человеческий фактор. Давайте расшифруем это политкорректное понятие в нравственных и духовных категориях, чтобы стало понятно, о чем идет речь. Это люди сами поджигают лес — либо злоумышленники, либо те, кто настолько привык служить своей похоти, что считает совершенно безразличными любые последствия своих деяний, лишь бы только им, приехавшим на лоно природы, получить возможность отведать кусок поджаренного мяса.

445

 

 

Но ведь в уничтожении народного достояния и физической гибели людей виновны не только те, кто разжигает в лесу костры, но и все те, кто загрязняет наши леса. Поблизости от больших городов выйти в лес невозможно: это мусорная свалка, это колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов — всего того, что увеличивает силу солнца и способствует самовозгоранию леса в условиях жары. Это мы сжигаем самих себя. А почему мы это делаем? Да потому, что мы так хотим. Нам приятно разжечь костер и поджарить шашлык; бросая бутылку на землю, мы не задумываемся о том, что произойдет с лесом.

Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце,— разве он загрязнит мир вокруг себя бутылками, коробками, полиэтиленовыми мешками, остатками пищи, всем тем мусором, который превращает в некий кошмар природу вокруг наших крупных городов и даже сел? И то, что лес загорелся, — это естественный ответ на пресловутый человеческий фактор, в основе которого — грех людей. Страна наша очень пострадала и страдает от того, что происходит. Наше национальное богатство выгорает на наших глазах; мы становимся беднее, мы теряем человеческие жизни, и не только тех, кто погиб от огня: ведь как много людей слабых умерло от удушья, от тяжелейших условий жизни в больших задымленных городах...

Работа надсобой труднее, чем какая-либо другая, и заключается она не только в испытании совести и самоконтроле, но и в самоврачевании.

Но неужели и этот знак, что подает нам небо, не заставит нас одуматься и начать другую жизнь? Что еще надо народу нашему? Кого люблю, того... и наказую (Откр. 3, 19), — и Господь попускает эти беды для того, чтобы мы стали другими. Не могут гореть леса на Святой Руси, как ничего не горит в наших монастырях, потому что там исключительный порядок и любовь к природе и нет ни одного брошенного ненужного предмета. Ибо забота о природе — это прямая обязанность христианина. Природа принадлежит Богу — Он ее создал и вручил нам, а мы обязаны с благоговением заботиться о сокровище, что вручено нам Господом.

446

 

 

Вот почему из этих пожаров, постигших страну нашу в 2010 году, мы должны сделать правильные выводы — в первую очередь для нашей духовной жизни, а вместе с этим задуматься о своей культуре — о культуре своего быта, о культуре отношения к природе, к окружающему нас миру.

Сейчас все говорят о необходимости так называемого разбора полетов. Конечно, нужно провести анализ всего того, что не сработало нужным образом, чтобы предотвратить или вовремя потушить пожары. Но самый главный «разбор полетов» должен сделать каждый человек, еще и еще раз задумавшись о своей ответственности пред Богом за самого себя, за ближних своих, за природу, за весь окружающий мир.

Слово после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, 15 августа 2010 года

 

* * *

Для того чтобы,одержать победу над грехом, нужно победить хотя бы один порок.

Церковь уделяет особое внимание экологической проблеме. Мы даже приняли на Архиерейском Соборе соответствующий документ, потому что экологическая тема сегодня очень важна. Это тоже некий индикатор, который помогает понять, что происходит в душах людей. И то, что сегодня предпринимаются усилия на государственном уровне, например, по очистке Севера, очень показательная вещь. Конечно, это кампания, но кампания, которая может иметь добрые педагогические последствия. Я предложил бы начать активную уборку всей страны — наших пляжей, наших лесов, особенно тех, которые окружают большие города, чтобы не появлялись весной из-под снега пластиковые бутылки и все прочее. Нужно начать очищать свою страну, свою природу, и, может быть, в процессе этого очищения мы сами будем становиться внутренне чище.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала «Россия», 7 января 2014 года

447

 

 

Что меня коробит в нашей жизни и что могло бы стать общенациональной программой совместной работы людей вне зависимости от их образования, положения, местопребывания и т. д. — это чистота, физическая чистота окружающего нас мира. Если мы не умеем организовать свое собственное пространство на кухне, если мы не умеем, встав утром, застелить постель, если мы не замечаем грязи в подъезде, так почему же, выйдя на улицу, мы вдруг удивляемся, что мэр чего-то недоделал?

Глубоко убежден, что должна быть проведена общенациональная кампания по очищению нашей земли, наших пригородов, наших лесов, по наведению порядка в наших поселках.

Да, человек может жить небогато, но почему у него должен быть покосившийся сарай? Почему бы не заняться хотя бы таким скромным благоустройством? И если тот же мэр или какой-нибудь другой руководитель увидит, что люди стараются, то и он невольно начнет им помогать.

Слово на встрече с участниками I Культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», 30 августа 2014 года


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.