Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Страдания, скорбь

Страдания, скорбь

Горе и страдания присутствуют в жизни людей, и многие пытаются преодолеть их в своей повседневной жизни. Все развитие человеческой цивилизации направлено на то, чтобы человек решил проблему страданий и горя, чтобы его жизнь стала легче, комфортнее, благополучнее, чтобы страдание ушло в сторону. Но ничего не получается! Даже в наше время, когда на Земле накоплены колоссальные богатства, абсолютное большинство ее жителей — нищие люди, и значительная часть из них голодает; очень многие лишены самого необходимого, даже чистой воды, они жаждут.

А как много тех, кого злословят! Здесь уже никакие деньги, никакое богатство, никакая власть не могут помочь тем, кого злословят, обижают, на кого клевещут. А если к этому добавить еще и болезни? Мы знаем, что болезни приносят огромную скорбь. А утрата близких и родных? Этот перечень можно продолжать.

386

 

 

Мы знаем, что многие философы еще в древности пытались решить проблему человеческих страданий. И сегодня, развивая технику, совершенствуя экономику, имея огромные возможности воздействия на природу, современная цивилизация пытается решить проблему страданий, но решить не может!

Что это означает? Некоторые люди, задумываясь на тему страданий, начинают роптать на Бога и спрашивают: как же мы именуем Бога любящим Отцом, если в мире так много страданий, так много несправедливости, так много болезней, преждевременных смертей, в том числе смертей невинных младенцев? Как все это совместить с Божественной любовью и с Божественным всемогуществом? И есть те, кто говорят: в Бога не верю именно потому, что не могу объяснить эту несправедливость и эти страдания. Как сказал один дерзкий человек, если он явится пред Богом, то спросит Его: «А Тебе не стыдно?» — имея в виду неустройство человеческой жизни.

Если мы будем пытаться решить проблему человеческого страдания в рамках физической жизни, у нас ничего не получится. Более того, если мы будем основывать свое мировоззрение только на том времени, которое Бог нам дает для пребывания на земле, у нас не получится сформулировать внятное понимание смысла человеческой жизни. Все превращается в некое безумие. Шесть, семь, восемь десятков лет, которые живет человек, — и потом уходит из жизни. Каков смысл этих лет, и есть ли он вообще? Если мы отрицаем Бога, отрицаем вечность, то никакого смысла нет — суета сует и томление духа (Еккл. 1,2, 14), как говорил мудрый Соломон.

В границах земной жизни, в рамках физического бытия невозможно преодолеть человеческое горе и человеческое страдание. Как бы ни напрягался человек, каким бы мощным и сильным он ни становился, как бы ни развивалась наука, какими бы фантастическими технологиями ни обогащалось человечество, проблему человеческого страдания не решить! Никогда, ни при каких условиях

387

 

 

в пределах физической жизни — но только в перспективе вечности. А для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности, то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь, наполняется смыслом наше кратковременное, почти мгновенное, пребывание в физическом теле здесь, на земле, — такое скоротечное, как это хорошо знают люди зрелого возраста. Смысл открывается в вечности, и в вечности разрешаются вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий.

Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских в Спасо-Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 11 июля 2014 года

 

* * *

Размышляя о духовной жизни, нельзя не сказать об очень важном факторе, который сопутствует каждому человеку, — это скорби и печали. Люди не любят говорить об этом. Могут поплакаться, но не анализировать происходящее с ними — как не хотят прикасаться к болезни, так же нет желания думать о горестях. Может быть, именно от отсутствия навыка осмысления скорбей происходит неготовность человека, особенно современного, принимать страдание.

Замечательную мысль мы находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». У преподобного Марка Подвижника есть иные важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, горести — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой, скорбь может быть наказанием за наши грехи и проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия, а есть, которые происходят от незнания или заблуждения. Некоторые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми

388

 

 

жизненными обстоятельствами. Это могут быть проблемы со здоровьем, с работой, неурядицы в семье — да чего только не бывает в нашей жизни!

Если беда приходит нежданно, когда, казалось бы, ничто не должно было случиться, то к этому нужно отнестись с особым вниманием. Тогда понятие скорби пересекается с понятием креста. Ведь крест — не просто боль по какому-либо поводу, но это то страдание и та тяжесть, которую мы несем вне зависимости от того, заслуживаем мы это или не заслуживаем, привлекли мы его на себя вследствие наших дурных поступков или нет. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.

Для чего же тогда скорбь и крест? Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что важны не сами несчастья, не сама печаль, а их результат. Господь дает нам возможность пройти через скорби и печали, чтобы мы проявили свои качества. Подобно тому как человека, готовящегося стать капитаном и управлять судами, вначале берут на корабль в качестве юнги и дают ему возможность пройти по бурным волнам, преодолеть штормы, закалиться в плавании по морю, так и нам Господь посылает испытания, возлагая на нас крест. Не для того, чтобы раздавить им или выбить человека из жизненной колеи, но чтобы мы, соприкасаясь с бедами и тяготами, находили в себе силы дать на происходящее достойный христианина ответ и перед лицом сложных жизненных обстоятельств вдумчиво и беспристрастно оценить свои мысли и поступки.

На болезнии скорби нужно смотреть как на Божие вразумление.

В Писании и у святых отцов мы находим утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого любит Господь, того наказывает (Притч. 3,12). Если Бог посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, а дает ему шанс преодолеть трудности, возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над

389

 

 

трудными обстоятельствами, не терять голову и жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот.

Опыт жизни с Богом, со Христом дает человеку великую внутреннюю силу Собственно говоря, чем же являются откровения мучеников, исповедников, как не ее свидетельством? Если мы проходим по жизни вместе с Богом, то Божественная сила нас укрепляет и Господь становится ближе. Вот почему христианство — это очень оптимистичный взгляд на мир, на жизнь и на человека. Оно совсем не такое, каким его пытаются представить критикующие веру. Ибо вера дает каждому огромную Божественную силу, а через нее — мудрость и способность противостоять трудным жизненным обстоятельствам, без преодоления которых не может быть духовного роста.

Напомню слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения». Да поможет нам Господь мудро, спасительно идти по жизненному пути, вразумляясь дивными мыслями, которые мы черпаем в святоотеческом наследии и богослужебной традиции нашей Церкви.

Слово в канун Недели Торжества Православия в Сретенском ставропигиалъном, монастыре,19 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.