Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Россия

Россия

Является ли Россия особой, уникальной, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю? На наш взгляд, ответ может быть только утвердительным. Едва ли у кого-то из людей, серьезно интересующихся философией истории, это может вызывать сомнения.

Одно перечисление выдающихся имен русских и зарубежных исследователей, признававших Россию самостоятельным, самобытным обществом, выглядит внушительно. В этом списке окажутся очень разные люди, такие как Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер. А разве возникновение в начале XX века русской религиозной философии — яркого направления в гуманитарной науке — не является доказательством творческого начала нашей цивилизации, способной предложить свой взгляд на мир, сказать человеку свое слово? Не случайно, что и сегодняшние мыслители и политические деятели обращаются к мудрости именно тех, кто сформировал корпус этой замечательной религиозной философии конца XIX — начала XX века.

303

 

 

Безусловно, еще более вескими аргументами, нежели философские работы и теоретические выкладки историков, являются реальные дела, то есть исторический опыт России, ее выдающиеся достижения в культуре и технике, ее способность давать неповторимый национальный ответ на вызовы времени, ее уникальная роль в переломные моменты человеческой истории.

Поэтому на вопрос, является ли Россия самостоятельной цивилизацией в семье крупнейших цивилизаций планеты, мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия — это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат.

За минувшие полтора десятилетия в России произошли позитивные сдвиги, в частности в экономике и в демографии, но они еще не вполне убедительны для тех наших соотечественников, которые утратили или утрачивают веру в творческие силы своей страны и своего народа. И здесь мы вступаем в смысловое пространство, где действуют совсем иные аргументы, нежели размер накопленных материальных богатств и численность людских масс.

России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений? Но, кроме того, мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом

304

 

 

определенные отношения между мужчинами и женщинами.

Выступление на, открытии XVII Всемирного Русского Народного Собора, 31 октября 2013 года

 

* * *

Россия — не просто государство со своими границами, законами и учреждениями. Это — страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями. Потому нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности. Сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле является русский народ — главный созидатель Российского государства. В духовном смысле такой сердцевиной, несомненно, является православное христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное большое государство на евразийском пространстве.

И то, что Россия — это великое многонациональное государство, во многом определялось нравственными, духовными установками Православия, которое категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру. Православие всегда стояло на защите своего народа от различного рода внешней духовной агрессии, будь то тевтонские рыцари или какая-то более тонкая пропаганда иных взглядов, религиозных в том числе. Православие стояло на защите от так называемого прозелитизма, но никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, чтобы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства.

Слово на I Калининградском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 14 марта 2015 года

305

 

 

* * *

Россия не может быть вассалом, потому что Россия — это не только страна. Это целая цивилизация, это тысячелетняя история, это сплав многих культур, это исторический путь и историческая традиция огромной духовной силы.

Обращение к работникам, авиационного завода им. 10. А. Гагарина г. Комсомольска-на-Амуре,16 сентября 2014 года

 

* * *

Мы строим новую Россию, не разрушая своего фундамента, наоборот, мы этот фундамент восстанавливаем, мы лечим самих себя. Мы укрепляемся в мысли, что только на фундаменте, построенном нашими предками, на фундаменте веры православной, нашей духовности и культуры мы сможем достичь тех целей, которые ставим сегодня в сфере экономики, политики и социальной жизни.

Слово после Божественной литургии в Никольском Морском соборе Кронштадта, 28 мая 2013 года

 

* * *

Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть ее «Россией без русских», лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира.

Ни один человек, принадлежащий к другому народу в России, не должен быть ограничен в своих правах, в своих возможностях. Одним из непременных условий межнационального согласия должно быть, во-первых, осуществление права народов нашей страны на этнокультурное развитие, вместе с тем государствообразующий русский народ не может быть исключен из этого процесса. И во-вторых, формирование многонациональной гражданской

306

 

 

и цивилизационной общности, осознание всеми людьми, принадлежащими к различным этносам и народам, своей сопричастности к единому обществу, к единой стране, чтобы каждый мог гордиться тем, что он является гражданином свободной России.

Выступление на, открытии XVII Всемирного Русского Народного Собора, 31 октября 2013 года

 

* * *

Россия формировалась как великое многонациональное государство именно благодаря тому, что большинство людей, будучи православными, в силу своей православной культуры, православного воспитания, православного мировоззрения обладали очень широкой веротерпимостью, скажем так. Этот термин употреблялся в Российской империи. То есть люди с уважением относились к обычаям иноверных людей, никогда не оскорбляли религиозного чувства, но никогда и не допускали того, что мы теперь называем прозелитизмом. Если со стороны представителей иной веры, иной религии совершались какие-то агрессивные действия, направленные на обращение наших людей в иную веру, тогда это встречало отпор, вплоть до физического отпора, военного сопротивления. Но в быту никогда ничего подобного не было.

Разделенияразрушают единство общества, в том числе тогда, когда народ стоит перед необходимостью решать исторически важные задачи.

Теперь все совсем иначе — по многим причинам, которых вчера еще не было. Мы знаем, что люди, которые приезжают в Россию, не всегда знакомы с нашей культурой, обычаями, с нашей верой, и они по многим причинам, о которых сейчас не буду говорить, не пытаются принять во внимание то обстоятельство, что они живут среди большинства, которое имеет иные представления о бытовой культуре, о поведении на улице, об отношениях между мужчиной и женщиной. Все это приводит к таким, мягко выражаясь, культурным нестыковкам. Если это остается на уровне какого-то небольшого бытового напряжения, то есть надежда, что все это в конце концов пройдет. Но когда такого рода нестыковки уже бросают вызов закону и правопорядку,

307

 

 

тогда ответ очень простой: нужно наводить порядок на основании закона. Другого ничего нет. Не должно быть беззакония, не должно быть насилия, не должно быть, знаете, такого: «раззудись плечо, размахнись рука, и давайте будем всё сокрушать и наводить порядок вот такой неорганизованной силой». Важно, чтобы работал закон, и важно, чтобы на основании этого закона строились отношения, — до тех пор, пока снова не заработает внутренняя готовность людей мирно и спокойно жить друг с другом, несмотря на существующие различия. Другого пути я не вижу.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала, «Россия», 7 января 2014 года

 

* * *

Сохранить наше Отечество — Россию — можно, только обеспечив межнациональный мир и взаимопонимание всех народов, ее населяющих. Если брат поднимет руку на брата, если каждая нация начнет обособляться от других, выкраивая из единого государственного организма лоскуты этнических уделов, то страну ожидает катастрофа, о чем достаточно красноречиво свидетельствует наша давняя и недавняя история.

Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия Российской цивилизации являются залогом межнационального мира на огромном пространстве Евразии. Потому на всех нас — на тех, кому дороги наша страна и наша цивилизация, созданное нами содружество народов, — возложена двуединая задача: беречь не только межнациональный мир во имя единства России, но беречь и единство России во имя межнационального мира. Выступая за этнокультурное развитие и укрепление национального сознания, ни в коем случае нельзя забывать о том главном, что нас объединяет, — о нашей общей Российской цивилизации. На протяжении веков она была цивилизацией диалога, высоко ценившей уважение к иным народам

308

 

 

и культурам, не боявшейся учиться у соседей и вместе с тем не позволявшей высокомерного отношения к собственным ценностям. Древняя Русь возникла не в результате покорения одних народов другими и не в результате насильственного навязывания культуры завоевателей, как не раз бывало в человеческой истории. Нет, рождение Руси — физическое, а затем духовное — стало результатом равноправного свободного диалога славян, финно-угров и скандинавов, тюрков и византийцев.

Слово на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 21 июня 2014 года

 

* * *

Очень важной является поддержка традиционных религий России и существующих в стране национальных меньшинств, представители которых вносят свой значительный вклад в общенародное дело — укрепление экономического, политического и культурного процветания нашей страны. Для всех народов России их страна — это их родной дом, другого нет. А потому каждый народ должен чувствовать себя по-настоящему дома, в безопасности, в доброжелательном окружении многонационального общества.

Нет доверия —невозможно построить семью, нет доверия — невозможно устроить гармоничные общественные отношения, нет доверия — невозможно сохранить мирмежду странами.

Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия.

Необходимо утверждать право народов и религиозных общин на свою идентичность. Таким правом, безусловно, обладает и русский народ, вокруг которого формируется российская нация, российская цивилизационная общность. При этом все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках общей многонациональной русской цивилизации. Наш великий мыслитель Николай Яковлевич Данилевский, основатель

309

 

 

цивилизационного подхода к изучению истории, писал: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает в пространстве и во времени возможного разнообразия, возможной многосторонности существования». Необходимо еще раз ясно и четко обозначить принципиальный момент: для того чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они вовсе не должны отказываться от своей национальной памяти.

Слово на открытии XVIII Всемирного Русского Народного Собора, 11 ноября 2014 года

 

* * *

Симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора.

Слово на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года

 

Через таинство Евхаристии благодатьБожия никогда не отнималась от нашего народа, именно эта открытая в Небо дверь всегда помогала нам беречь веру и не терять национального самосознания.

Тема межрелигиозного мира и сотрудничества является одной из самых важных для нашей страны. Россия стала великим государством — от Балтийского моря до Тихого океана — только потому, что она сумела объединить народы, которые вошли в ее состав. Это возможно только в одном случае: если в многонациональном государстве нет людей первого и второго сорта по национальному признаку, если перед человеком любой национальности открываются возможности карьеры, бизнеса, активного участия в жизни народа и всей страны.

Мы знаем, что сегодня не всем в мире нравится наша межнациональная гармония. Прилагаются значительные силы, чтобы радикализировать религиозные или национальные группы, заставить их посмотреть на своих братьев с позиции силы, попытаться создать некие группы, с тем чтобы

310

 

 

побеждать других, чтобы завоевывать больше, чем можно и нужно иметь. Мы знаем, что такие настроения нагнетаются и в нашем Отечестве. Но историческая традиция нашего многонационального народа — добрые отношения как православных и мусульман, так и представителей всех традиционных религий России — должна быть залогом мирной, спокойной и процветающей жизни.

Наша сила — в единстве. Кто-нибудь скажет: «Для того чтобы быть едиными, надо иметь что-то общее, а у нас разная вера». Отвечу вопрошающим и сомневающимся: по воле Божией у нас общие нравственные ценности, которые восходят к Десяти заповедям, которые Бог дал Моисею на Синайской горе. Этика наших народов, законодательство, которое на ее основе сформировалось, восходят к этим Божественным заветам. Мы знаем, какие огромные силы сегодня прилагаются, чтобы оторвать в первую очередь христиан от аутентичного понимания Божественного нравственного закона, и какая катастрофа происходит на богатом Западе, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысливают основы нравственности, а на самом деле не только оправдывают грех в своих общинах, но и поддерживают греховные законы. Ничего подобного не происходит в нашей стране, потому что ни православные, ни мусульмане не готовы жить по нормам, которые расходятся с волей Божией и с Божественным нравственным заветом. Это наша основа, и поэтому у нас есть фундамент для построения совместной жизни.

Слово в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике,15 мая 2016 года

 

* * *

Сегодня ведется активная полемика относительно путей дальнейшего развития нашей страны. В этом нет ничего страшного, поскольку общество — это целостный организм, и полемика свидетельствует о том, что этот организм жив, что происходит непростой процесс осознания себя,

311

 

 

осмысления путей в будущее. Тем не менее опыт России XX века показывает, насколько трагичной может быть потеря духовной преемственности, преемства традиций, сформированных на протяжении тысячелетней истории.

Слово на, заседании Попечительского совета программы «Александр Невский», 23 сентября 2014 года

 

* * *

Почему мы до сих пор не живем так, как многим хотелось бы? Совершенно очевидно, что ответ на этот вопрос кроется в сознании наших людей, их психологии, привычках и некоторых социальных условиях. Поэтому воспитание человека и работа над улучшением социальных факторов есть непременное условие того, чтобы Россия стала сильным, динамично развивающимся государством, богатой страной.

Интервью по итогам визита в епархии Крайнего Севера и Западной Сибири, 21 сентября 2015 года

 

* * *

Большинство людей не без оснований считают, что возрождение России — это возрождение экономики, возрождение науки, развитие инфраструктуры, улучшение жизни людей. И нельзя сказать, чтобы это был неправильный ответ, потому что сильная Россия не может быть внутренне слабой, будь то экономически, культурно, научно, инфраструктурно. Совершенно очевидно, что возрождение связано со всесторонним экономическим и материальным развитием страны. Совершенно очевидно, что Россия, если ей не будут сильно мешать со стороны, не просто способна к такому возрождению — она запрограммирована на него в силу наших природных богатств, в силу способностей нашего народа.

Но если говорить о возрождении России, что мы все-таки имеем в виду? Только экономику, только инфраструктуру, только науку? Но ведь это возможно и при внешнем управлении государством, и данный процесс может

312

 

 

сопровождаться упадочными явлениями в области культуры и духовной жизни, ослаблением национального самосознания. Можно ли назвать возрождением страны ее возрождение в исключительно материальном плане? Ведь возрождение предполагает оживление того, что некогда было и что было потом потеряно. Что же было в нашем народе такое, что нам необходимо возрождать?

Нам нужно возрождать силу нашего духа. Нам нужно возрождать нравственное начало — сильное, крепкое. Нам нужно возрождать наше национальное самосознание. Нам нужно возрождать духовную мощь нашего народа. А все то, что определяет подлинное возрождение, действительно связано с духовной жизнью человека.

И здесь нельзя сказать, что такое возрождение запрограммировано. Да, действительно, душа наших людей предрасположена к духовной жизни и чувствительна к вопросам духовного бытия. Но ведь мы проходили и через периоды забвения духовной жизни, отказа от духовной жизни, разрушения святынь. И произошло это потому, что нашему народу было навязано массовое помрачение сознания и мы погрузились на долгие годы в иное бытие. Поэтому не может быть возрождения страны без возрождения духовной жизни.

Кризис — этоне только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности, заставляет людей задуматься.

Не получится ли так и сегодня, что нашему возрождению помешают новые фантомы, новые ложные идеи, которые сегодня усиленно предлагаются нам через средства массовой информации и особенно через Интернет? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Я только знаю, что все мы вступили в эпоху очень серьезной борьбы — борьбы за будущее нашего Отечества, за будущее нашего человека. Мы сегодня совсем не такие, какими были в начале XX века наши предки, у нас нет такого прекраснодушного оптимизма и такой наивности, но ведь и притяжение новых идей куда сильнее и куда значительнее того, что было сто с лишним лет назад. Перед нами новые вызовы и новые проблемы, на которые мы должны ответить таким образом, чтобы обеспечить поступательный духовный, культурный,

313

 

 

интеллектуальный рост нашего народа. Вот от этого и будет зависеть возрождение Отечества.

Очень важно, чтобы все здоровые силы общества сегодня объединялись для подлинного возрождения России. Церковь, наука, искусство, культура, образование, спорт — все это должно работать на укрепление духовных основ жизни нашего человека. А каков будет результат? А результат зависит от нас с вами, от нашей способности идти к поставленной цели и не поддаваться на очередные обманы и искушения.

«Слово пастыря», 5 декабря 2015 года

 

* * *

Когда меня спрашивают, как я смотрю на будущее России, нашего народа, Русской Церкви, то я со смирением и упованием на волю Божию всегда говорю: «Лучшее ждет нас впереди». Мы не должны посрамить тяжкого опыта предшествующих поколений, их надежды на полное восстановление и развитие духовной жизни народа и Отечества. В этом большом общенародном делании принимают участие все. Как Патриарх я счастлив видеть и сознавать, насколько важными являются перемены, через которые мы сейчас проходим.

Слово на приеме по случаю празднования Дня славянской письменности и культуры, 23 мая 2016 года


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.