Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Церковь и государство

Церковь и государство

Церковь и государство — разные установления, перед которыми стоят разные задачи. Церковь заботится о вечном спасении людей, государство — о благоустроении их земной жизни. Но есть области, в которых наша деятельность пересекается, ведь Церковь ищет не только вечного, но и временного блага людей; для той же цели — прочного, долговременного блага — существует и государство. Сообразуясь с естественными нравственными нормами, государство не делается религиозным.

423

 

 

Оно делается благоразумным попечителем об общем благе.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Российский народ, равно как и любой другой, вправе определять, какие принципы следует устанавливать в сфере церковно-государственных отношений и иных областях. Руководящие указания со стороны кого бы то ни было здесь вряд ли уместны.

Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации. Мы общаемся с руководством всех стран канонической ответственности нашей Церкви, активно осуществляя диалог и сотрудничество на разных уровнях государственной власти. Не в последнюю очередь это помогает Церкви свидетельствовать правду Божию и властям, и народу в разных странах.

В России, как и в большинстве других стран канонической территории Русской Церкви, взаимоотношения с государством выстраиваются на принципах взаимного доверия и уважения. При этом совершенно очевидным является тот факт, что Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство — в дела Церкви. Вместе с тем мы находимся в соработничестве, направленном на благо людей. В России уровень церковно-государственного партнерства существенно ниже, чем в Германии, где государство собирает налоги для Церкви, во Франции, где президент назначает епископов в регионе Эльзас и Лотарингия, в Англии, где монарх является главой Англиканской Церкви, в Греции, где Церковь является государственной, или даже в США, где президент приносит клятву на Библии. В России, к слову сказать, глава государства использует для этих целей конституцию.

К сожалению, многим политическим и общественным деятелям современности сложно объяснить себе причину, почему Россия переживает времена духовного возрождения,

424

 

 

что выражается в массовом строительстве храмов, которые заполняются миллионами прихожан, в интересе к религии и Церкви. И они думают, что это происходит благодаря некому тайному союзу церковной и светской бюрократии. Но ведь это не так. Людей насильно не заставишь молиться, поэтому развитие церковно-государственного сотрудничества в нашей стране — это закономерный результат общенационального выбора в пользу восстановления порушенной коммунистическим временем цивилизационной идентичности России.

И в реализации этого народного выбора Церковь и власть являются партнерами, которые сотрудничают на основании независимости и невмешательства в дела друг друга.

Интервью греческому интернет-порталу церковной информации Romfea.gr, 25 апреля 2013 года

Когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием модели церковно-государственных отношений, они использовали для ее описания замечательное слово «симфония». Это понятие предполагает гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности, и очертания симфонии запечатлены в каноническом предании Православной Церкви.

Церковь является островом духовной свободы, потому что мир сегодня устроен так, чтобы поработить волю и сознание человека.

Русская Православная Церковь прошла тяжелейшим путем, полным многих исторических событий, перипетий, трудностей. И ни о какой симфонии не могло быть речи тогда, когда волей государственной власти было ликвидировано Патриаршество. Не могло быть об этом речи и когда власть стала гонителем Церкви. В новых условиях мы сознаем невозможность осуществления того идеала, который родился в первом тысячелетии. Но, с другой стороны, мы как Церковь сознаем необходимость того, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела на построение модели церковно-государственных отношений.

Мы живем в современном демократическом государстве, и те наши братья и сестры, которые живут в иных

425

 

 

государствах, а их много среди нас, также существуют в той системе права, которая сегодня является общепризнанной. Общепризнанными являются и принципы, которые заложены в нашу государственную Конституцию. Поэтому дух симфонии, но не буква, должен реализовывать себя в рамках того законодательного поля и на основе тех конституционных положений, которые существуют.

Миссия Церкви в мире направлена на тех, кто имеет нужду во враче.

Это открывает замечательную перспективу развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы ни государство, ни Церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, взаимно уважали позицию друг друга по внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества. Так и происходит сегодня в России и во многих других государствах, где осуществляет свое служение Русская Православная Церковь... Взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют отношение к внутренней, духовной жизни человека, к его нравственности, к его мироощущению, к его пониманию жизни, является очень важным, потому что послание Церкви — это нравственное послание. Это призыв к чистоте, праведности, святости; это призыв к добру, к снисхождению. Это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг другу. Если эти возвышенные нравственные идеи будут осуществляться в рамках конкретного взаимодействия Церкви и государства, то мы совместными усилиями будем помогать современному человеку справляться с теми огромными вызовами, многочисленными стрессами и проблемами, которые перед ним возникают. Государство заботится о земном, Церковь — о небесном... Невозможно представить небо без земли и землю без неба. Земля и небо образуют гармонию Божественного творения. Дай Бог, чтобы сочетание небесного и земного, усилия церковные и усилия государственные были направлены на духовное и материальное процветание людей.

Выступление на приеме в Кремле для участников Поместного Собора Русской Православной Церкви,2 февраля 2009 года

426

 

 

Когда Россия, так же как Украина, Беларусь, другие страны, стала свободным государством, мы осознали, что наступило то самое время, когда можно выстроить правильную модель отношений между Церковью и государством. Мы ясно понимали, что не должно быть ни сращивания Церкви с властью, ни огосударствления Церкви, потому что потеря свободы в принятии решений снижает возможность влияния на жизнь общества. Мы выработали основы взаимоотношений Церкви и государства, которые предполагают их автономию, взаимное невмешательство в дела друг друга. Мы свободны говорить от своего лица вне зависимости от позиции власти. По многим вопросам мнения у нас едины, но есть и такие пункты, где наши взгляды совпадают не в полной мере, а иногда совсем не совпадают. Лукавят те, кто говорят о том, что Церковь в России очень тесно соединена с государством, — это не так.

Существует сотрудничество по целому ряду вопросов как на центральном, федеральном уровне, так и на местах. Мы взаимодействуем в программах по восстановлению культурных памятников, в деле нравственного воспитания подрастающего поколения, в области культуры. Сейчас особенно важна наша совместная работа в социальной сфере. Мы вместе осваиваем те направления, которые Церковь считает возможным включить в сферу церковно-государственных контактов, например, воспитание и просвещение молодежи.

Церковь как община верующих людей, где нисходит Святой Дух, где подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека.

Мы не ставим своей целью влиять на политику государственных деятелей. Но мы обращаемся к народу и к властям с нашей проповедью. Мы несем людям определенные духовные ценности и настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало. Без этого она не приносит пользы ни тем, кто ее осуществляет, ни тем, кому она служит. Поэтому если говорить о влиянии Церкви на политическую жизнь, то это моральное, но не директивное воздействие.

427

 

 

В свое время, когда пал Советский Союз, нам активно предлагали войти в политику. Тогда наше общество искало альтернативу коммунистической партии, но ее не было, потому что не было других партий. К Церкви обратились с просьбой направить своих представителей в парламент, более того, даже предлагали выдвинуть своего кандидата на пост президента. Мы отвергли все эти предложения, хотя нас за это нередко критиковали, утверждая, что в трудный исторический момент мы бросили свой народ и не принимаем на себя политической ответственности. Но мы сказали, что не можем, исходя из своих убеждений, взять на себя эту ношу.

Церковь не является политической организацией. Однако, оказывая нравственное влияние на общественные и личные отношения, она косвенно влияет и на политику, и на социальную жизнь и даже на то, как нужно вести бизнес. Есть разработанные Церковью нравственные правила ведения дел, которые мы активно пропагандируем, потому что считаем, что бизнес тоже должен основываться на моральных принципах, — в ходе хозяйственной деятельности недопустимо умножать неправду, совершать преступления. Другими словами, Церковь имеет отношение ко всем сферам общественной жизни, но оно не прагматическое. Она не ставит целью достичь каких-либо привилегий, расширить свое влияние, а стремится нести людям слово христианской правды, основываясь на Евангелии. Такова наша позиция.

Недоброжелатели нередко рассказывают сказки, которые легко усваиваются во всем мире, ведь штампам поверить очень просто. Вам предлагают клише — Церковь в России срослась с государством. Некоторые люди повторяют эти слова. Или говорят: «Церковь влияет на Путина». Значит, так оно и есть — Церковь влияет на Президента. Возможно, Церковь и воздействует на его личность с христианской точки зрения — не знаю. Дай Бог, если это так: мы хотим оказывать влияние на всех — и на государственных деятелей, и на простых людей, чтобы нравственное

428

 

 

начало, которое проповедует Церковь, усваивалось сознанием нашего народа.

Интервью японским, журналистам,11 сентября 2012 года

 

* * *

Полагаю, что обращение высших лиц государства к Православию — не политический шаг и не дань моде, но искренний поиск Божией помощи и водительства. Русская Православная Церковь не стремится к статусу государственной — Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Церковь не может снять с себя ответственность за духовное состояние нации, в том числе ее руководящих слоев.

Мы не можем и не должны выискивать каких-то скрытых мотивов за обращением людей к Церкви, будь то политики, рабочие, профессора или домохозяйки. Церковь с любовью приветствует всех. Служение политика требует особой ответственности и мудрости, и если люди ищут ее в молитве к Богу, в учении Церкви — что же, именно здесь ее и следует искать.

Церковь и государство — это разные институции, которые имеют разные задачи и разные методы. Задача Церкви — вечное спасение людей, задача государства — благоустроение их земной жизни. Но любой ответственный государственный деятель понимает, что и земное благоустроение невозможно без опоры на духовные ценности, на тот христианский фундамент, на котором с самого начала возводилась наша цивилизация.

«Мы не хотим стать государственной Церковью»

(интервью греческой газете «Вима», 23 мая 2010 года)

 

* * *

Не стремясь подменить органы власти, Церковь, однако, оставляет за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам, потому что она состоит в первую очередь из граждан

429

 

 

Российской Федерации, у которых есть свой взгляд на происходящее, есть свое мироощущение, есть потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе и с представителями власти. Особенно это важно в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда исчезает такое понятие, как грех, то есть нарушение некоей законодательной нормы, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят псевдоидеалы, чаще всего навязываемые извне, но при этом очень часто бездумно воспринимаемые нашими людьми. Помня об этом, Церковь оценивает не только нормотворчество, но и все процессы, происходящие в жизни страны, — от экономики до культуры; и в большинстве случаев голос Церкви совпадает с голосом народа, с чаяниями его души, а иначе и быть не может, потому что в Церкви не кто иной, как наш народ.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Мы — Церковь, когда мы вместе молимся и когда мы от единого Хлеба и от единой Чаши причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых.

Главная задача Церкви — бороться с грехом, неправдой, ложью. Все это проявляется в разных сферах. Смешение добра и зла может возникать в личной и семейной жизни, в маленьком или большом трудовом коллективе, в масштабах всей страны на политической арене, в бизнесе, на уровне принятия самых важных решений. Церковь воспитывает людей в ясных нравственных категориях, делает некую прививку на всю жизнь. Если это происходит в детстве, то человеку навсегда прививается способность различать духов. В этом заключается роль Церкви.

Когда, реализуя эти задачи, Церковь соприкасается с миром политики или экономики, с общественной жизнью, со СМИ, то менее всего нужно говорить о том, что она «сращивается» с государством или что она занимается не своим делом, а священнослужителям можно только кадилом на кладбище махать. Призвание Церкви — бороться с грехом и утверждать правду в тех обстоятельствах,

430

 

 

в которых живет ее паства, то есть в нашем современном обществе.

Пасхальное интервью телеканалу «Россия»,15 апреля 2012 года

 

* * *

Социальное партнерство предполагает взаимодействие и сотрудничество, направленное на улучшение духовных и материальных условий жизни людей.

Церковь является очень большой «организацией», если говорить мирским языком. Десятки тысяч приходов, много монастырей. Церковь имеет возможность, обращаясь к людям, призывать их в том числе к участию в делах, имеющих прямое отношение к жизни общества, в делах, которые способны изменить жизнь народа, жизнь страны к лучшему. Нередко одна Церковь не может справиться с задачами, которые стоят на этом пути. И тогда она вступает в партнерские отношения с государством, с другими общественными организациями и умножает тем самым свои усилия.

Церковь взаимодействует с государством только в тех областях, которые направлены на создание благоприятных условий для духовной жизни человека и для решения тех социальных задач, невнимание к которым может нанести человеку непоправимый вред.

Церковь в грешнике не видит врага.

Мы взаимодействуем в сфере образования, потому что через образование формируется духовный мир человека. Церковь ставит перед собой очень важную задачу — укреплять нравственное начало в жизни личности и общества; и для того чтобы это служение было эффективным, и осуществляется взаимодействие с системой образования. Очень важно социальное партнерство Церкви и государства в делах благотворительности и милосердия, в частности по работе с беспризорными, с так называемыми бомжами, с инвалидами, сиротами, стариками. Все мы имеем возможность получать иногда очень тяжелую, душу надрывающую информацию из новостных программ телевидения

431

 

 

о том, что происходит в домах престарелых, в местах, где содержатся сироты. Иногда информация такая страшная, что хочется сразу же встать и идти помогать. И ведь это не отдельные случаи! Во многих местах существует большое количество проблем, хотя при этом нельзя забывать о том, что и много доброго делается. И Церковь вступает во взаимодействие с государственными учреждениями для того, чтобы облегчать положение тех, кто в этом нуждается. Замечательная сфера приложения сил Церкви и государства, социального партнерства — в сохранении культурных ценностей, в восстановлении памятников. Наверное, ни одна европейская страна не потеряла столько памятников архитектуры, столько национальных ценностей, как наша страна. Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по нашим городам. Сегодня очень многие путешествуют по Европе и видят сохранившиеся чудесные старинные здания XV, XVI, XVII веков. Где эти памятники архитектуры на Русской земле? Некоторые говорят: «Дома были из дерева построены, все сгорели». А храмы, а монастыри — где они? Их нет, они разрушены. Ну а то, что осталось, — иконы, другие произведения искусства, которые хранились в Церкви, а потом стали храниться в музеях? Их надо оберегать, выставлять, воспитывать на этом людей.

Можно и далее перечислять эти области социального партнерства. Оно направлено на благо людей, и Церковь не может отказаться от этого, потому что вера без дел, по слову апостола, мертва (Иак. 2, 20). Чтобы вера наша не была мертвой, нужно делать добрые дела, в том числе взаимодействуя с государством. И, осуществляя добрые дела, Церковь вступает в отношения и с государственными учреждениями, и с общественными организациями. Главная задача, которая стоит перед Церковью, — приводить людей ко спасению. А спастись без живой веры, которая поддерживалась бы добрыми делами, невозможно. Поэтому, вступая в партнерство с внешним миром, Церковь делает то, к чему она призвана, — служит спасению людей.

«Слово пастыря», 7 мая 2011 года

432


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.