Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Тело

Тело

Плоть Спасителя — это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его Крест и Воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу, губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело — то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой, и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим пращурам, к нашим древним предкам.

Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь является результатом наших сознательных действий, нашего греха, наших страстей. Недаром апостол называет тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6, 19), и если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех пред Богом.

Проповедь в праздник Вознесения Господня,13 июня 2013 года

 

* * *

В духовной жизни человека, как учат нас святые отцы, очень большое место занимает забота о душе. Однако человек состоит не только из души, но также из тела, и оно участвует в духовной работе, в совершенствовании человеческой личности.

399

 

 

У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Тот, кто чрезмерно заботится о теле, не может должным образом заботиться и о душе». Смысл этих слов в том, что тело и душа связаны. Если человек обращает особое внимание на тело, то от этого страдает душа.

Чтобы понять, что происходит в человеческой личности, в этой сложной системе взаимодействия тела и души, нужно помнить, что в отличие от древних, считавших тело лишь сосудом, в котором пребывает душа, мы можем более глубоко и правильно понимать их соотношение. Некогда пытались даже найти в этом сосуде место, где пребывает душа, — одни говорили, что это голова, другие — сердце. Но теперь — ив этом смысле большое значение имеют научные достижения — многое, что ранее представлялось производным исключительно от души, связывается с человеческим телом. Ученые могут точно определить, какие вещества и какие процессы формируют такие состояния, как гнев, радость, раздражительность, злоба, отчаяние. На этих знаниях выстраивается целая область медицины, и если то или иное проявление психики становится болезненным, то человека лечат медикаментами, часто добиваясь положительных результатов.

Другими словами, многое, что является производным от работы нашего организма, неким особым образом отображается в духовной составляющей человеческой личности. Ведь даже если какие-то естественные процессы и возбуждают инстинкты или чувства, то их проявления относятся уже не к телесной области, а к духовной. Потому что можно раздражаться или сдерживаться, любить или ненавидеть, осуждать или промолчать. Хотя за многими из этих явлений стоят процессы, присущие нашему телу, их проявление вовне, через наше сознание, несомненно, принадлежит миру духовному.

Как в Господе Иисусе Христе Божественное и человеческое соединяются неслитно и нераздельно, так и душа неслитно и нераздельно связана с человеческой личностью. Правда, пока человек живет на земле, эту неслитность невозможно

400

 

 

вычленить, нельзя провести никаких границ. Так Господь создал человека — одно связано с другим, одно проистекает из другого. Но когда наступит смертный час, то эта слитность разрушится и душа будет самостоятельно жить вне тела. Она предстанет пред Богом, давая ему отчет в том, что происходило с ней в земной жизни.

У Иоанна Лествичника есть такие слова: «Тот, кто печется о телесном сверх необходимого, невольно отлучает себя от Бога». Если человек угождает только своему телу, не думая о последствиях, то он невольно — потому что сам этого не осознает — отлучает себя от Всевышнего.

Это хорошо видно на примере человеческих пороков. Врачи могут точно сказать, что происходит с людьми в процессе привыкания к алкоголю или к наркотикам, как поражается психика. Если, услаждая самого себя, человек злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики, то он невольно отлучает себя от Бога. Невозможно представить, что пьяница, находящийся в состоянии постоянного опьянения, не осквернит свою душу, — вся ее сущность будет поражена пороком, который возник в теле, но привел к страшным последствиям и для духа.

Сегодня люди очень большое внимание уделяют своей плоти. В каком-то смысле это связано с общим развитием цивилизации. Мы стали меньше двигаться, у нас более качественная пища. Все это, с одной стороны, как будто помогает организму, но, с другой — разрушает его; для того чтобы быть в форме, многие внимательно следят за собой. По сути, в этом нет ничего плохого, потому что таким образом укрепляется не только тело, но и дух. Но когда человек готов ради своей физической оболочки отказаться от работы над душой, то это не что иное, как прелесть.

Молитва — этоспособностьостановиться.

Мы знаем, что есть прелесть духа, об этом говорили святые отцы: не впадай в прелесть, не допускай того, чтобы в твоей душевной, духовной жизни возникали опасные болезненные явления. Но это же можно сказать и о прелести плоти, когда чрезмерная забота о ней превращается

401

 

 

в фетиш, в нарушение того баланса между духовным и материальным, который способен формировать и поддерживать гармоничную человеческую личность. То же относится и к пище — она стала вполне доступна для большинства людей, и часто человек, теряя контроль над собой, начинает злоупотреблять едой.

Некоторым трудно понять, что такое пост, почему надо отказываться от вкушения той или иной пищи? Внешние обстоятельства современной жизни в значительной мере расслабляют человеческий дух. Противостоять этому надо путем духовного сосредоточения — контролировать движения плоти не только для подавления опасных инстинктов, которые порой даже толкают человека на преступление, но и в повседневной жизни.

Есть замечательное слово «умеренность». Правильная мера должна быть во всем — ив духовном, и в телесном. Небрежение к телу приводит к помрачению духовного образа человека. Поэтому как в древности, так и сегодня монастыри призваны быть местом образцовой жизни человека, там есть все условия для того, чтобы гармонично сочеталось духовное с материальным, забота о своей плоти с заботой о духе. Наверное, ни с кого так не спросится, как с монахов, если мы будем нарушать это здоровое, правильное и богоугодное соотношение, будем предаваться тому, чтобы удовлетворять свои телесные похоти. Именно в монастыре сегодня должна формироваться личность, способная давать пример современному человеку с точки зрения правильного отношения к телу и к душе.

Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Новоспасском ставропигиальном монастыре, 15 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.