Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Ветхий и Новый Заветы

Ветхий и Новый

Заветы

Обратимся к Священной истории: был Ветхий Завет, и Бог заключил этот завет с Авраамом. И Он сказал ему: за твою веру и верность ты получишь много материальных благ, ты будешь богатым, и, самое главное, увеличится твое потомство, но ты должен быть верным Мне. И Авраам, как известно, сохранил эту верность, пройдя даже через искушение, связанное с требованием Господа принести в жертву единственного сына. Вот это Ветхий Завет — в ответ на веру и верность народ получает силу.

Что происходит в христианстве? В Ветхом Завете, для того чтобы соблюдать закон, появилось огромное количество различных предписаний. Я как-то спросил очень правоверного иудея: «Сколько у вас предписаний, которые нужно исполнять, для того чтобы спастись?» Он ответил: «Очень много, никто не знает, может быть, только какие-то очень мудрые раввины».

Христос облегчил решение этой задачи. Он все это огромное количество предписаний свел к девятнадцати: десять оставил из Ветхого Завета — это заповеди Моисея, и девять заповедей блаженства. Но эти предписания касаются самого главного — они касаются внутреннего мира человека.

Если говорить о Новом Завете — сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22,20) во оставление грехов — это то, что сказал Господь во время Тайной Вечери. Он скрепил этот завет Своей кровью. И, участвуя в этом завете (а христианин — это участник завета, соглашения с Богом; когда мы крестимся, когда вступаем в Церковь, мы вступаем в это соглашение с Богом), мы обязуемся исполнять Его закон не для того, чтобы получить увеличение населения или материальные блага, а для того, чтобы получить жизнь вечную.

Сила христианского завета в том, что он обновил, высветил подлинную сущность Ветхого Завета и ввел людей в новые отношения с Богом, а через это определил и ответственность человека. Наша ответственность заключается в том, чтобы оставаться верными Божиему Завету — Новому Завету.

36

 

 

Задача Церкви и состоит в том, чтобы сохранять этот завет между Богом и человеком, Новый Завет. И поэтому Церковь предполагает осуществление некой консервативной функции — сохранения. Мы должны сохранить ценности, которые в этом завете Бог передал людям. И поэтому всё, что касается перемен в жизни Церкви, имеет отношение только к внешней стороне церковной жизни. Например, то, что определяется культурой людей — музыка, тексты (если говорить о богослужении), внешняя обрядовая сторона, — меняется не только во времени, что очень легко проследить, изучая историческую литургику (то есть как развивалось богослужение), но меняется и от народа к народу: вы приезжаете в Грецию — там несколько иные обряды, чем в России, и т. д.

Кроме того, Церковь, конечно, призвана актуализировать то послание, которое она приняла от Самого Христа через святых апостолов. А это означает изменение языка, категории мышления. Я с вами говорю так, как не стал бы говорить иерарх в XVIII или даже в XIX веке, были бы другие слова. Поэтому актуализация церковного послания — это постоянно меняющийся культурный фактор церковной жизни. И очень важно помнить, что в Церкви не может быть каких-то искусственных реформ, изменений.

Пасхальное интервью украинскому телеканалу «Интер»,6 мая 2013 года 


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.