Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Рождество Христово

РождествоХристово

«Возсия мирови свет разума» — миру воссиял свет разума в связи с Рождеством Христовым. Это означает, что через рождение Спасителя в мир пришел разум. Кто-то может спросить: а что, до Рождества Спасителя не было выдающихся мудрецов? Не было в человеческом роде глубоких интеллектуальных прозрений? Не было науки, ремесел? Все это существовало, Римская империя как раз и олицетворяла грандиозный для того времени прогресс человеческого рода во всех отраслях, в том числе в интеллектуальной сфере. Языческие мудрецы, великие философы до сих пор поражают воображение современного человека

314

 

 

своей удивительной логикой, проницательностью, силой мысли. О каком же разуме тогда идет речь? О Божественном разуме.

Господь принес нам не человеческую мудрость, а слово Божие. Он привнес в нашу действительность Божественное интеллектуальное начало. Это означает, что человеку дана некая мера, некий критерий истины. У каждого может быть сомнение в чем-то, особенно в том, что касается жизни, ее ценностей. Если повнимательнее посмотреть на кризисы, которые происходят в современном обществе, то можно увидеть, что все они так или иначе связаны с потерей ориентации. Знаний много — ориентации нет. Идей много, а подлинного критерия, мерила истины не существует. Сколько голов — столько и умов. От этого проистекает совершенно определенное самочувствие людей. Если «сколько голов — столько и умов», то в условиях торжества свободы и прав человека любой имеет возможность и право не только предъявлять публично собственную мудрость, но и вести за собой других людей.

Сегодня каждый человек находится под мощным влиянием информационного потока, сотканного из разнообразных человеческих прав и личных точек зрения. На простого обывателя все это обрушивается особенно мощно в периоды предвыборных кампаний, политических конфликтов. Как же не запутаться во всем этом? Речь идет не только о политике. Как разобраться в жизни, не потерять дорогу, которая ведет к нужной и правильной цели?

Мы никогда не потеряем свой путь и, даже потеряв, найдем его, если будем жить под светом Божественного разума. Он и будет высвечивать нам стезю, потому что именно Божественный разум является критерием истины. Отвергайте все, что не соответствует слову Божиему, живите в соответствии с этим словом, и это будет единственно правильное направление в жизни.

Вот почему после рождения Христа Спасителя началась новая эра, новая эпоха. Не случайно мы ведем летоисчисление с этого дня, потому что настало время разума. Во многом

315

 

 

интеллектуальные, рациональные прозрения, которые случились после рождения Христа Спасителя и, в конце концов, привели к развитию науки, искусства и всего того, что стало достоянием современного человека, — все они явились производной от Божественного разума, воссиявшего над всей вселенной. Потому что очень многие люди, руководствуясь им, в разных сферах так выстраивали свою жизнь, что она непременно приводила к правильным целям.

Существует путеводная звезда, яркий маяк, который помогает выхватить из мрака и тьмы путь, по которому должен идти человек. Есть уверенность в том, что сегодня все больше и больше людей начинают понимать смысл тех слов, которые мы сейчас объясняем. Дай Бог, чтобы в нашем Отечестве, во всей исторической Руси это следование Божественному разуму никогда не пресекалось. Тогда нам удастся избежать очень многих ошибок прошлого.

«Слово пастыря», 8 января 2012 года

 

* * *

На Западе коммерциализация праздника Рождества Христова достигла фантастических размеров. Собственно говоря, смысл праздника утонул, очень многие о нем не думают и не желают думать, потому что вся энергия людей, особенно в предпраздничные дни, направлена на то, чтобы посетить магазины. Это время распродаж, а продавцы, используя естественное желание людей купить подарки, принести радость близким, делают все для того, чтобы этот период был самым успешным в торговле. Мы знаем, как это происходит, — развлекательные центры, огромные магазины становятся местами «паломничества» в преддверии праздника Рождества Христова.

Мы находимся в более выгодном положении из-за того, что Церковь живет по-старому, юлианскому календарю. У нас Рождество Христово празднуется после Нового года, и пик покупок как раз приходится на время западного Рождества. Потом, когда все уже насытятся подарками, застольями,

316

 

 

весельем, наступает православное Рождество, которое мы встречаем куда спокойнее, чем в других странах, где нет этой календарной разницы.

Но и в нашем Отечестве подготовка к Рождественским праздникам также связана с современной культурой потребления, с коммерциализацией — это очень плохо и опасно. Праздник не должен утрачивать своего духовного и исторического измерения, уходить из нашего сознания как событие Священной истории. Если люди помнят и знают о том, ради чего происходят торжества, то поневоле мысль обращается к источнику этой радости — к Самому Богу, Который возжелал стать человеком, быть с нами, чтобы вместе двигаться по дороге жизни.

Ни в одной религии нет ничего подобного. Никакое вероисповедание не предлагает людям видеть в Боге, во всемогущем Творце Того, Кто идет по жизни рядом с тобой. Христос Спаситель прошел тернистым путем человеческого бытия. Он испытал все — и благополучное, радостное детство среди любящих людей, и горечь непонимания со стороны общества. Господь знал человеческую злобу, зависть в максимально возможном смысле этого слова. Он действительно стал жертвой человеческого греха, был пленен, поруган, претерпел муки, пытки и, наконец, был умерщвлен.

Сила христианина заключается в том, что, доверяя Господу, он способен без ропота преодолевать боль и страдания.

Никто из верующих, зная крестный путь Спасителя — невинного, не имевшего прегрешений, принесшего нам радостную весть о спасении и погубленного от руки людей, — никто, помня обо всем этом, не может сетовать на собственную жизнь, особенно роптать на Бога в связи с испытаниями, которые претерпевает. В самом деле, разве наши страдания и скорби больше, чем страдания и скорбь Бога, ставшего человеком? Совсем нет.

Этот глубинный смысл Рождества способен вдохнуть радость и умиротворить самого отчаявшегося человека — озлобленного, скорбящего, недовольного своей судьбой, испытывающего множество стрессов, у которого будто бы нет выхода. Но луч надежды появляется при одной только

317

 

 

мысли о том, что безгрешный Богочеловек для чего-то страдал — несоизмеримо больше и сильнее, чем любой из нас в своей жизни. А если так — не является ли этот безгрешный Богочеловек моим Спасителем? Не могу ли я вместе с Ним преодолеть те тяготы и скорби, которые меня обуревают? Верующий человек в глубине своего религиозного опыта отвечает на такой вопрос положительно: «Да, могу» — и подкрепляет это не только логикой мысли, но и духовным опытом, который открывается в молитве и в общении с Богом.

Рождество Христово исполнено мощной жизнеутверждающей силы, способной изменить жизнь людей. Дай Бог, чтобы это огромное значение праздника Рождества, его великий спасительный смысл никогда не уходили из фокуса нашего внимания; чтобы никакие магазины и пирушки не способны были разрушить саму сущность этого торжества. Но, с другой стороны — человек остается человеком. Радость общения с близкими, доброе дружеское застолье всегда сопровождали праздники, даже те, которые исполнены великого духовного смысла, — так оно и происходит в большинстве верующих семей. Дай Бог, чтобы это празднование происходило так в масштабах всего нашего общества. Тогда мы будем точно знать и иметь уверенность, что нечто особое, принципиально важное происходит в жизни — то, что может изменить к лучшему само наше бытие, подчас такое непростое и исполненное скорбей.

«Слово пастыря», 8 января 2012 года


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.