Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: «Вы можете. Не грешите.

26

 

 

Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы все сможете».

Мы сегодня проходим через какие-то кризисы, какие-то неурядицы, и все это забывается даже не за жизнь одного поколения, а за один месяц или один год. Но ведь всем этим обычным, каждодневным жизненным проблемам мы отдаем сегодня все свои силы и не видим стратегической Божественной перспективы, которую мы как народ должны видеть.

Значение сегодняшнего дня в том, что мы через воспоминание нашей Великой Победы способны обрести то зрение, которое является самым важным.

Замечательно, что память об этом важнейшем в истории Отечества событии сохраняется, несмотря на то, что естественным образом время, отделяющее нас от Дня Победы, становится все более продолжительным.

Учитывая совершенно особое значение Дня Победы в Великой Отечественной войне для нашего народа, я благословил, чтобы с сегодняшнего дня — со дня 65-летия Победы в Великой Отечественной войне — каждый год 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершался особым чином благодарственный молебен, подобно тому, как после Отечественной войны 1812 года по благословению Святейшего Правительствующего Синода во всех храмах совершался особый благодарственный молебен, чин которого дошел до нашего времени.

Церковь взирает на минувшую войну не так, как смотрят на нее историки или политики. У Церкви особый взгляд, особый угол духовного зрения. Именно Церковь является хранительницей той великой правды, что все в мире проистекает от соприкосновения добра и зла. И когда добро побеждает, то последствия одни; а если зло побеждает, то последствия другие.

Мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание. Конечно, у войны были и свои, человеческие причины — злая, безумная воля

27

 

 

определенного круга людей. Но ведь и та злая воля была затем проведена через горнило искупления.

Пред Богом не исчезают ни одно слово, ни одно дело; и Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном суде. Бог нередко восстанавливает справедливость и в течение жизни одного поколения.

Как же мы должны дорожить подвигом одного поколения! Как мы должны благоговеть перед этой кровью! Как мы должны благодарить Бога за победу, за то, что пролитие крови не обернулось поражением и новыми скорбями, которых уже никогда бы не выдержало наше Отечество! С какой благодарностью мы сегодня должны возносить к Нему свои взоры и свои молитвы за подлинное избавление страны нашей!

Слово после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, 9 мая 2010 года

 

* * *

Не один раз я задавался вопросом: что двигало советскими воинами, которые своими подвигами, жертвенностью, безжалостностью к себе вызывали глубокое изумление не только у противника, но и у союзников? У меня есть только один ответ: это была вера в правду русского человека. Наши воины верили в Россию, Русь, святость своей Родины и земли. И за это были готовы не только терпеть страдания, проливать кровь, но и отдавать свою жизнь.

Это была глубинная, нередко неосознанная вера в то, что русский путь, русская культура имеют право на жизнь и ценны не только для носителей этой традиции.

У Божественной справедливости есть свои правила — они выражены в заповедях Божиих — и свое воздаяние.

Русский воин, отдававший свою жизнь на той страшной войне, чувствовал, что нашему народу есть что сказать всему миру. И если этот народ будет уничтожен, порабощен — это приведет к еще большей катастрофе, нежели сама война.

Эксклюзивное интервью РИА «Новости»,22 июня 2015 года

28

 

 

Победа в Великой Отечественной войне — это победа не только советского оружия, военных технологий, искусства командиров, но в первую очередь победа силы русского духа. В современном сознании дух зачастую воспринимается как нечто эфемерное, нереальное, практически неизмеримое и поэтому почти не существующее. Вместе с тем именно этот почти неуловимый дух является средоточием человеческой личности, самым главным и самым ценным в человеке. Мы не должны забывать, что война случилась в момент трагического крушения духовных устоев русского человека. И не надо стесняться видеть в бедах войны естественное продолжение глубочайшего духовного кризиса общества.

Правда предельно проста и очевидна: чуму фашизма остановил своим подвигом именно русский народ, поддержанный братскими народами, ставшими своими друг для друга задолго до образования СССР. И в этом непреходящая заслуга наших отцов.

Эксклюзивное интервью РИА «Новости»,22 июня 2015 года

 

* * *

Мы знаем, что победа в Великой Отечественной войне была праведной. Не мы начали войну, на нашу землю пришел враг, который с первых дней боевых действий стал проявлять невероятную жестокость, уничтожать мирное население, жечь деревни, разрушать города. Когда видишь кадры кинохроники, невольно думаешь: что было бы в твоем сердце, если бы ты оказался свидетелем этого кошмара? Народ жил мирно и спокойно, и вдруг по чьей-то злой воле целые армады, иноземные полчища вторглись на родную землю, уничтожают народ, братьев и сестер, топчут нивы, разрушают селения и города.

Одержимость это рабство, и хозяин одержимого — диавол.

Вот почему с самого начала Великая Отечественная война стала именоваться священной войной, то есть войной за правду. Поэтому наше воинство, пусть и не было в нем

29

 

 

священников, и не творилась общая молитва (хотя личная, частная молитва совершалась почти каждым воином), смело можно именовать христолюбивым. Ведь мы сражались за правду, за Родину, за свою землю, за народ, против коварного и жестокого врага.

Слово в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Божественной литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе в Москве, 6 мая 2016 года 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.